Лайт-версия экспедиции "Карагем-2015". Этап "Карагем"
Ну что же, продолжение алтайской одисеи, начатой у подножия Ак-Тру.
После расставания с новосибирской компанией в Курае заехали в Кош-Агач, перекусить да подзаправиться. В те дни пока мы елозили по Ак-Тру основной состав экспедиции пытался выполнить задуманное. Путешествие до условного Карагема было отчасти в слепую (не понимая точно, а куда же надо) в надежде, что может ещё не всё закончилось и не все разъехались. Что касаемо Карагемского перевала, то он претендует на звание самый высокогорный из доступных для автомобилей перевалов на Алтае, в почти 3000 метров высотой. Примерно такой же высоты прохождения дороги и перевал Теплый ключ. Что интересно, что климат в районе Карагема позволяет на этой высоте расти флоре свойственной альпийской тундре. Обычно на Алтае с 3000 метров уже пустыня.
Свернули с Чуйского тракта после Ортолыка и по асфальту перешедшему в ровную гравийку покатили куда-то туда. Тревожные признаки завершения мероприятия появились так сказать сразу, за короткий промежуток до Бельтира нам на встречу проехало по одному три подготовленных джипа с номерами разных регионов. Оп-па... походу отфестивалили уже… ну да ладно, мы хоть осмотримся, а потом, как и планировали - пойдем на плато Укок на самый юг Алтая.
Наиболее короткая дорога к перевалу идет как раз с Чаган-Узуна, через практически полностью разрушенное Чуйским землетрясением 27 сентября 2003 года (подземные толчки магнитудой до 8 баллов) казахское село Бельтир.
После землетрясения поселение частично было восстановлено. Власти предложили жителям разрушенного села переселиться во вновь построенный Новый Бельтир, но воспользовались этим предложением не все. Большая часть населения переехала в новое село (больше 1000 человек), но многие остались из-за основного вида деятельности — отгонного животноводства (наверно не более 300 человек). Старый Бельтир частично восстановлен, но своей основной части выглядит вот так.
В округе Бельтира нельзя сказать, что буйные сенокосы. Скот на самом деле гоняют за Карагемский первал, но и тут есть совершенно фантастические по своей красоте места вполне себе пригодные для скотоводства.
Прочитав про мост на барнаульском форуме, мы пересекли Талдуру и поехали какими-то не сильно угадываемыми извилистыми дорогами по местным достопримечательностям, повидали "Луну" (серо-коричневые склоны гор), покосы, пересекли разные речки и ручьи, но до Джело… не доехали.
Но проезжая по этой "дороге" мы смогли увидеть то, что было уже действительно великолепно и даже грандиозно. Такого я ещё не видывал. В реальности то, что на фото вверху, выглядит как фантастический каньон, что-то среднее между Аризоной и Новозеландией. Дух захватывало от масштаба. А на моей фотографии какая-та эрозия почв получилась (( Вот такие тяжкие последствия от ошибки выбора точки съемки!
Как потом выяснилось, мы поторопились и переехали по не тому мосту. Нужный нам был сразу после Бельтира, а не в нем самом. Когда переезжали не по тому мосту, местные мужики занятые погрузкой сена в грузовик, как-то заинтересовано нас проводили взглядами. Мы конечно подумали. что уже надцать не первые за эти дни и аборигенов просто интересует — куда это мы все. А на самом деле скорее всего мысли были примерно — и куда это они так бодро в никуда?
Ехали мы ехали, но когда начались прижимы с прилично волнующими уклонами в бездну, да к тому же дорога уже угадывалась весьма условно, как-то подумалось, что данное направление как-то мало похоже на изъезженное массой машин. Тем более после нас оставался такой хороший след от колес, а вот перед нами ни чего подобного не было.
Повернули назад. Встретившийся по дороге битком набитый женщинами и детьми жигуленок, водители которого наставили нас на правильный путь :), показав короткую дорогу до Бельтира и мы поехали по очень узкой дорожке, огибающей скалу. При этом поражались триальным возможностям только что здесь проехавшего жигуля и пофигизму к такому уклону автотропинки у местных драйверов.
Вернувшись в Бельтир поехали уже по другой, правильной стороне Талдуры, где не так давно видели три машины, несущихся в нужном направлении. Нужный же мост через реку оказался в нескольких километрах дальше от поселка.
Проехав часть пути, мы увидели как впереди нас тройка бодро заныривая в водяной поток пересекла русло Джело. Местности не знаем, вокруг не души - отставать нельзя! Полезли следом в брод, хотя в одного, я бы в эту речку не полез.
Оказавшись на одном берегу, познакомились с честной компанией, которая и была нужна нам для последующих приключений. Они всё знали, они были на связи с основной группой и радушно пригласили нас присоединиться к биваку. Расположившись в месте слияния рек Талдуры и Джело мы были посвящены в замыслы экспедиции, в обстановку на данный момент и планы на ближайшие дни.
Из полученной рекогносцировки на местности узнали, что штурм 6+ всё таки не увенчался окончательным триумфом. Более того, "котлеты", что должны были проломиться к прорыву начали раскладываться. Как раз параллельно нам одна котлета для другой отбивной везла из цивилизации новое сцепление. Мы уже слышали по рации их переговоры при прохождении гонцом Карагемского перевала.
Т.к. основная экспедиция решила на следующий день возвращаться и прокатиться в утешение до Талдуринского ледника, мы решили успеть с утра доехать до перевала и уже по дороге обратно упасть на хвост. А наши новые знакомые с утра сразу пойдут до ледника. Разведка, так сказать. Народу обещало быть не особо много, т.к. состав за пару-тройку прошедших дней серьезно посыпался: кто до дому, кто поломался, кто испугался и т.д. По дороге к перевалу насчитывали под 50 машин, а непосредственно на поляну пошло чуть ли не в два раза меньше.
Не мое фото. Вот этот конгломерат пойдет на штурм поляны. Сзади притаилась стайка квадриков, любопытствующая посмотреть массовое самоубийство за раз такого количества машин.
Итак, утро пришло и …
По дороге к перевалу бодро бродят стада яков и похожих на яков коров. Вот эти пытались с нами на перегонки взобраться на перевал ведущий в долину Джело уже из которой и подбираешься к Карагемскому перевалу. Мы испугались и ускорили подъем-отрыв от резко засеменившего копытами стада, что буквально ринулось нам на перерез, а потом ещё преследовало метров 100. )) Может они пылью от машины не хотели потом дышать …
Если ехать аккуратно, то перевал вполне покорим для полноприводного кроссовера. Дорога туда и обратно была просто замечательная по сравнению с той же "дорогой" до альплагеря Актру.
Полученная в рунете информация о перевале гласила, что успевать на него надо с утра пораньше, т.к. поднявшееся солнце быстро нагревает горы, травы и лужи, что дают очень густую белую дымку не дающую увидеть окружающие вершины, включая Белуху. Поэтому в 9 утра были уже на перевале.
Но что-то включило у меня в голове ручник и, в течении получаса когда долина была ещё прозрачна, я любовался так сказать, бродил, сидел, смотрел, приценивался …, что-то бессмысленно щелкал. Но вот солнце быстро нагрело горы и долину и появилась быстро уплотняющаяся дымка, что лишила меня возможности снимать в достойном качестве. Прощелкал клювом я время для съемки, в общем ( Обидно, что даже когда тучи скрывали солнце, дымка ни куда не девалась.
Буквально через несколько минут после этого кадра горизонт, как стерли тряпкой. Прямо как мел с доски стирает — грязная уже от этого самого мела тряпка, оставляет лишь разводы и белесый фон.
Поприсутствовав на перевале около 1,5 часов двинулись в обратную дорогу.
Спустились обратно с перевала мы уже по легкому дождику. Судя по репликам в рации возвращающаяся с прорыва экспедиция уверено нас нагоняла. При последнем спуске в хвост уперся квадрик, а как только мы спустились прикатил и основной состав. Так как встали мы рядом с спуском на самом сухом и ровном месте, то вокруг нас остановились и прочие машины. Сидим, на всех смотрим, все поглядывают на нас. Пошел я знакомиться/проситься в состав. Первый вопрос по рации после знакомства был — а что у новеньких есть с собой выпить? Покаялся в прямом эфире, что вообще ничего нет и более того, накануне у ваших соратников, что ушли уже на Талдуринский ледник, мы ещё и ... :). В эфире раздались крики болезненного возмущения и общественного порицания, и даже кто-то задал не риторический вопрос — а ... такие нам тут вообще нужны?!
В общем, это было посвящение в экспидиционеры :) А я тихо порицал себя, что забыл дома при сборах специально ведь прикупленную для похода бутылку виски )
Погода становилась все хуже и хуже, полил весьма сильный дождь и поэтому группа не рассусоливая выдвинулась по направлению к Талдуринскому леднику. Заход в нужную нам долину реки Талдура как раз находился в месте где сливаются река Джело и сама Талдура. С этого места мы уходили на Карагемский перевал, с него же, вернувшись, мы пошли на Иикту к леднику.
После расставания с новосибирской компанией в Курае заехали в Кош-Агач, перекусить да подзаправиться. В те дни пока мы елозили по Ак-Тру основной состав экспедиции пытался выполнить задуманное. Путешествие до условного Карагема было отчасти в слепую (не понимая точно, а куда же надо) в надежде, что может ещё не всё закончилось и не все разъехались. Что касаемо Карагемского перевала, то он претендует на звание самый высокогорный из доступных для автомобилей перевалов на Алтае, в почти 3000 метров высотой. Примерно такой же высоты прохождения дороги и перевал Теплый ключ. Что интересно, что климат в районе Карагема позволяет на этой высоте расти флоре свойственной альпийской тундре. Обычно на Алтае с 3000 метров уже пустыня.
Свернули с Чуйского тракта после Ортолыка и по асфальту перешедшему в ровную гравийку покатили куда-то туда. Тревожные признаки завершения мероприятия появились так сказать сразу, за короткий промежуток до Бельтира нам на встречу проехало по одному три подготовленных джипа с номерами разных регионов. Оп-па... походу отфестивалили уже… ну да ладно, мы хоть осмотримся, а потом, как и планировали - пойдем на плато Укок на самый юг Алтая.
Наиболее короткая дорога к перевалу идет как раз с Чаган-Узуна, через практически полностью разрушенное Чуйским землетрясением 27 сентября 2003 года (подземные толчки магнитудой до 8 баллов) казахское село Бельтир.
После землетрясения поселение частично было восстановлено. Власти предложили жителям разрушенного села переселиться во вновь построенный Новый Бельтир, но воспользовались этим предложением не все. Большая часть населения переехала в новое село (больше 1000 человек), но многие остались из-за основного вида деятельности — отгонного животноводства (наверно не более 300 человек). Старый Бельтир частично восстановлен, но своей основной части выглядит вот так.
Знак на въезде в село или не поддался стихии или установлен заново. Бельтир исторически
достаточно молодое село, возникло не во времена алтайской принцессы, а всего лишь в 1922 году.
достаточно молодое село, возникло не во времена алтайской принцессы, а всего лишь в 1922 году.
В округе Бельтира нельзя сказать, что буйные сенокосы. Скот на самом деле гоняют за Карагемский первал, но и тут есть совершенно фантастические по своей красоте места вполне себе пригодные для скотоводства.
Прочитав про мост на барнаульском форуме, мы пересекли Талдуру и поехали какими-то не сильно угадываемыми извилистыми дорогами по местным достопримечательностям, повидали "Луну" (серо-коричневые склоны гор), покосы, пересекли разные речки и ручьи, но до Джело… не доехали.
"Аризонский" каньон.
Но проезжая по этой "дороге" мы смогли увидеть то, что было уже действительно великолепно и даже грандиозно. Такого я ещё не видывал. В реальности то, что на фото вверху, выглядит как фантастический каньон, что-то среднее между Аризоной и Новозеландией. Дух захватывало от масштаба. А на моей фотографии какая-та эрозия почв получилась (( Вот такие тяжкие последствия от ошибки выбора точки съемки!
Как потом выяснилось, мы поторопились и переехали по не тому мосту. Нужный нам был сразу после Бельтира, а не в нем самом. Когда переезжали не по тому мосту, местные мужики занятые погрузкой сена в грузовик, как-то заинтересовано нас проводили взглядами. Мы конечно подумали. что уже надцать не первые за эти дни и аборигенов просто интересует — куда это мы все. А на самом деле скорее всего мысли были примерно — и куда это они так бодро в никуда?
Ехали мы ехали, но когда начались прижимы с прилично волнующими уклонами в бездну, да к тому же дорога уже угадывалась весьма условно, как-то подумалось, что данное направление как-то мало похоже на изъезженное массой машин. Тем более после нас оставался такой хороший след от колес, а вот перед нами ни чего подобного не было.
Повернули назад. Встретившийся по дороге битком набитый женщинами и детьми жигуленок, водители которого наставили нас на правильный путь :), показав короткую дорогу до Бельтира и мы поехали по очень узкой дорожке, огибающей скалу. При этом поражались триальным возможностям только что здесь проехавшего жигуля и пофигизму к такому уклону автотропинки у местных драйверов.
Вернувшись в Бельтир поехали уже по другой, правильной стороне Талдуры, где не так давно видели три машины, несущихся в нужном направлении. Нужный же мост через реку оказался в нескольких километрах дальше от поселка.
Проехав часть пути, мы увидели как впереди нас тройка бодро заныривая в водяной поток пересекла русло Джело. Местности не знаем, вокруг не души - отставать нельзя! Полезли следом в брод, хотя в одного, я бы в эту речку не полез.
Оказавшись на одном берегу, познакомились с честной компанией, которая и была нужна нам для последующих приключений. Они всё знали, они были на связи с основной группой и радушно пригласили нас присоединиться к биваку. Расположившись в месте слияния рек Талдуры и Джело мы были посвящены в замыслы экспедиции, в обстановку на данный момент и планы на ближайшие дни.
Из полученной рекогносцировки на местности узнали, что штурм 6+ всё таки не увенчался окончательным триумфом. Более того, "котлеты", что должны были проломиться к прорыву начали раскладываться. Как раз параллельно нам одна котлета для другой отбивной везла из цивилизации новое сцепление. Мы уже слышали по рации их переговоры при прохождении гонцом Карагемского перевала.
Место ночевки.
Т.к. основная экспедиция решила на следующий день возвращаться и прокатиться в утешение до Талдуринского ледника, мы решили успеть с утра доехать до перевала и уже по дороге обратно упасть на хвост. А наши новые знакомые с утра сразу пойдут до ледника. Разведка, так сказать. Народу обещало быть не особо много, т.к. состав за пару-тройку прошедших дней серьезно посыпался: кто до дому, кто поломался, кто испугался и т.д. По дороге к перевалу насчитывали под 50 машин, а непосредственно на поляну пошло чуть ли не в два раза меньше.
Не мое фото. Вот этот конгломерат пойдет на штурм поляны. Сзади притаилась стайка квадриков, любопытствующая посмотреть массовое самоубийство за раз такого количества машин.
Итак, утро пришло и …
Долина реки Джело по дороге к Карагемскому перевалу.
По дороге к перевалу бодро бродят стада яков и похожих на яков коров. Вот эти пытались с нами на перегонки взобраться на перевал ведущий в долину Джело уже из которой и подбираешься к Карагемскому перевалу. Мы испугались и ускорили подъем-отрыв от резко засеменившего копытами стада, что буквально ринулось нам на перерез, а потом ещё преследовало метров 100. )) Может они пылью от машины не хотели потом дышать …
Если ехать аккуратно, то перевал вполне покорим для полноприводного кроссовера. Дорога туда и обратно была просто замечательная по сравнению с той же "дорогой" до альплагеря Актру.
Полученная в рунете информация о перевале гласила, что успевать на него надо с утра пораньше, т.к. поднявшееся солнце быстро нагревает горы, травы и лужи, что дают очень густую белую дымку не дающую увидеть окружающие вершины, включая Белуху. Поэтому в 9 утра были уже на перевале.
Панорама с Карагемского перевала. С точки 3000+ от уровня пола.
Но что-то включило у меня в голове ручник и, в течении получаса когда долина была ещё прозрачна, я любовался так сказать, бродил, сидел, смотрел, приценивался …, что-то бессмысленно щелкал. Но вот солнце быстро нагрело горы и долину и появилась быстро уплотняющаяся дымка, что лишила меня возможности снимать в достойном качестве. Прощелкал клювом я время для съемки, в общем ( Обидно, что даже когда тучи скрывали солнце, дымка ни куда не девалась.
Исчезающая в дымке гора, что левее от центра и есть Белуха.
Буквально через несколько минут после этого кадра горизонт, как стерли тряпкой. Прямо как мел с доски стирает — грязная уже от этого самого мела тряпка, оставляет лишь разводы и белесый фон.
Ищем на горизонте с любимым питомцем Белуху. А перед нами по фронту ледник Йолдоайры.
Поприсутствовав на перевале около 1,5 часов двинулись в обратную дорогу.
При спуске с перевала обнаружили вот такую сказочную красоту. Настоящий ковер.
Пастух, что едет по красоте обозревать подотчетные стада.
На прилично расстоянии по верху от пастуха бодро семенил вот такой вот колдунский пёс увешанный всевозможными феничками и амулетами.
Спустились обратно с перевала мы уже по легкому дождику. Судя по репликам в рации возвращающаяся с прорыва экспедиция уверено нас нагоняла. При последнем спуске в хвост уперся квадрик, а как только мы спустились прикатил и основной состав. Так как встали мы рядом с спуском на самом сухом и ровном месте, то вокруг нас остановились и прочие машины. Сидим, на всех смотрим, все поглядывают на нас. Пошел я знакомиться/проситься в состав. Первый вопрос по рации после знакомства был — а что у новеньких есть с собой выпить? Покаялся в прямом эфире, что вообще ничего нет и более того, накануне у ваших соратников, что ушли уже на Талдуринский ледник, мы ещё и ... :). В эфире раздались крики болезненного возмущения и общественного порицания, и даже кто-то задал не риторический вопрос — а ... такие нам тут вообще нужны?!
В общем, это было посвящение в экспидиционеры :) А я тихо порицал себя, что забыл дома при сборах специально ведь прикупленную для похода бутылку виски )
Погода становилась все хуже и хуже, полил весьма сильный дождь и поэтому группа не рассусоливая выдвинулась по направлению к Талдуринскому леднику. Заход в нужную нам долину реки Талдура как раз находился в месте где сливаются река Джело и сама Талдура. С этого места мы уходили на Карагемский перевал, с него же, вернувшись, мы пошли на Иикту к леднику.
Нам туда, в самый, как мы думали, дождь.
Читайте также