Лаос. Первые впечатления

Первое мое знакомство с Лаосом состоялось в Таиланде. Есть на севере этой замечательной страны место под названием Золотой Треугольник. Именно там, как известно многим, находился один из мировых центров культивации опиума. Традиции его употребления пустили в этих местах настолько глубокие корни, что представителям некоторых племен до сих пор официально разрешается предаваться этой пагубной забаве. Собственно, треугольником это место называется потому, что здесь сходятся границы трех стран: Таиланда, Бирмы и Лаоса. На тайской стороне есть большой современный Музей Опиума построенный на деньги Его Величества короля Таиланда, с совершенно сногсшибательной экспозицией, в котором, к сожалению, запрещена фото- и видеосъемка, поэтому вам придется просто поверить мне на слово. Экспозиция рассказывает очень подробно о том, сколько бед местному населению принесли опиумные войны, которые вела британская корона против Китая, и как британские завоеватели подсадили азиатское население на опиум с целью извлечения сверхприбылей от его продажи. Мутная, но очень показательная история.



Казино на бирманской стороне
В Бирму обычному туристу здесь дорога закрыта, туда направляются толпы тайцев поиграть в приграничном казино. В Лаос же попасть очень легко, вернее, на один из островков Меконга, относящихся к Лаосу, такой своеобразный Лаос лайт. Перевозят туда на неприлично высокой скорости на утлой лодчонке с бешеным мотором. Каждая, даже самая крохотная волнушка, воспринимается пятой точкой как твердая кочка.



И вот по этим кочкам лодка подвозит вас к маленькому причалу, поднявшись по которому вы тут же оказываетесь в объятиях пограничника, который собирает плату в размере 20 бат за пребывание на острове. Они это называют визой, хотя русским, в отличие от граждан большинства стран, никакая виза в Лаос не нужна. Но не будешь же спорить из-за такой мелочи.



Достопримечательности островка ограничиваются маленьким рынком, на котором можно купить продукцию местного производства, как то: водку со змеями, средства народной медицины, амулетики и прочие мелочи. Также, судя по количеству сваленных тут и там в кучи пустых бутылок, прибывающие «туристы» активно употребляет местное пиво, Beer Lao, которое, к слову, с успехом экспортируется во многие страны мира.



Еще есть профессиональные попрошайки, а больше даже и вспомнить нечего. В общем, своеобразный такой опыт совершенно бессмысленного убийства времени.



Вот такой он был, первый опыт посещения Лаоса. После него, примерно через год после описанных событий, было еще короткое, четырехдневное путешествие по югу страны, о котором, наверное, стоит написать отдельно.
Вообще, Лаос сам по себе производит впечатление крайне отсталой страны, если не сказать хуже. Но в этой ее отсталости и кроется, отчасти, то невероятное очарование, которое воздействует на любого человека, который не запирается в коконе собственных предубеждений и комплексов.



Государственный строй в Лаосской Народно-Демократической Республике – буддийский социализм, и в этом нет никаких противоречий, как кажется на первый взгляд. Идеи социализма отлично вписываются в буддийские принципы построения общества, и наоборот. Человеку, выросшему в Советском Союзе, да как, пожалуй, и западному туристу, наверное, странно видеть детей в красных галстуках на территории буддийского монастыря. А ничего удивительного: именно в монастырях нередко располагаются школы. И пионеры (или как они там, в Лаосе, называются), и монахи встречаются буквально на каждом шагу, поэтому постепенно перестаешь ощущать это явление как когнитивный диссонанс. Подобный хитрый ход конем во многом позволил избежать кровопролитных гражданских войн, которые охватили соседние страны в 60-е годы.



Вьентьян, столица Лаоса, оказался на удивление крохотным, совершенно провинциальным городком с населением чуть менее 800 000 человек, что для главного города государства, конечно, не ахти какое большое количество. Достопримечательности столицы ограничиваются несколькими храмами, включая Храм Изумрудного Будды, в котором в 16 веке хранился тог самый знаменитый Изумрудный Будда, который теперь установлен в одноименном храме в столице Таиланда, Бангкоке. Также безусловный интерес представляет буддийская ступа Пха Тат Луанг, которая является символом страны, и изображение которой встречается в Лаосе повсеместно. По легенде, ступа была сооружена в 3 веке до нашей эры миссионерами индийского императора Ашоки, которые распространяли буддизм в этих краях. В ней находится ценнейшая реликвия – грудная кость Будды. В результате раскопок, однако, ученые установили, что наиболее древним сооружением на этой территории был кхмерский монастырь 12 века. Некоторые из найденных артефактов можно увидеть во внутреннем дворе монумента, вдоль стены, окружающей ступу. Нынешнее сооружение датируется 16 веком, когда столица королевства Лангсанг была перенесена из Луанг Прабанга во Вьентьян.



Если символом Лаоса является Пха Тат Луанг, то символом самого Вьентьяна можно назвать Триумфальную арку Патусай, что можно перевести как Ворота Победы.



Она была построена в честь солдат, погибших в борьбе за освобождение Лаоса от французского владычества. Интересна также история строительства арки. Бетон, из которого ее соорудили, был поставлен в Лаос американцами и предназначался для строительства новой взлетно-посадочной полосы. Однако лаосцы решили по-своему, и правильно сделали. От бетонной полосы в наши дни не осталось бы ни следа, а арка стоит себе и радует глаз, правда, лишь с некоторого расстояния. Вблизи она не кажется такой уж величественной ввиду своего довольно обшарпанного состояния. К 2010-му году городские власти хотели построить 2 лифта для подъема на верхний уровень. Но этим планам так и не суждено было сбыться – помешал мировой кризис, из которого страна, благодаря появившимся в последние годы массивным китайским инвестициям, потихоньку выкарабкивается.



Недалеко от столицы, всего лишь в часе езды по совершенно разбитой дороге, находится так называемый Будда-Парк, место, которое редко посещается туристами, очевидно из-за своей относительной труднодоступности. Попасть туда можно только на арендованном транспорте, что для индивидуального путешественника довольно накладно. А парк действительно стоит того, чтобы его посетить. Здесь находятся более 200 буддийских и индуистских статуй, созданных в 1958 году под руководством и по эскизам скульптура Бунлыа Сулилата, который после победы Революции покинул Лаос и поселился на противоположном, тайском берегу Меконга, где создал аналогичный парк. Только произошло это 20 лет спустя. Статуи выполнены из армированного бетона, благодаря чему, несмотря на относительную молодость, выглядят довольно старо. Кое-где уже торчат куски арматуры, а бетон повсеместно покрыт слоями патины и лишайника. Если в ближайшее время не будут начаты реставрационные работы, то мы рискуем в скором времени потерять этот довольно интересный памятник скульптуры.



В парке есть кафе, где можно выпить охлажденный кокос или пиво, а также перекусить. Но я советую вам потерпеть до выхода из парка, и купить прохлаждающие напитки в магазинчике через дорогу. Владелец этой крохотной лавочки несколько лет прожил в Новосибирске, и будет очень рад немного поболтать с вами на русском языке. Вообще, в Лаосе довольно часто можно встретить людей, владеющих русским. Это, как правило, люди в возрасте за пятьдесят, которые когда-то в больших количествах посылались своей страной на учебу в советские профессионально-технические заведения и техникумы. Так что, русский дух живет на лаосской земле, благодаря этим замечательным людям. А лаосский дух можно ощутить, если приобрести у нашего новосибирского друга бутылочку лаосской водки, которая называется лао лао, где первое «лао» означает алкогольное опьянение, а второе «лао» уже относится к стране производства. Не бойтесь отравиться, но и не переусердствуйте с количеством.



Буквально пару слов скажу и о лаосской кухне, которая, в общем-то, мало чем отличается от кухни тайской, но одно из блюд, отчего-то, у лаосцев получается лучше, чем у соседей. Речь о супе с лапшой, который можно отведать в одном из многочисленных специальных заведений, разбросанных по всему Вьентьяну. Ничего, кроме супа, там, как правило, не готовят. Подается он с большим количеством травы и стручковой фасоли. Зелень следует разобрать по листочкам и побросать в суп, а фасоль просто употреблять вприкуску. Лайм, который также подается вместе с супом, нужно выжать прямо в тарелку. Соус коричневого цвета, подаваемый в маленькой плошечке, используется для макания туда кусочков или шариков мяса, которые плавают в супе. Поедается все это при помощи палочек и ложки. Также рекомендую добавить в суп немного рыбного соуса, того самого, который готовится из протухшей (а на самом деле, ферментированной) рыбы. Это добавит ему пикантности, а также послужит отличной заменой соли, которую, впрочем, здесь на столах и не увидишь. В ее качестве выступают рыбный и соевый соусы. Соевый соус в подобных недорогих заведениях употреблять нежелательно, так как это обычно самый дешевый соус, изготавливаемый как угодно, но только не так, как он должен изготавливаться на самом деле. Рыбного соуса это не касается, он всегда натуральный и неизменно отдает тухлятинкой. Но не волнуйтесь, эта пикантная нотка совершенно теряется после добавления соуса в пищу, а вот сама пища приобретает при этом пикантные нотки. То есть, рыбный соус, являясь отличной заменой соли, играет, в том числе, и роль натурального усилителя вкуса.



Но, конечно, Вьентьян, как правило, ни для кого не является главной целью путешествия в Лаос. Более того, немалое количество путешественников даже не вносит столицу Лаоса в свои дорожные планы. Основное сокровище Лаоса – это его природа: девственные леса, бурные реки, водопады, горы. Это то, чем Лаос привлекает с каждым годом все больше и больше людей, ищущих контакта с природой, а также находящихся в поиске себя. Наблюдение за бытом местных жителей, за их поведением позволяет по-другому взглянуть на то, как мы живем, и откорректировать свои привычки и поведение, приведя их в соответствие с окружающим миром и людьми. Все эти слова кажутся пустым звуком, но как только человек окунается в этот прекрасный в своей безмятежности, дивный мир, как будто застрявший где-то на обочине мирового прогресса, то постепенно проникается их значением, а в трудные моменты жизни обращается к полученному там опыту, который учит умению отстраниться от повседневности и посмотреть на проблему спокойно, со стороны, как это умеют делать лаосцы, пожалуй, самые невозмутимые и миролюбивые жители Индокитая.



К сожалению, наши люди еще не готовы открывать для себя красоты этой дикой и загадочной страны. За несколько лет работы гидом в Юго-Восточной Азии я по пальцам могу пересчитать клиентов, которые отважились на подобное путешествие. Но все, кого я имел удовольствие сопровождать в этих поездках, в один голос утверждали, что получили совершенно бесценный опыт, и готовы при возможности приезжать в Лаос снова и снова.