Манаус, Амазония

В Амазонии побывала не раз. Там вплотную наблюдала загадочный, малоизученный регион нашей планеты. Наибольшее любопытство вызывали люди со своим укладом жизни. Вот и про столицу амазонского края стоит рассказать, есть у неё своя фишка. 

Приехала туда по земле из Гайаны. Время около одиннадцати утра, а это замечательно, когда впереди всё ещё длинный световой день.

Пасмурно и серо вокруг, что после испепеляющего солнца Гайаны доставляло наслаждение. Потихоньку накрапывал тёплый дождь, приятная температура стала отдушиной для измученного жарой тела. Облегчённо вздохнула и подумала:

— Наконец-то, отдохну от гайанского солнца и сниму надоевшую до чёртиков шляпу.

Прежде всего предстояло разобраться с проживанием на несколько дней. Устроилась в гостиницу, где сделали приличную скидку в цене. Как было не радоваться? Солнца нет, жары тоже, ещё экономия за жильё!

Плюс ко всем приятным мелочам обаятельный сотрудник рецепции ответил на интересующие меня вопросы. Уж так не терпелось увидеть Манаус - эту бывшую столицу каучукового края. Уже успела заметить название города на номерах машин. Забавно.

Потребовался час на процедуры личной гигиены, и вот я уже иду по улицам. Моя программа минимум уместилась в два пункта — найти туристическое агентство, чтобы определиться с интересующими маршрутами в окрестностях Риу Негру, и выкупить билеты на рейс до Рио-де-Жанейро, а оттуда до колумбийской Летисии.

Центр Манауса ухожен и просторен. Настроение певучее. Тут решительно сказала себе:

— Хорошо-то как! Да Бог с ними, с делами, на завтра отложу билеты с экскурсиями. Позволю себе сегодня ни о чём не думать.

От этой мысли стало ещё отрадней и двинулась по образцовым улицам с домами колониального периода. Весело окрашенные стены, расписные машины и граффити на уличных ограждениях ярко и недвусмысленно представляли свой регион. 

Мои глаза так соскучились по прекрасному сюжету, что не хотела сейчас видеть подноготную этой столицы и живущих на её дне жителей. Решила, с главной площади сегодня не уйду. Эти неглубокие мысли прервала местная бабушка с внуком, предупредив:

— Фотоаппарат при съёмке надо вешать на руку, иначе хулиганы вырвут из рук, и не заметите как. Это Вам Бразилия, а не Европа!

Тут я с какой-то ребячливостью ответила смеясь:

— А мне не жалко! Я сама его только что украла на соседней улице!

От своего глупого ответа вдруг стало так весело, что бабушка оценила дурацкую шутку и рассмеялась вместе со мной. Мы ещё посидели в сквере, поговорили, я спросила об оперном театре Манауса, и пожилая женщина указала направление к знаковому месту. А вскоре сама увидела указатель.

С оперным театром, что на  фотографии ниже, связана удивительная история любви. Её я знала задолго до посещения Бразилии, и как-то подсознательно, а может быть осознанно стремилась именно сюда, в столицу штата Амазония. Мне хотелось увидеть многое, плюс ко всему здание театра, чтобы в той волнующей истории больше не оставалось вопросов.

Оперный театр открыт в конце 19 века, во времена каучукового бума. 

Именно здесь произошла трепетная история отношений. Я запомнила её надолго. Событие не связана с путешествиями, поэтому читать её или нет каждый решит сам, но мне она кажется занимательной. 

***

Апрель 1947 года. Джузеппе Лаццо - прославленный бас нью-йоркской Метрополитен оперы потягивал сок на террасе отеля в Рио.Турне по Бразилии заканчивалось через четыре дня. Триумф близок Гонорары обещались баснословные. В этот момент в дверь постучали, прервав приятные мысли. 

Маленький человек в шляпе представился импресарио оперного театра Манауса. Выглядел робким, но был настойчив.Неприятный свистящий голос настораживал и резвл слух. Предложение оказалось невроятным. 

Шесть концертов в оперном театре Манауса за $20 000! Вдвое больше, чем за всё турне по Бразилии. Мысли путались. манаус. Город на Амазонке, хаброшенный, пользующийся дурной славой, жертва каучукового кризиса. Как может захолустный театр предложить вдвое больше, нежели все богатые города Бразилии вместе взятые? В подтверждение своих слов человечек вытащил пачку зелёных банкнот, половину гонорара, и передал певцу. Отказаться тот не смог. Условие было одно - не задавать вопросов, что бы не случилось. 

Странная история. Никто из друзей не знал манаусского импресарио. Но $20 000!

Через четыре дня певец в назначенное время был в аэропорту. Двухместный частный самолётик взял курс на Манаус. Пилот оказался немым. Попытка переговоров не удалась.

В Манаусе ожидало такси. Жалкий отель. Тревога переросла в страх. Никто не знает, что он здесь, в этом печальном городе. Оперный театр больше похож на руины. Афиш о его концертах нет. Что это значит? Злость кипела.

По возвращении в холле отеля ждал импресарио, который увёл певца в номер, не дав разгореться прилюдному скандалу. А уже здесь потухшим голосом объявил, что он соврал. Выступление будет происходить не в опере и, вообще, концертов будет не шесть, а всего... один.

Взрыв негодования у Лаццо. 

- Один концерт за $20 000! Что Вы от меня хотите?

- Ничего. Будете только петь, - и передал список арий из репертуара певца.

Лаццо онемел. Ему что, всё это снится? Голос импресарио вернул к реальности. Вторая часть гонорара в $10 000 легла на стол.

- Завтра в восемь вечера придёт машина.

Ночь прошла без сна. Что может за этим скрываться? Никакой Карузо столько не получал! Его парализовал страх. Как выбраться из этого Манауса?

Машина пришла в восемь вечера следующего дня. За рулём американского лимузина сам импресарио. Лаццо покорно сел рядом. Он уже почти не сомневался, что это похищение. Автомобиль выехал из города и помчался по бездорожью джунглей. Певец серьёзно пожалел о случившемся. Через час остановились у высокого деревянного барака, и импресарио впервые улыбнулся. У артиста вспыхнула надежда. 

В здании стояла темнота. Лабиринт из коридоров и лестниц. А вот и кулисы! Занавес! Настоящая сцена в свете пожекторов, рояль. Седовласый аккомпаниатор сухо представился, появившись из-за кулисной темноты. Десять минут на подготовку.

Ясных мыслей не было. Лаццо чувствовал себя по другую сторону человеческой логики. Для кого он будет петь? Кто заплатил $20 000?

Подняли занавес. В зале полный мрак. Певец оцепенел. Аплодисментов нет. Неужели концерт перед пустым залом? Едва уловил скрип сидений, шелест платьев и сдерживаемое покашливание. Почему зрители не позволяют себя увидеть? За весь концерт ни единого хлопка, но тишина была почтительной. Контакт с призрачной аудиторией был налажен и хотелось превзойти самого себя. Лучше он никогда не пел!

Через полтора часа занавес опустили. Маленький человечек со скрипучим голосом был бесконечно благодарен и тронут. Долго жал руку.

***

Через много лет открылась невероятная правда. Лаццо рассказал эту историю врачу из Манауса, а тот поведал, что в двадцати километрах от города есть деревня. Никто не осмеливается туда войти. Деревня прокажённых. Он пел для них. А импресарио, видимо, милионер, каучуковый магнат, и лдна из слушательниц была ему бесконечно дорога.

Сейчас оперный театр, это не руины 1947 года. Роскошное отреставрированное здание увенчано расписным куполом. Рядом на площади играют дети, на лавочках пенсионеры почитывают прессу. И совсем всё не так мрачно, как показалось Лаццо.

С середины 19 века театром занимались каучуковые магнаты. В своей амбициозности творили невероятные вещи. Интерьер представлен был лучшими европейскими картинами, в наилучшем гобелене, с хрустальными люстрами в позолоте.

На сцене Амазонас танцевала Анна Павлова, пел Карузо, играл Венский Симфонический оркестр музыку Штрауса, а это, возможно, лучшая классика.

Ещё тот был театр, а вместе с ним и город, пока британцы не вывезли семена гевеи и не засадили плантации своих колоний в Индокитае. Через 15-20 лет более дешёвый каучук пошёл по миру оттуда. Резина перестала быть дефицитом. 

Дальше больше. Плантации перекинулись в ЮВА. Густонаселённые азиатские страны выдавали огромные объёмы каучука благодаря дешёвой рабочей силе. А в Амазонии магнаты замучились по джунглям индейцев выискивать, кто бы на них работал. Народу во время бума полно загнали, племена индейцев уходили вглубь Амазонии, а рабочие отказались работать на каучуке за копейки и разбежались кто куда. Вслед на ними и богачи покинули город. Манаус пришёл в упадок.

 Но эти старинные особняки всё ещё хороши.

Такова история театра в неразрывной связи с каучуковой лихорадкой.

Будет интересно