Мехико. Древние каналы ацтеков

Моё первое утро в Мехико обещало насыщенный день. Прежде всех дел мне не терпелось попасть на Каналы ацтеков, для этого надо ехать в район столицы Сочимилько, куда собиралась накануне вечером, как только прилетела в столицу Мексики.

С утра в отеле разъяснили предстоящий путь. Ещё было рано и свежо. Люди спешили на работу, а мне на Каналы ацтеков надо сегодня попасть. Вместе с прохожими я шла к метро по неширокой улице в серых высоких зданиях. Их тени были длинные, и солнце ещё не пробилось до низу, оно едва всходило над Мехико. Хотелось быстрее свернуть за поворот на широкий проспект и подставить плечи зажигающимся лучам.

В нетерпении свернула на солнечную улицу, радостно и уверенно вошла в метро. Билеты по пять мексиканских песо продают в кассах при выходе на платформу к поезду.

Сначала проехала по линии метро Такуэнья и вышла на станции Пиньо Суарес. Потом необходимо было пересесть на городской автобус и часа через полтора буду в Сочимилько. Мало того, что у меня был расписан путь, тем не менее пришлось спрашивать об остановке городского автобуса у людей на рынке. Меня проводили до той площадки, где стоял нужный транспорт.

Плата за проезд равноценна плате в метро.
Район Сочимилько в мексиканской столице знает каждый горожанин. Знаменит он древними каналами ацтеков, которые дожили до нашего времени. Это настоящие водные лабиринты с общим протяжением в 180 километров. 

Когда-то на них цвели плавучие сады. Таким образом ацтеки устраивали свой быт и находили в этом удовольствие. Сейчас садов нет. Они давно пришли в запустение, и каналы от них очистили для прогулок на красивых разукрашенных лодках-трахинерас, напоминающих лодки того древнего народа Теночтитлана, который ушел в историю.

Конечно, мексиканцы называют себя ацтеками по сей день, но после времён конкисты этот народ утратил свою целостность. Следы коренных культур сохранились по всей стране, ведь Мексика на удивление бережно относится к древней истории своих цивилизаций. Одним из памятников являются каналы в окраинном районе Мехико. 

У пристани стояло огромное количество расписных лодок. Я растерялась, не зная какую выбрать. Все они имели добротную крышу, стол и скамьи вдоль него. На берегу толпились лодочники. Начался торг. Цены здесь жёсткие. Час прогулки по каналам стоит $20, а мне надо четыре часа с выходами на островах. Тут же мафия мексиканская!

У лодочников есть несколько хозяев, и цену они ни коим образом не сбрасывали. Походила я, посмотрела на эти лодки в зелёных каналах, да так обидно мне стало за этот мир. Чтобы посмотреть на объект, с нас запрашивают немалые деньги. Знают, что человек приехал с другого конца планеты и выхода у него нет, как заплатить оговорённую сумму. Всю эту мафию я оставила в покое и пошла искать ещё один причал с лодками. Уже не надеялась вернуться, а тут меня догнали. Один из лодочников согласился покатать меня по каналам за $50. Объяснил он это тем, что сегодня будний день, посетителей нет и при переходе через шлюзы очереди не будет, поэтому наша прогулка сократится по времени, значит, станет дешевле. Тут я согласилась и через десять минут уже отчаливала от берега.


 
 Лодочник шестом отталкивался от дна. Видно было, что глубина здесь небольшая. Протоки и каналы расходились по сторонам. По обоим берегам самого широкого из них расположились спортивные школы гребцов на каноэ и стадионы ведущих футбольных команд страны. Здесь, вдали от городской суеты, спортсмены отрабатывают свое мастерство. А в 1968 году тут проходили олимпийские соревнования по гребле на каноэ.

Об этих событиях на каналах знает каждый житель столицы. Горожане тут отдыхают, взяв в аренду всей семьёй лодку.

Мы двигались по путаным каналам с тихими заводями, от которых веяло романтикой, а на месте лодочника мог бы быть молодой и красивый.

Трахинеро, так здесь называют лодочников с разрисованных в ацтекский орнамент лодок, как свои пять пальцев знал водный лабиринт. Удивило, что здесь, среди буйной растительности, прятались приземистые домики и там жили люди. Большое количество маленьких островов занимают огороды, где трудятся жители этого нескончаемого лабиринта заводей, речек и речушек.

Здесь находится, так сказать, овощной район Мехико вместо погибших цветочных садов на воде. Каналы ацтеков до сих пор служат людям добрую службу.


 
Проход через шлюзовую камеру показался любопытным. Я стала непосредственным участником этого действа, а не сторонним наблюдателем. Нашу лодку подняли на более высокий уровень и выпустили на водные просторы с немалой глубиной. 

Живописные заводи заполнены птицами. Они привычно провожали нас взглядом, при этом не проявляли никакой пугливости.

Заросли папируса изумрудно зеленели своими метёлками в тени огромных деревьев. Это тот самый знаменитый папирус, из трёхгранных стеблей которого древние египтяне изготавливали бумагу для письма.  А я то думала, что папирус только в Африке растёт! 

Впереди показался паром, даже не паром, а большой плот, который курсировал с берега на берег с людьми и велосипедами. Между двух берегов был натянут стальной трос. Паромщики перебирали его руками и управляли умело плотом. Мы проплыли под самим тросом. Нам его любезно приподняли, а потом снова плот заработал.

Первый выход на сушу сделала на острове «L a LLorona», что означает «Плакса». Встретила меня статуя из дерева с жутким видом. Нечто демоническое означили люди на этом куске дерева. Подобие женщины вместо лица имело жуткую маску, наполненную ужаса. Это и была Ёрона.

Позже мне подарили книгу «Городские легенды Мехико». В ней описаны очень интересные вещи, среди них есть сведения об этом острове и об Острове кукол, а ещё много рассказов о тех местах, которые посетила позже.

Лодочник видел мой неподдельный интерес к его стране и в качестве бонуса по возвращение мы побывали ещё на одном острове. Там, как и везде, жил дачник – пожилой мужчина со своим хозяйством. Его на тот момент не оказалось дома. В городе у него была подработка – исполнять под гитару песни мариачи. Поэтому мы осмотрели его постройки самостоятельно. Я мало удивилась кроликам, черепахам, курам и ласковой рыжей собаке. На меня произвели впечатление гремучие змеи каскабель.

В специальном сетчатом вольере эти чёрные аспиды невыразительного вида как-то очень стремительно двигались. Размера небольшого, в точности напоминают ужа, только без жёлтых пятен на голове. Распространены по всей Южной Америке и местное название им бигора, обожают высокую траву, поэтому острова на каналах в Сочимилько стали для них отличным местом обитания.
***
Когда вернулись и сошли на берег, уезжать из тихого района не спешила. Исторический центр пригорода столицы надо было обойти. Тут начался следующий этап похода, а значит, другая история.