Минск. Мемориал "Линия Сталина"



Атлантический вал, линия Салпа, Линия Зигфрида, Линия Маннергейма, Линия Мажино, линия Молотова: в XX-м веке было построено множество систем укреплений, зарыто в землю сотни тысяч тонн стали и бетона.
В поездке по Белоруссии мы побывали на одной из таких линий. Линии Сталина.
Правда в Советском Союзе эти укрепрайоны официально никогда не называли «Линией Сталина». Так их именовала только немецкая пропаганда и западная пресса.

В 1930-х годах пыла построена система узловых оборонительных сооружений, состоявшая из 21 укрепрайона от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря.
Один из них располагался в нескольких десятках километров от Минска, вот туда мы и поехали.



Укрепления находятся на возвышенности, господствующей над равниной, лежащей в западном направлении.



Музейный комплекс состоит как-бы из 2 частей: площадок с образцами вооружения и укреп сооружений в поле с разбросанной вокруг разбитой ржавой техникой.
Впечатление создалось такое, что сюда стащили все что было, все что осталось после войны и было списано Советской армией.
Поэтому цельности экспозиции в голове не сложилось.



Поэтому я решил быстренько взглянуть на хорошо мне известные экспонаты на бетонных площадках, а потом идти в поле.
Большой плюс для меня, что танки не свежепокрашены, как этот "Зверобой" ИСУ-152,



или вот этот "щучий нос" ИС-3.



"Шилка" вот еще под дождем мокнет.



Все. Ушел по полю гулять. Решил вписать я эту набросанную ржавчину в окружающий дождливый пейзаж.



Так вот, своими силами гарнизон укрепрайона был способен вести длительную упорную оборону. Однако мощь укреплённого района многократно возрастает, если, помимо постоянного гарнизона, он усилен так называемым полевым заполнением.
В каждом УР помимо постоянного гарнизона желательно иметь ещё и стрелковую дивизию, а лучше — стрелковый корпус.
При таком взаимодействии долговременные огневые сооружения с постоянными уровскими гарнизонами являются стальным каркасом полевой обороны войск.



Внутри укреплённого района располагаются полковые, дивизионные, корпусные склады и хранилища, госпитали, ремонтные базы.
Всему этому больше не грозит опасность внезапно попасть под гусеницы вражеских танков.
Имея свои самые уязвимые органы управления и тылы в укреплённом районе, дивизия или корпус способны наносить мощные удары противнику, выходя далеко за обводы УР.



После присоединения к СССР в 1939—1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских республик и Бессарабии — «Линия Сталина» была законсервирована, и примерно на 300 километров западнее стала возводиться новая Линия Молотова.



Несмотря на снятие с постоянного боевого дежурства, «Линия Сталина» сыграла некоторую роль в начале Великой Отечественной войны.
Некоторые из УРов были заняты в начале июля 1941 года приписанными к ним пулемётными батальонами, а также некоторыми из отступавших частей Красной Армии, и оказывали сопротивление противнику от нескольких дней до двух недель.



Наступление немцев на Минск и Заславль по шоссейной дороге, там, где сейчас расположен музей «Линия Сталина», сдерживали красноармейцы Минского укрепленного района артиллерийского полукапонира № 134 и пулеметных дотов № 292 и № 132.



К сожалению, к началу Великой Отечественной войны работы по модернизации «линии Сталина» так и не начались, что позволило немецко-фашистским войскам, в большинстве случаев, без особых проблем ее преодолеть и захватить.



Вместе с тем, нельзя сказать, что укрепрайоны на «линии Сталина» вообще не сыграли никакой роли в Великой Отечественной войне.
Оборона советских войск в укрепрайонах «линии Сталина», несмотря даже на несовершенство сооружений, не приспособленных для отражения атак армии XX века, какой был германский вермахт, несомненно внесла неоспоримый вклад в срыв немецких планов молниеносной войны, заставляя врага на ходу менять планы, привлекать на уничтожение укрепрайонов немалые силы из ударных групп войск, теряя время и темп наступления.

В тексте использовал сведения http://www.diletant.ru/excursions/19632038/