Могильные сосны и неприступные скалы Дальневосточного морского заповедника

Зима в этом году выдалась бесснежная. Голый и безликий лес совсем не привлекает глаз. Серые деревья машут ветками на ветру, пожухлая трава и кустарник стелются по промозглой земле. Пейзаж тот ещё - холод, неприветливость, унылость.

В феврале команда PrimDiscovery по проекту "Край тайги" отправилась в Дальневосточный морской биосферный заповедник. Леса там практически нет, на то он и морской - зато побережье отличается красотой в любое время года. Договариваться о съемках где-то на охраняемых территориях времени не было. Поэтому мы решили отснять одно из наиболее посещаемых мест заповедника - бухту Теляковского.



***

И снова наш экипаж состоял их двух человек: меня, Александра Хитрова, и Демьяна Карпова. Даша, к сожалению, не смогла поехать в обозначенные даты. А поездку мы перенести не могли. Именно с 14 по 16 января различные метеоагрегаторы пророчили ясную, безветренную погоду и самое замечательное - новолуние.

Как и в прошлую поездку в Сихотэ-Алинский заповедник, мы с Демьяном, полные сил и надежд на плодотворную работу, ранним будничным утром выехали из Владивостока в сторону Хасанского района.



От Владивостока до Андреевки - 210 километров нормальной асфальтированной дороги. А вот после того, как свернете с трассы Раздольное - Хасан, для автомобиля начинается настоящее испытание: грунтовая дорога, больше похожая на стиральную доску.

Она проходит по селу Андреевка вдоль побережья бухты Троицы. Село больше похоже на одну большую базу отдыха - всюду деревянные одноэтажные домики для отдыха, сувенирные лавки, бесчисленные билборды с объявлениями о предоставлении туристических услуг. Лето - пик для владельцев баз отдыха. Летом здесь не протолкнуться: много людей, длинная автомобильная пробка. Сейчас же вместо отдыхающих по улицам снуют исхудавшие бродячие псы, базы закрыты и готовятся к очередному сумасшедшему сезону пляжных отпусков, магазины работают через один.



После сразу начинается село Рисовая Падь, ничем не отличающееся от Андреевки. Собственно, как и сам Витязь - место нашей базировки.

После Рисовой Пади дорога резко уходит прочь от моря в лес. Покрытие с каждым метром становится все хуже и хуже. Скорость падает до 10 км/ч. Крутые подъемы, спуски, и мы оказываемся на видовой площадке, откуда открывается панорама на знаменитый поселок Витязь. Знаменит он ликвидированным в 1998 году военным дельфинарием ВМФ СССР, разрушенным домом графа Яна Михайловича Янковского и, конечно же, территориальной близостью с Восточным районом Дальневосточного морского биосферного государственного природного заповедника.

С видовой дорога уходит вниз к поселку. Именно с этого момента и начинается настоящее бездорожье - торчащие из земли острые камни, выдавленная и замерзшая вода, рытвины и сильный уклон. То еще испытание для нашей Toyota Corolla.



Не без труда мы добрались до дома друзей. Кстати, они строят на Витязе лучшую базу для семейного отдыха. Подробностей раскрывать не буду - как построят, тогда и расскажу.

Разместившись у них и пообедав, мы решили не тратить время попусту, а сразу идти снимать.



В запасе было три дня и одна локация - бухта Теляковского. Другие места мы оставили на потом: бухта Спасения, мыс Астафьева, батарея №220 и маяк Гамова. Приняв совет не ехать из-за гололёда на авто, мы водрузили на себя по два рюкзака с фото- и видеооборудованием и пешком пошли по дороге в сторону охранной зоны морского заповедника. Путь занял полтора часа. Мы собирались начать с острова Томящегося сердца, но побоялись пропустить закат и спустились к морю немного ранее.



Небольшие каменистые пляжи бухты Теляковского на мысе Гамова разделены между собой неприступными скалами, врезающимися в водную пучину. О скалы с грохотом разбиваются синие воды Японского моря. На это зрелище уже многие годы неподвижно наблюдают могучие могильные сосны. Они растянулись плотной стеной по всему восточному побережью полуострова.

Могильная сосна (густоцветковая) получила такое мрачное название из-за чжурчженской мифологии - раньше таких вечнозеленых красавиц высаживали у подножья могильных холмов, так как существовало поверье, что этого дерева боятся существа ван-сян, пожирающие мозг усопшего.



Именно эти скалы и сосны стали предметом нашей трехдневной поездки. С самого раннего утра и до позднего вечера мы работали на свежем воздухе, увлеченные съемочным процессом. К вечеру первого дня поднялся сильный ветер, сделав ночную съемку невозможной. Все-таки хлипкий штатив не может позволить камере не дрожать как лист на ветру. Зато последняя ночь оказалась звездной и безветренной.



По большей части мы ходили пешком, однако во второй день решили попытать счастье и доехать до видовой полуострова Гамова на королле. Повезло - дорогу кто-то посыпал, и она не была такой скользкой. Дальше - больше. Мы не стали ограничиваться видовой площадкой, а попытались проехать еще дальше. Все-таки таскать три дня на своём горбу все это оборудование - дело не из лёгких. Верьте или не верьте, а мы смогли доехать до аншлага заповедника, который расположился на бугорке перед спуском на мыс Теляковского. Дальше ехать было нельзя - охранная зона. Да и дорога там абсолютно не для нашего автомобиля, мы и так заехали туда, куда короллы не ездят.



В день перед отъездом мы обнаружили, что стойка у нашего авто пробила резинку под капотом и болталась, как карандаш в стакане. Кое-как поставив её на место, мы поехали в Зарубино в автосервис - помимо стоек скрежетало колесо, подозрения пали на стершиеся колодки. В итоге пришлось покупать новые стойки и ступицу, а также менять колодки спереди.

Несмотря на это, проект "Край Тайги" продолжается. Демьян своими силами сделал необходимый ремонт автомобиля, и уже через несколько недель команда выдвинется в государственный природный биосферный заповедник "Ханкайский". Надеемся, к тому времени лёд еще не успеет растаять.



Справка. Дальневосточный морской биосферный государственный заповедник учрежден 24 марта 1978 года, это объект морского природного наследия. Он состоит из четырёх участков: Восточный, Южный и Западный расположены в Хасанском районе Приморского края, Северный участок – в южной части острова Попова. Это единственный в России заповедник, 98 % площади которого — акватория. В сентябре 2003 года он стал участником программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получил статус биосферного резервата.



Основные направления деятельности морского заповедника: сохранение генофонда животных и растений, а также объектов культурного и исторического наследия; охрана акватории и территории; разработка научных основ сохранения и восстановления морских и островных биогеоценозов и разработка научных рекомендаций для морского заповедного дела; изучение и мониторинг морских и островных биоценозов животных и растений; эколого-просветительская деятельность и познавательный туризм.



О проекте "Край Тайги"

Команда PrimDiscovery в течение 2018 года посетит все шесть заповедников Приморского края во время каждого сезона. Мы подготовим репортажи из поездок - тексты, фотографии и видеоролики, а также соберем информацию для шести видеозарисовок и для фотокниги о заповедниках Приморья, издать которую планируем в 2019 году.

Вы можете поддержать проект "Край Тайги"! По всем вопросам партнерства пишите на primdiscovery@gmail.com