Москва - Кольский за уикенд

- "Мы едем на Кольский полуостров!" Воскликнул я, просматривая очередные фотографии района.

За два года мечтаний о своём автомобиле, перечитал сотню различных историй на внедорожных форумах о поездках туда. Север начал манить с первого посещения Хибин. Съездив тогда на курсы по технике лавинной безопасности, покатав на сноуборде в местных горах, осталось ощущения домашности.

Даже не смотря на малую высоту гор, почти отсутствующие "блага цивилизации" в виде торговых центров, кинотеатры, кафе и прочее к чему так привык в больших городах, создавалось ощущение уюта.

Всегда хотелось побывать там летом, застать очень короткий зелёный период на полуострове.

С этими мыслями, в мгновение, было принято решение ехать. Отпуск брать не хотелось. Прикинув расстояние, рассчитав, что сможем посмотреть, нарисовался план с посещением основных достопримечательностей - посёлок Териберка, п-ов Рыбачий, Хибины.

В Териберке интересен водопад вытекающий в Баренцево море.
Полуостров Рыбачий. Крайняя Северная точка европейской части России. Классика путешествий на внедорожниках.
Хибины - трижды был зимой, теперь интересно летом.

Буквально за час накидав предварительный план, отправил нескольким друзьям. Ответы не заставили себя долго ждать. Все четыре места тут же стали заняты.

За два выходных дня, все же, не реально проехать маршрут, был взят отгул на ещё три дня. Выезд запланирован ночью, со среды на четверг. Из еды была только упаковка мюсли-батончиков и энергетические гели Арена. Внедорожных аксессуаров был минимум - лопата, набор ключей, две канистры дизеля, да пара тросов. Этот комплект всегда лежит в багажнике. Прорубаться через леса и лезть в грязь не входило в планы, расчёт исключительно на "подготовленные" дороги. Все равно лысая городская резина не позволит никуда выехать.

Выехав в час ночи, к первому пункту отдыха - Вологде доехали к шести утра. Следующая остановка на Онежском озере. Сворачиваем с трассы и через два километра кустов и луж оказываемся на берегу Онежского озера.



Вода красная и вся в пене от гуматов, плавать в такой совершенно нет желания.


Час отдыха и снова в путь. Расчёт был доехать в Териберку к десяти-двенадцати часам ночи, потратив не более суток на дорогу, не нарушая ПДД. В таком режиме питаться успеваешь только в автомобиле. А с учётом отсутствия заправок по пути, о кофе/чае/горячих пирожках можно и вовсе забыть. Проезжая Кандалакшу начинало смеркаться, но за горизонт солнце так и не ушло.



Ощущение, что мы гонимся за солнцем, периодически отставая и нагоняя его на возвышенностях. Рассвело довольно неожиданно.



Покачиваясь по холмистой дороге Мурманск - Териберка, словно по волнам, войдя в некий транс после 27 часов в дороге, за одним из перегибов взошёл ярчайший рыжий диск.



Освещая невероятными красками долину окутанную туманом.



Проехав ещё несколько десятков километров, табличка указывает на поворот в Териберку. Следующие 40км по укатанному грейдеру. У нас средняя скорость была 60 км/ч. С большими колёсами можно и быстрее, на легковушке вполне проезжаемо километрах на тех же 50-60 км/ч.


Доехав до посёлка, сначала решаем ехать к водопаду в селе Лодейное.



Первым делом встречается известное "кладбище кораблей". Несколько старых деревянных суден вкопаны, а некоторые уже проросли островками у самого берега.



Дорог, в привычном понимании, в Териберке нет. Только грунтовки разной степени убитости. К водопаду "Падун" нужно проехать через небольшой каменистый перевал, не вызывающий никаких трудностей с полным приводом. Возможно и на заднем будет так же легко.



По другую сторону перевала небольшое озеро из которого и берет своё начало Падун. Водопад находиться в каньоне и втекает прямиком в Баренцево море. Вода проглядывается до дна на десяток другой метров. Голубые волны, в этом месте, разбиваются о скалы и, чуть левее, выходят на берег из огромных круглых камней, напоминающих кладку яиц динозавров.



В старой Териберке есть два песчаных пляжа. Тёплый воздух и палящее северное солнце не заставили себя долго ждать, надо плавать! Разогревшись вдвоем бежим в восьмиградусную соленую воду. Первый раз ужасно холодный, следующие два вполне спокойно прошли. Когда ещё получиться искупаться в Северном Ледовитом океане? Мимо пляжа дорога уходит на северо-восток. Вырубленная в скалах грунтовка к проекту завода Штокмановского газоконденсатного месторождения. Все легко проходимо, кроме одного подъема-спуска. В дождливую погоду, мокрые камни и песок могут вызвать сложности. Ещё несколько километров и мы упираемся в огромную скальную стену.

С одной стороны Териберка предстаёт крайне унылым памятником былой эпохе. Были времена, когда здесь был аванпорт, судоремонтные мастерские. Был отлаженный веками рыбный промысел. Теперь же, большая часть зданий пустует, часть развалились.



В селе процветает безработица, народ особо не разговорчив. С другой стороны, планируется постройка завода, который даст массу рабочих мест. У некоторых жителей видны пластиковые окна и производящиеся работы по укреплению и реставрации домов. Видимо не все так плохо и, когда-нибудь, может не для нынешнего поколения, там станет лучше.



Надо ехать дальше - на полуостров Рыбачий.

Приграничный паспортный контроль в селе Титовка, вкусные сырные пирожки в кафешке возле КПП и начало долгой, трясучей грунтовки к Рыбачьему. Отъехав с поворота десяток километров, среди скал бьет водопад на "Пьяном ручье", притоке реки Титовка.



Название пошло от традиционных остановок "выпить за сложную дорогу". Обычаи обычаями, но мы такое неприемлем. Рядом едет Приора, порой обгоняя. При взгляде на водителя сразу видно, что он обычаи соблюдает! Чуть дальше дорога становиться более разбитая, с постоянными ямами до нескольких десятков сантиметров. На стоковой городской резине катиться комфортно на тридцати километрах в час. Большинство ям переплетаются на такой скорости, но иногда глубоко "клюёшь". Остаться без подвески нет желания. Поэтому, потихоньку продвигаемся вглубь полуострова Средний.



Где-то в лесах, не доезжая хребта Муста-Тунтури, вышла своеобразная потасовка. Ещё одни почитатели местных традиций, с мурманскими номерами на "буханке" крича в окна начинают нас то и дело подрезать, в какой-то момент чуть не столкнув в обрыв. Что у них на уме, не понятно. Не желая выяснять с ними отношения, воткнув четвертую передачу на расширяющимся участке дороге, ухожу от них далеко вперёд. Подвеска-подвеской, а жизнь дороже. Муста-Тунтури пролетели без остановок, в связи с приключившийся историей.



На перешеек между Средним и Рыбачьим выехали уже к закату, спустя полтора часа тряски на грейдере. В целом, он проезжаем на любом автомобиле. Слышал рассказы, и видел последствия заехавших на Рыбачий "копеек" и прочий транспорт лежащий в оврагах.



Передний привод не желателен. Можно застрять в одном из тысячи бродов или на одном каменистом подъёме на Среднем. Обратно его ехали в ливень, включить понижающую передачу. С въездом на Рыбачий, состояние грунтовки улучшается. Ям становиться гораздо меньше и со временем сходит на нет. Мы двигались по западной части полуострова, параллельно берегу. Здесь же и встретили закат, не менее красивый, чем рассвет в Териберке.



Первая полноценная ночевка на мысе Коровьем.


В палатке на мягком ковре из мхов.



Утро ознаменовалось севшим аккумулятором. Ночью ничего в автомобиле не работало, температура вполне комфортная. Увидев на берегу несколько машин, отправили за помощью женскую часть коллектива, начав домкратить Патрол, пытаясь его протолкнуть по мхам вручную. За полчаса толкания втроём сдвинулся на десять см. Загруженный, почти трёхтонный автомобиль, вязнет во мхе, как в болоте. Увидев поднимающийся TLC70 приготовили троса и потом заводили авто в движении с горы.



В ручную это было бы нереально. К слову, на просьбу о помощи, два экипажа отказали под предлогом, что они "уже накатались и едут домой", один высадил девушку увидев "более подготовленную для спас.работ машину" и согласился помочь экипаж из всеми нелюбимой Москвы. Разговорившись с ним, узнали много нового о полуострове, местном колорите и скорректировали свой маршрут, где сможем проехать или нет. На будущее это стало уроком, что надо своевременно менять запчасти и комплектующие и предусматривать подобные моменты. Остаться в двухстах километрах без аккумулятора, без сотовой связи, не веселая перспектива.

Тропа ведёт сначала параллельно берегу, потом и по самому песку. Там есть несколько коварных бродов, где можно попасть в прилив.



Один из таких, на пути туда был обычным ручейком, сорок сантиметров глубиной, метров двадцать шириной. Проходится без вопросов. По пути обратно вода поднялась, и глубина была уже около метра. Вода прозрачная, глубина не ощущается, можно конкретно встрять.



Еще немножко и мы добрались до крайней северной точки России!



Как и в Териберке, здесь двоякое мнение. С одной стороны классно, что дальше ничего нет. Баренцево море, Северный Ледовитый океан и никакой земли. Классно, что в такое место можно доехать на автомобиле. Что здесь чудесная природа, с чистейшей водой, пролетающими гусями, обрывающимися в море скалами и охраняющим здешние воды черным китом. А с другой стороны то, что осталось после великой отечественной войны и таких же покатушек на автомобилях.



Сказать, что там горы мусора - ничего не сказать. Словно те скалы, оставшиеся позади на Среднем, на Вайда-губе впадают в море десятки ржавых бочек. На берегу разбросаны сотни бутылок, канистр моторного масла. Нашли даже стеклянный торшер.



Полуостров принадлежит военным семьдесят лет. Последний десяток его открыли для посещения туристами. Проблема с мусором только усугубилась от этого. Огромное количество старых построек брошены и разрушены, большинство пляжей захламлены чем только не попадя.

Фотографии на "краю земли" и унылая уха из десяти сантиметровой рыбёшки затянулись до очередного заката. Пора снова в дорогу - в Хибины.


Уезжая с Рыбачьего попали в описанный выше прилив, а разбитую дорогу на Среднем ехали ночью под ливнем. То ещё удовольствие. В Хибинах первым делом надо было попасть на Перевал Геологов. Наш маршрут туда начался из посёлка Ревда, от руин бывшего горно-обогатительного комбинат.



Потратив с пяток часов на поиски нужной тропы, так ни к чему и не выехали.



Вдобавок снова пошёл ливень и мы выехали в Кировск. Мой любимый городок встретил в этот раз пасмурной погодой. Времени оставалось всего несколько часов, решили прогуляться по нему пешком. Благо город проходиться поперёк за пол часа. Посетили местное кафе "Шоколад". Там всегда ужинали зимой, возвращаясь с катания в горах. До канатной дороге у "домашней горы" Айкуайвенчорр, в городской парк с извивающимися деревьями, как в Танцующем лесе на Куршской косе и под конец прибывания нас пригласили в местный Биг Бене при музейно-выставочном центре "Апатит".



Всегда интересовало, что же в этой башне? Оказалась там супер современная экспозиция с различными интерактивными, познавательными объектами. Например, можно попробовать управлять техникой по закладке взрывчатки при разработке шахт, увидеть, как некоторые породы светятся под УФ-лампами, прокатиться на лифте до ядра земли, наблюдать в пещере за мифическим народцем саамов чакхли. Огромное спасибо Кубаревой Ольге за проведённую экскурсию.



На этом время близиться к отъезду, всем на работу через сутки. Два часа сна на берегу озера Имандра и с новыми силами дорога домой в две тысячи километров.

Что могу сказать о таком формате?

За пять дней накатали около шести тысяч километров. Было три района для посещения, в каждом из них провели минимум пол дня. График сильно сбился из-за вышедшего из строя аккумулятора - минус несколько часов и минус несколько часов в Ревде. Должно быть четкое планирование и понимание, куда едете, зачем и на сколько. Каких то супер сложных участков там нет, если их не искать целенаправленно. Гораздо комфортней ехать на внедорожнике, но далеко не обязательно. Все более-менее, проходиться на заднем приводе. Главное совсем уж днищем по камням не тащиться. Иногда включал полный и, лишь пару раз, пониженную. Обязательно в машине должен быть комплект всевозможных запчастей с инструментами и средства первой помощи. В идеале, все таки обзавестись спутниковым средством связи в поездках на Рыбачий. Мало ли что случиться. По нашему опыту, от местных помощи ждать не стоит.

Важно уметь всем этим пользоваться и не паниковать в экстренных ситуациях. Это залог успешной поездки.

Всем удачи на дорогах!