Музей народных промыслов и ремесел в Ельце
Кружево, валенки… Вот, пожалуй, и все, что я знала о народных ремеслах родного города. Но кружевом, да, ужасно гордилась, сама плела и ревностно сравнивала с вологодским. На самом же деле, это далеко не единственное, чем может похвастаться Елец. По причине отсутствия должной рекламы, нежелания или неготовности развивать огромный туристический потенциал города или еще по какой-то загадочной причине, но о ремесленных сокровищах, которые таят в себе елецкие копи, сейчас можно узнать, лишь приехав на одну из двух широких ярмарок года — «Русская закваска» и «Антоновские яблоки» — или сходив в Музей народных промыслов и ремесел.

Музей, хотя небольшой и молодой, но богатый содержанием. Все экспонаты разместились на двух этажах бывшего детского сада 1912 года, построенного для детей работников находящейся через дорогу опять же бывшей табачной фабрики. Здесь нет притянутых за уши артефактов, а все выставки демонстрируют преемственность культуры сквозь поколения: бок о бок с предметом, выполненным в начале или середине XX века, стоит изделие века XXI, доказывая тем самым, что ремесла и промыслы в Ельце не законсервированы в прошлом, а продолжают жить и развиваться в настоящем. Может быть, не в промышленных масштабах, а на уровне частных мастерских, но они по-прежнему образуют культурное достояние нашего края.
Плетение предметов кухонной утвари и мебели из лозы, резьба по дереву, аппликации из соломы и меха, выделка и изготовление изделий из кожи, валяние валенок — и это только часть талантов елецких мастеров и мастериц. С удивлением узнаю о том, что Елец известен собственным производством рояльной гармоники, и тут же, рядом с музеем, потомки елецкого гармониста по-прежнему изготавливают уникальные инструменты на заказ.
Жемчужина ремесленной коллекции — это, безусловно, елецкое кружево, под которое отведен целый зал. Здесь и изделия фабрики «Елецкие кружева», и «медальное» кружево, отмеченное на международных выставках, и работы частных кружевниц. Елецкое кружево традиционно было мерным, то есть плелось единым полотном большим количеством коклюшек. Например, для изготовления одной из накидок в коллекции потребовалось 278 ПАР (!). Елецкое кружево отличалось большей воздушностью за счет использования в плетении элемента «сетка». Тут же сотрудница музея наглядно продемонстрирует, как плетется кружево. Грустно было в очередной раз услышать подтверждение о том, что каналов для передачи традиции кружевоплетения в Ельце становится все меньше. Раньше этому искусству обучали на уроках труда в школах, а также в профучилищах. Люди старшего поколения перенимали навыки от матерей, бабушек, соседей. Среди моих знакомых то и дело находятся те, кто еще обладает этим мастерством. Но это, как правило, люди в возрасте, на которых нить обрывается. В то же время в городе есть энтузиасты, кружевницы, которые бережно чтут традицию и стараются сохранять ее на уровне частного производства. Но хотелось бы больше…
Я, наконец, дошла до этого музея и осталась очень довольна. Не меньше, чем выставки, порадовало дружелюбное отношение сотрудников музея и их личная заинтересованность в ремеслах и промыслах, которыми богат наш Елец. И особенно ценно и всегда интересно слушать не заученные, запыленные истории, а мнения и истории из жизни конкретных людей.

Музей, хотя небольшой и молодой, но богатый содержанием. Все экспонаты разместились на двух этажах бывшего детского сада 1912 года, построенного для детей работников находящейся через дорогу опять же бывшей табачной фабрики. Здесь нет притянутых за уши артефактов, а все выставки демонстрируют преемственность культуры сквозь поколения: бок о бок с предметом, выполненным в начале или середине XX века, стоит изделие века XXI, доказывая тем самым, что ремесла и промыслы в Ельце не законсервированы в прошлом, а продолжают жить и развиваться в настоящем. Может быть, не в промышленных масштабах, а на уровне частных мастерских, но они по-прежнему образуют культурное достояние нашего края.
Плетение предметов кухонной утвари и мебели из лозы, резьба по дереву, аппликации из соломы и меха, выделка и изготовление изделий из кожи, валяние валенок — и это только часть талантов елецких мастеров и мастериц. С удивлением узнаю о том, что Елец известен собственным производством рояльной гармоники, и тут же, рядом с музеем, потомки елецкого гармониста по-прежнему изготавливают уникальные инструменты на заказ.
Жемчужина ремесленной коллекции — это, безусловно, елецкое кружево, под которое отведен целый зал. Здесь и изделия фабрики «Елецкие кружева», и «медальное» кружево, отмеченное на международных выставках, и работы частных кружевниц. Елецкое кружево традиционно было мерным, то есть плелось единым полотном большим количеством коклюшек. Например, для изготовления одной из накидок в коллекции потребовалось 278 ПАР (!). Елецкое кружево отличалось большей воздушностью за счет использования в плетении элемента «сетка». Тут же сотрудница музея наглядно продемонстрирует, как плетется кружево. Грустно было в очередной раз услышать подтверждение о том, что каналов для передачи традиции кружевоплетения в Ельце становится все меньше. Раньше этому искусству обучали на уроках труда в школах, а также в профучилищах. Люди старшего поколения перенимали навыки от матерей, бабушек, соседей. Среди моих знакомых то и дело находятся те, кто еще обладает этим мастерством. Но это, как правило, люди в возрасте, на которых нить обрывается. В то же время в городе есть энтузиасты, кружевницы, которые бережно чтут традицию и стараются сохранять ее на уровне частного производства. Но хотелось бы больше…
Я, наконец, дошла до этого музея и осталась очень довольна. Не меньше, чем выставки, порадовало дружелюбное отношение сотрудников музея и их личная заинтересованность в ремеслах и промыслах, которыми богат наш Елец. И особенно ценно и всегда интересно слушать не заученные, запыленные истории, а мнения и истории из жизни конкретных людей.
Читайте также