Нигер. Ч - 2. Национальный музей Республики Нигер
Предыдущая часть - Нигер. Ч - 1. Перелёт. Первые впечатления от Ниамея
Одним из первых мест куда нас в Ниамее привезли на экскурсию стал Национальный музей. Он носит имя известного нигерского политика и историка Бубу Хама. Основан в 1959 году и расположен в центре города. Занимая 24 га, музей считается одним из лучших в Западной Африке.
Скажу честно, музей весьма необычен. На территории комплекса в хаотичном порядке чередуются: вольеры с животными, домики-экспозиции, центр народных ремёсел, музей народной архитектуры, а также различные окаменелости, найденные на территории Нигера.
Прямо у входа городской дом народа хауса, украшенный национальным орнаментом.
Чуть дальше можно видеть львов, живущих, естественно, в клетке.
В момент нашего визита царь зверей со своей царицей изволили отдыхать, не обращая на посетителей никакого внимания. Зато бодрствовал печальный бабуин.
Африканцы с пойманными зверями и птицами особо не церемонятся. Вольеры и клетки, где они содержатся, необыкновенно маленькие. Животинки свою обречённость понимают.
Мне много раз мне приходилось читать и слышать, что африканский зоопарк довольно печальное зрелище. В данном случае это действительно так, но при этом семья бегемотов меня и моих попутчиков развеселила.
Учуяв посетителей, самец вылез из своего мутного бассейна, приблизился, открыл пасть и начал с утробным рёвом просить еду. Сопровождавший нас смотритель быстро нарвал травы и принялся кидать её прямо в пасть мальчику-бегемотику. Его подружка из воды так и не вышла, внимательно наблюдая за происходящим.
По всей видимости, роли в этой семье чётко распределены. Мальчик главный, но от девочки тоже много что зависит...
Дабы успокоить свою вторую половинку, толстячок к ней подошёл, что-то по бегемотьему промычал, и отправился дальше попрошайничать. Из пасти у него пахло ужасающе. Но при всей своей кажущейся неуклюжести, траву он ловил довольно уверенно. Ну а мы мальчишку-бегемотика в буквальном смысле "зафотали".
Когда ажиотаж закончился, смотритель показал нам яйцо, которое на днях снёс страус.
Для россиян страус любопытная птица, и всё же в некотором роде он перестал быть экзотикой.
Следующим пунктом осмотра стал домик-зал, посвящённый урановым разработкам.
Рядом с ним довольно странный мемориал, внутри которого, подобно засушенному цветку в вазе, стояло засохшее дерево. Как позже выяснилось, это один из основных экспонатов музея.
Дерево Тенере (фр. Arbre du T;n;r;) — акация, считавшаяся в своё время самым одиноким деревом на Земле. Росла в пустыне Тенере (северо-восток Нигера, на границе Сахары); в радиусе 400 км от неё не встречалось ни одного другого дерева.
Дерево получило известность в начале 1930-х годов, когда стало объектом внимания натуралистов и географов; до этого оно уже не одно десятилетие являлось местом остановки торговых караванов, передвигавшихся по торговым путям Сахары.
Учёным удалось выяснить, что возраст акации составлял около 300 лет. Строились различные гипотезы относительно уникального положения дерева Тенере, чаще всего считается, что оно — остаток леса, исчезнувшего в результате стремительной перемены климата и опустынивания.
Было установлено, что корни дерева были связаны с питавшей его фреатической зоной. Акация была сбита грузовиком, за рулём которого находился пьяный водитель-ливиец, в 1973 году.
8 ноября того же года остатки дерева перенесли в Национальный музей Нигера в столице государства, городе Ниамей. На месте, где оно стояло, воздвигнут металлический памятник в форме дерева.
Жирафов в вольере держать дорого. Устроители зоопарка вместо живого жирафа выставили деревянный макет.
Удивило окаменевшее дерево. Если верить гиду, оно росло на территории нынешнего Нигера миллион лет тому назад.
Подхожу далее к клеткам с обезьянами,
и понимаю, что подобное издевательство я не могу, ни смотреть, ни фотографировать. Благо рядом оказался домик, где были выставлены национальные одежды основных народов страны. Экспозиция интересная. Мне захотелось всё это дело сфотографировать. Если в урановом зале мне удалось договориться со смотрителем, и тот мне за 2 доллара позволил всё снимать, то здесь подобный вариант не прошёл. Парень оказался довольно наглым. Он начал требовать с меня по доллару за каждую фотографию.
Я пожалел, что вообще с ним связался, тем более что в последующем все эти национальные костюмы мы видели непосредственно на людях.
Пытаясь фотографировать, я отстал от группы. Местные ребята показали мне знаками, куда следует идти. Оказалось, что мои товарищи уже рассматривали хорошо знакомых мне по фотографиям и по описаниям динозавров. Экспозиция представляла собой три великолепно сохранившихся скелета. Их собрали по косточкам и выставили для обзора в полный рост, накрыв сверху куполом.
Можно сказать, что в центре это точно динозавр, тогда как по бокам два древних крокодила. Нигерийский песок великолепнейшим образом сохранил для нас этих удивительных монстров из прошлого. К экспонатам, дабы получше рассмотреть и сфотографировать, дозволялось приблизиться. Единственное, чтобы не создавать толпу, в калитку запускали по пять человек.
Понимая, что древние кости не убегут, я спешить не стал и отправился изучать центр народных ремёсел.
Ну а после, когда подошла моя последняя четвёртая очередь, я в буквальном смысле "фотооторвался"...
Увы, всё было бы проще, если бы я знал французский.... Уже дома я принялся изучать фотографии. Я, конечно, нисколько не палеонтолог, и тем не менее один из скелетов в моём понимании — протерогирин. Животное обитало 325—320 млн лет назад.
Единственное, длина тела у протерогирина составляла 1,5—2,3 м.
Как тут быть? По размерам не подходит. Ниамейская амфибия больше.
Прошу знатоков не судить строго, но главного и самого большого динозавра, того, который в центре экспозиции, я определил как диплодока.
Учёные считают, что диплодоки жили небольшими стадами и непрерывно кочевали в поисках новых пастбищ. Это происходило 147-150 миллионов лет тому назад.
До 19 века люди о динозаврах ничего не знали. В наше время многое также неизвестно. Мне кажется, что ниамейцы неправильно установили скелет большого динозавра. Если это действительно диплодок, то на задние лапы он не вставал. Ходить подобным образом ему было бы неудобно. Уж больно длинный хвост этого существа!
Большого крокодила можно отнести к нотозаврам. Нотоза;вр (лат. Nothosaurus, от др.-греч. ;;;;; ;;;;;; — ложный ящер) — род вымерших морских пресмыкающихся из семейства Nothosauridae, живших во времена триасового периода (247,2—201,3 млн лет назад).
Животное достигало в длину 6 метров. Ископаемые остатки найдены на территории Европы и Азии.
Меня так впечатлил этот крокодил-динозавр, что я после с лёгкостью поддался на разводняк и купил в городе Агадесе у уличного торговца "зубы динозавра". Позже выяснилось, что они принадлежали древнему крокодилу. Впрочем, это уже совсем другая история....
Музей пропагандирует идеи национального единства. Чуть дальше за динозаврами расположилась так называемая "деревня народных промыслов". Тут нам предстала следующая картина: два ткача народности хауса сидят за станками, и, ловко орудуя руками и ногами, что-то ткут.
Подобные сценки мне приходилось видеть в соседнем Мали в горной деревушке догонов. Станки, как и вообще ткацкое ремесло, в Нигер и в Мали принесли туареги. Рядом разложил шкуры кожевенник.
Домик гончара был сразу определён по остаткам битой посуды.
Гончарный круг нигерийским народам до недавнего времени был не знаком. Массовая технология производства посуды южнее Сахары не продвинулась. Повторюсь, что каких либо национальных горшков и тарелок я в Нигере не видел. Конечно это удивительно, ибо глины на берегах Нигер-батюшки полным-полно.
За ремесленниками находился загон, где содержались коровы. Таковых правильнее было бы называть зебу, или быками.
Я невольно подивился разнообразию видов! Один из быков был с такими толстыми рогами, что мне они сперва показались искусственными. Сотрудник музея объяснил, что такие быки на территории Нигера ещё встречаются, но численность их весьма ограничена. При этом он всячески осаживал ретивых фотографов, предупреждая, что быки, особенно этот самый редкий экземпляр, могут забодать.
Увы, жизнь наша сложна и порой несправедлива на всех уровнях. Возле вольера с осликом от гида мы узнали, что животинку держат специально для будущего пиршества львов.
Следующей точкой осмотра стали африканские, или вернее нигерийские, домики. Первый был круглой формы с обычной соломенной крышей.
А вот со вторым устроители музея по моему намудрили. Второй домик заставил вспомнить киношную деревушку в Тунисе, ту самую, где проходили звёздные войны. Возможно сей домик ещё не достроен? Во всяком случае, я подобных жилищ в Западной Африке не видел.
Переходим дальше и видим некий вольер с гусями и с косулями. Рядом ещё один, где взад-вперёд ползает черепаха.
Нет, я такого действительно нигде не видел, чтобы зоопарк объединён был с музеями! Гид приглашает нас всех в неприметного вида домик, внутри которого устроена экспозиция. Без знаний французского многое осталось для меня здесь не выясненным. Но, как безусловный плюс, отмечу, что мне удалось в этом зале многие экспонаты сфотографировать.
Сразу у входа череп быка, того самого, с толстыми рогами. Предполагаю, что у этой неизвестной для меня породы рога со временем расширяются...
Другие стенды дают представление о быте и о культуре местных народов: ткацкий станок туарегов, их кожаные сумки, бурдюк для воды, седло для верблюда.
Серебряные украшения туарегов заставляют вспомнить об их связи с Аравией.
Интересен стенд где представлена обувь. Если скотоводы изготовляли обувь из кожи, то народы земледельцы шили себе сланцы и сандалии, используя сухую траву.
Не осталась в стороне и тема охоты. С появлением ружей Африка очень сильно изменилась.
Если верить создателям музея, местные народы, проживающие по берегам Нигера, глиняную посуду всё же использовали. Но тут стоит остановиться на одном важном моменте! Некоторые народности Западной Африки, а речь здесь идёт о анимистах, на могилу умерших предков ставили глиняную фигурку умершего. Здесь на стенде таковые представлены. Позже я видел подобных человечков в антикварных лавках.
Друзья, будьте внимательны, если желаете приобрести африканский антиквариат!
Время нашей экскурсии по музею подошло к концу. Ощущений что я чего-то здесь не посмотрел, совершенно не возникало.
В моём понимании музей от зоопарка следовало бы отделить. Но, увы, это Африка, она живёт по своим законам.
Расставаясь с гидом, я в шутку спросил, кому достанется на съедение овечка. Он же моего юмора не понял, так на полном серьёзе и объяснив, что овцу съест Биг-Босс зоопарка.... В любом случае, учебные заведения столицы используют музейные экспозиции для изучения истории, флоры и фауны Нигера. Говорят, что когда в музей приходят дети, здесь в буквальном смысле не протолкнуться
Вот таким мне запомнился Национальный музей Республики Нигер.
Следующая часть - Нигер. Ч - 3. Люди и экономика
Одним из первых мест куда нас в Ниамее привезли на экскурсию стал Национальный музей. Он носит имя известного нигерского политика и историка Бубу Хама. Основан в 1959 году и расположен в центре города. Занимая 24 га, музей считается одним из лучших в Западной Африке.
Скажу честно, музей весьма необычен. На территории комплекса в хаотичном порядке чередуются: вольеры с животными, домики-экспозиции, центр народных ремёсел, музей народной архитектуры, а также различные окаменелости, найденные на территории Нигера.
Прямо у входа городской дом народа хауса, украшенный национальным орнаментом.
Чуть дальше можно видеть львов, живущих, естественно, в клетке.
В момент нашего визита царь зверей со своей царицей изволили отдыхать, не обращая на посетителей никакого внимания. Зато бодрствовал печальный бабуин.
Африканцы с пойманными зверями и птицами особо не церемонятся. Вольеры и клетки, где они содержатся, необыкновенно маленькие. Животинки свою обречённость понимают.
Мне много раз мне приходилось читать и слышать, что африканский зоопарк довольно печальное зрелище. В данном случае это действительно так, но при этом семья бегемотов меня и моих попутчиков развеселила.
Учуяв посетителей, самец вылез из своего мутного бассейна, приблизился, открыл пасть и начал с утробным рёвом просить еду. Сопровождавший нас смотритель быстро нарвал травы и принялся кидать её прямо в пасть мальчику-бегемотику. Его подружка из воды так и не вышла, внимательно наблюдая за происходящим.
По всей видимости, роли в этой семье чётко распределены. Мальчик главный, но от девочки тоже много что зависит...
Дабы успокоить свою вторую половинку, толстячок к ней подошёл, что-то по бегемотьему промычал, и отправился дальше попрошайничать. Из пасти у него пахло ужасающе. Но при всей своей кажущейся неуклюжести, траву он ловил довольно уверенно. Ну а мы мальчишку-бегемотика в буквальном смысле "зафотали".
Когда ажиотаж закончился, смотритель показал нам яйцо, которое на днях снёс страус.
Для россиян страус любопытная птица, и всё же в некотором роде он перестал быть экзотикой.
Следующим пунктом осмотра стал домик-зал, посвящённый урановым разработкам.
Рядом с ним довольно странный мемориал, внутри которого, подобно засушенному цветку в вазе, стояло засохшее дерево. Как позже выяснилось, это один из основных экспонатов музея.
Дерево Тенере (фр. Arbre du T;n;r;) — акация, считавшаяся в своё время самым одиноким деревом на Земле. Росла в пустыне Тенере (северо-восток Нигера, на границе Сахары); в радиусе 400 км от неё не встречалось ни одного другого дерева.
Дерево получило известность в начале 1930-х годов, когда стало объектом внимания натуралистов и географов; до этого оно уже не одно десятилетие являлось местом остановки торговых караванов, передвигавшихся по торговым путям Сахары.
Учёным удалось выяснить, что возраст акации составлял около 300 лет. Строились различные гипотезы относительно уникального положения дерева Тенере, чаще всего считается, что оно — остаток леса, исчезнувшего в результате стремительной перемены климата и опустынивания.
Было установлено, что корни дерева были связаны с питавшей его фреатической зоной. Акация была сбита грузовиком, за рулём которого находился пьяный водитель-ливиец, в 1973 году.
8 ноября того же года остатки дерева перенесли в Национальный музей Нигера в столице государства, городе Ниамей. На месте, где оно стояло, воздвигнут металлический памятник в форме дерева.
Жирафов в вольере держать дорого. Устроители зоопарка вместо живого жирафа выставили деревянный макет.
Удивило окаменевшее дерево. Если верить гиду, оно росло на территории нынешнего Нигера миллион лет тому назад.
Подхожу далее к клеткам с обезьянами,
и понимаю, что подобное издевательство я не могу, ни смотреть, ни фотографировать. Благо рядом оказался домик, где были выставлены национальные одежды основных народов страны. Экспозиция интересная. Мне захотелось всё это дело сфотографировать. Если в урановом зале мне удалось договориться со смотрителем, и тот мне за 2 доллара позволил всё снимать, то здесь подобный вариант не прошёл. Парень оказался довольно наглым. Он начал требовать с меня по доллару за каждую фотографию.
Я пожалел, что вообще с ним связался, тем более что в последующем все эти национальные костюмы мы видели непосредственно на людях.
Пытаясь фотографировать, я отстал от группы. Местные ребята показали мне знаками, куда следует идти. Оказалось, что мои товарищи уже рассматривали хорошо знакомых мне по фотографиям и по описаниям динозавров. Экспозиция представляла собой три великолепно сохранившихся скелета. Их собрали по косточкам и выставили для обзора в полный рост, накрыв сверху куполом.
Можно сказать, что в центре это точно динозавр, тогда как по бокам два древних крокодила. Нигерийский песок великолепнейшим образом сохранил для нас этих удивительных монстров из прошлого. К экспонатам, дабы получше рассмотреть и сфотографировать, дозволялось приблизиться. Единственное, чтобы не создавать толпу, в калитку запускали по пять человек.
Понимая, что древние кости не убегут, я спешить не стал и отправился изучать центр народных ремёсел.
Ну а после, когда подошла моя последняя четвёртая очередь, я в буквальном смысле "фотооторвался"...
Увы, всё было бы проще, если бы я знал французский.... Уже дома я принялся изучать фотографии. Я, конечно, нисколько не палеонтолог, и тем не менее один из скелетов в моём понимании — протерогирин. Животное обитало 325—320 млн лет назад.
Единственное, длина тела у протерогирина составляла 1,5—2,3 м.
Как тут быть? По размерам не подходит. Ниамейская амфибия больше.
Прошу знатоков не судить строго, но главного и самого большого динозавра, того, который в центре экспозиции, я определил как диплодока.
Учёные считают, что диплодоки жили небольшими стадами и непрерывно кочевали в поисках новых пастбищ. Это происходило 147-150 миллионов лет тому назад.
До 19 века люди о динозаврах ничего не знали. В наше время многое также неизвестно. Мне кажется, что ниамейцы неправильно установили скелет большого динозавра. Если это действительно диплодок, то на задние лапы он не вставал. Ходить подобным образом ему было бы неудобно. Уж больно длинный хвост этого существа!
Большого крокодила можно отнести к нотозаврам. Нотоза;вр (лат. Nothosaurus, от др.-греч. ;;;;; ;;;;;; — ложный ящер) — род вымерших морских пресмыкающихся из семейства Nothosauridae, живших во времена триасового периода (247,2—201,3 млн лет назад).
Животное достигало в длину 6 метров. Ископаемые остатки найдены на территории Европы и Азии.
Меня так впечатлил этот крокодил-динозавр, что я после с лёгкостью поддался на разводняк и купил в городе Агадесе у уличного торговца "зубы динозавра". Позже выяснилось, что они принадлежали древнему крокодилу. Впрочем, это уже совсем другая история....
Музей пропагандирует идеи национального единства. Чуть дальше за динозаврами расположилась так называемая "деревня народных промыслов". Тут нам предстала следующая картина: два ткача народности хауса сидят за станками, и, ловко орудуя руками и ногами, что-то ткут.
Подобные сценки мне приходилось видеть в соседнем Мали в горной деревушке догонов. Станки, как и вообще ткацкое ремесло, в Нигер и в Мали принесли туареги. Рядом разложил шкуры кожевенник.
Домик гончара был сразу определён по остаткам битой посуды.
Гончарный круг нигерийским народам до недавнего времени был не знаком. Массовая технология производства посуды южнее Сахары не продвинулась. Повторюсь, что каких либо национальных горшков и тарелок я в Нигере не видел. Конечно это удивительно, ибо глины на берегах Нигер-батюшки полным-полно.
За ремесленниками находился загон, где содержались коровы. Таковых правильнее было бы называть зебу, или быками.
Я невольно подивился разнообразию видов! Один из быков был с такими толстыми рогами, что мне они сперва показались искусственными. Сотрудник музея объяснил, что такие быки на территории Нигера ещё встречаются, но численность их весьма ограничена. При этом он всячески осаживал ретивых фотографов, предупреждая, что быки, особенно этот самый редкий экземпляр, могут забодать.
Увы, жизнь наша сложна и порой несправедлива на всех уровнях. Возле вольера с осликом от гида мы узнали, что животинку держат специально для будущего пиршества львов.
Следующей точкой осмотра стали африканские, или вернее нигерийские, домики. Первый был круглой формы с обычной соломенной крышей.
А вот со вторым устроители музея по моему намудрили. Второй домик заставил вспомнить киношную деревушку в Тунисе, ту самую, где проходили звёздные войны. Возможно сей домик ещё не достроен? Во всяком случае, я подобных жилищ в Западной Африке не видел.
Переходим дальше и видим некий вольер с гусями и с косулями. Рядом ещё один, где взад-вперёд ползает черепаха.
Нет, я такого действительно нигде не видел, чтобы зоопарк объединён был с музеями! Гид приглашает нас всех в неприметного вида домик, внутри которого устроена экспозиция. Без знаний французского многое осталось для меня здесь не выясненным. Но, как безусловный плюс, отмечу, что мне удалось в этом зале многие экспонаты сфотографировать.
Сразу у входа череп быка, того самого, с толстыми рогами. Предполагаю, что у этой неизвестной для меня породы рога со временем расширяются...
Другие стенды дают представление о быте и о культуре местных народов: ткацкий станок туарегов, их кожаные сумки, бурдюк для воды, седло для верблюда.
Серебряные украшения туарегов заставляют вспомнить об их связи с Аравией.
Интересен стенд где представлена обувь. Если скотоводы изготовляли обувь из кожи, то народы земледельцы шили себе сланцы и сандалии, используя сухую траву.
Не осталась в стороне и тема охоты. С появлением ружей Африка очень сильно изменилась.
Если верить создателям музея, местные народы, проживающие по берегам Нигера, глиняную посуду всё же использовали. Но тут стоит остановиться на одном важном моменте! Некоторые народности Западной Африки, а речь здесь идёт о анимистах, на могилу умерших предков ставили глиняную фигурку умершего. Здесь на стенде таковые представлены. Позже я видел подобных человечков в антикварных лавках.
Друзья, будьте внимательны, если желаете приобрести африканский антиквариат!
Время нашей экскурсии по музею подошло к концу. Ощущений что я чего-то здесь не посмотрел, совершенно не возникало.
В моём понимании музей от зоопарка следовало бы отделить. Но, увы, это Африка, она живёт по своим законам.
Расставаясь с гидом, я в шутку спросил, кому достанется на съедение овечка. Он же моего юмора не понял, так на полном серьёзе и объяснив, что овцу съест Биг-Босс зоопарка.... В любом случае, учебные заведения столицы используют музейные экспозиции для изучения истории, флоры и фауны Нигера. Говорят, что когда в музей приходят дети, здесь в буквальном смысле не протолкнуться
Вот таким мне запомнился Национальный музей Республики Нигер.
Следующая часть - Нигер. Ч - 3. Люди и экономика
Читайте также