Нижний Новгород: как я заглянул в «карман» России

Если Москва сердце России, а Петербург — её голова, то Нижний Новгород? Правильно: карман России. По крайней мере, именно так звучала известная в 19 веке поговорка. В те времена город был крупным экономическим центром, поскольку располагался очень удачно — в точке соединения Оки и Волги — важнейших транспортных артерий. Но всё-таки главной причиной стал перенос сюда Макарьевской ярмарки. До 1820-х она располагалась у стен Макариева монастыря, что в 100 километрах вниз по течению Волги. Уже тогда ярмарка была очень популярна, а после своего «переезда» приобрела поистине грандиозный размах. 

На Стрелке был создан крупнейший для тех времён гостиный комплекс. Тысячи торговых лавок, более полусотни кирпичных зданий — гостиницы, трактиры, летний театр. Тогда же был возведён Спасский собор. С каждым годом ярмарка увеличивалась в размерах и вскоре место сезонной торговли превратилось в полноценный район города. Сюда даже провели канализацию. В 1850-х Макарьевскую ярмарку посещало до двух миллионов человек за сезон. То есть, в летнее время население города увеличивалось в 10 раз, только представьте!   

Почти две трети всех товаров уходило с ярмарки в Западную Европу. А это, между прочим, больше половины всего российского экспорта тех лет! Недаром именно в Нижнем Новгороде построили Госбанк, где хранилась львиная доля всего золотого запаса Российской Империи. Здание возведено в 1913 году.

Заметный вклад в развитие ярмарки и Нижнего Новгорода в целом внесли несколько купеческих родов: Рукавишниковы (их особняк считается в городе самым роскошным), Бугровы (в частности благодаря этой семье в городе появились ночлежные дома для бездомных, самый известный из них, из пьесы Горького «На дне» покажу чуть позже), а также Блиновы, Вяхиревы, Кашины... После себя они оставили особняки невероятной красоты, которые привлекают внимание туристов по сей день.

В 1929 году Нижегородская ярмарка была ликвидирована, а экономика города стала развиваться совершенно в другом направлении. Ну а мы пока переходим к другой местной достопримечательности — памятнику Минину и Пожарскому. Если вы недавно были на Красной площади в Москве, то наверняка видели этот монумент. Так вот в Нижнем Новгороде установлена его точная копия. Увидеть её можно на площади Народного единства.   

Этот «новодел», как принято сейчас говорить, появился в Нижнем Новгороде меньше двадцати лет назад. Это был подарок нижегородцам от тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова и его друга, знаменитого скульптора Зураба Церетели. До этого момента о событиях 1611 года напоминал только обелиск, а вот скульптур самих героев ополчения против польских интервентов, не было. Копия памятника оказалась чуть меньше оригинала. Это скорее плюс, учитывая гигантоманию Церетели. Место для монумента тоже выбрали неслучайно. Считается, что именно здесь Кузьма Минин начал призывать народ к ополчению. За памятником справа видно красивое трёхэтажное здание. Сейчас оно отреставрировано и выглядит солидно, а когда-то это была ночлежка для низших слоёв общества. Я уже немного рассказывал о ней выше. Именно эта ночлежка фигурирует в знаменитом произведении Максима Горького «На дне».  

Моя поездка в Нижний Новгород стала уже третьей по счёту и выпала на золотую осень. А ещё я оценил, как благоустроили город к празднованию 800-летия со дня основания. Могу сказать, что Нижний Новгород хорошеет на глазах. Да, не всё успели доделать к юбилею, но хорошо, что работы по благоустройству не забросили. Итак, вот чем город будет завлекать туристов?

⭐️Конечно же, своим Кремлём. Это одна из самых красивых исторических зон города, которую сделали комфортной и приятной для неторопливых прогулок. К тому же, здесь есть потрясающая смотровая площадка.

⭐️Александровский сад (рядом с отремонтированной Чкаловской лестницей) обрёл новые прогулочные зоны, интересные деревянные инсталляции и музыкальную эстраду, в облике которой объединены ретро-стиль и современные дизайн-формы.

⭐️Набережная Волги обзавелась модными деревянными настилами для сидения, лежания и наблюдением за закатом у воды, а также велодорожкой, арт-объектами, кафе и даже парочкой ресторанов.

⭐️Высокие берега Нижнего, которые раньше могли похвастаться разве что бурьяном, превратились в крутейшие смотровые площадки со стильной подсветкой и деревянными настилами для отдыха и наслаждения панорамными видами.

⭐️Благоустроены Площадь Максима Горького и уходящие от нее главная пешеходная улица Большая Покровская и бульвар по улице Звездинке. Более комфортной для пешеходов сделали улицу Варварскую, ведущую к Кремлю от Площади Свободы и Сквера 1905 Года.

⭐️Отмечу также очень приятную для прогулки панорамную Верхневолжскую набережную и примыкающий к ней уютный сквер имени Пилота Нестерова.


Завершая тему Нижнего Новгорода, я бы хотел отметить одну вещь, которая передаётся у нас из поколения в поколение. Назову её грубо «потёмкинскими деревнями». У нас до сих пор никак не искоренится метод создания привлекательных фасадов, за которыми скрывается неприглядная реальность. В Нижнем Новгороде эта проблема не стоит остро, но она тоже есть. Новое благоустройство выполнено прекрасно, но распространяется оно исключительно на туристические маршруты. Когда ты с них сворачиваешь, начинаются убитые дороги, неухоженные пустыри и обшарпанные дома. Благо в этот раз в город вложились знатно, очень многое привели в порядок. Но я всё же отмечу моменты, которые мне не понравились, как туристу, который любит заглянуть в районы, где живут обычные горожане.

1️⃣ С наступлением вечера в городе становится очень темно. Может быть, конечно, я испорчен московской световой иллюминацией, но лично я в городе с таким слабым освещением на улицах (разумеется, помимо главных магистралей и площадей), не чувствую себя в безопасности. 

2️⃣ Ужасная навигация для пешеходов. Перекрёстки абсолютно не продуманы для комфортного перехода дорог. Вот реально: перебежать дорогу посередине улицы проще (и неисключено, что даже безопаснее) чем на перекрёстке, ибо там творится какое-то хаотичное движение одновременно всех и во все стороны, а светофоров для пешеходов в большинстве мест нет в принципе! Вот это просто удивительно. Короче говоря, переходить дорогу приходится по собственным ощущениям, а не по правилам дорожного движения. Да, на основных туристических улицах пешеходные светофоры установлены, однако в остальных частях города в этом плане пешеходу очень некомфортно!

3️⃣ Отсюда вытекает пункт про манеру вождения. В Нижнем, к сожалению, сохраняются тренды 90-х: автомобилист считает себя главным на улице, парковаться может как ему вздумается, а общественный транспорт его возмущает из-за медлительности. После Москвы возвращаться в такой мир не очень приятно, хотя ведь и в столице когда-то было так же. Надеюсь, и здесь это изменится, ведь стоит снова признать, что в туристических зонах водители становятся чуть более терпеливыми и уважительными. А значит, шанс есть! 

Для тех, кто всё ещё путает Нижний Новгород с Великим, советую прочитать мой предыдущий пост. Он как раз посвящён Великому Новгороду.