О ярлыках. часть 1



Что за народ такой «казахи» я узнала только в Казахстане. Пересекаться с ними в России особо близко мне не доводилось, и соответственно понять, а в целом у нас в стране мнение об этой народности ходило разное, но по большей части не самое лучшее. Помнят наши соотечественники, как в начале 90-х поневоле приходилось уезжать из бывшей республики, - притесняли.
С таким вот представлением я и приехала в страну бескрайних степей. А она, эта высушенная земля со скользящими по ней перекати-поле, в свою очередь, как будто хотела убедить, что мол, не правы ваши-то соотечественники насчет казахской народности. Раз за разом, доказывая это наглядными примерами.
В тот день наш путь лежал в Астану – город, ставший 18 лет назад столицей Казахстана. Мы стояли вдалеке от всех населенных пунктов - так нас высадила предыдущая машина, а до столицы было больше 500 километров, и это при том, что день уже плавно переходил в вечер. Еще больше подстегивал желание поскорее поймать машину, неподалеку валявшийся в степи труп косули. Бедное животное, по всей видимости, было сбито автомобилем, и уже несколько суток служило пищей для мух. А для нас это служило неким предостережением на все дальнейшее путешествие, - дорога есть дорога, и следует быть бдительнее.
Мы уже были морально настроены на то, чтобы уйти от трассы вглубь степи и разбить палатку, как вдруг обогнавшая нас машина остановилась. Из нее вышел казах, дядька невысокого роста с хитрющей улыбкой, и сказал, что едет прямо в Астану. Это был просто подарок судьбы или дороги, не важно, - главное сегодня, поздним вечером мы уже будем на месте! Но какой это был подарок, мы оценили только уже в пути.
Знакомство с Дусинбаем, - так звали нашего водителя, действительно можно назвать удачей. Он относился к тем людям, которым не все равно. Выслушав весь наш рассказ о уже случившихся приключениях и о будущих планах, - он так по-доброму, даже по-отечески сказал « Да….ну вы и гоп-стопщики». По Дусинбаю было видно, что ему очень импонирует наша идея о таком путешествии, и что как будто бы общение с нами возвращает его в молодость, где он был таким же авантюристом. Хотя глядя сейчас на него и слушая, как со своей хитрой улыбкой он ловко уходит от многих вопросов, у нас появилось чувство, что таким он и остался. Ведь о своей работе он так и не рассказал. Настолько изворотлив, не теряя при этом обаяния и чувства юмора, был Дусинбай. Володя даже прозвал его за это «якудзей». Почувствовав в нас «своих» он наверно и пытался все время как-то позаботиться. Останавливался в красивых местах по дороге, чтобы мы могли их заснять, завез нас на ужин в придорожную кафешку, а когда подъезжали к Астане – приглашал пожить у него и обещал показать город. Но у нас уже была договоренность о ночевке, поэтому пришлось отказаться от такого заманчивого предложения. Приехав в столицу, Дусинбай отвез нас на нужный адрес, но наши пути на этом не разошлись. За 8 часов дороги мы стали друзьями и потом еще встречались в Астане и веселый якудза все-таки показал красоты своего города.
И весь дальнейший путь, и даже уже дома, мы его не раз вспоминали. Настолько замечательный попался казах. И не только он. В Казахстане мы еще не раз сталкивались с подобным радушием, гостеприимством и готовностью помочь. Можно подумать, что нам просто везло на хороших людей, а может хороших здесь все-таки больше. Земля равнин и бескрайних степей в этом убедила.
А ведь не ляг наш путь через Казахстан, я бы возможно также как и многие поддавалась стереотипам насчет народа, здесь проживающего.
Подобные предубеждения, кстати, у многих соседствующих народностей. Сколько мы их наслушались. Казахи говорили про рядом живущих уйгуров, что они плохие. Уйгуры негативно относились к китайцам. А мы на своем пути встречали их всех, и в каждой народности нам попадались в большинстве своем хорошие люди. Жалко, что они этого не видят друг в друге. Соседи все-таки.