Обезьяны в погонах

"Обезьяны в погонах" - не моя придумка. В черной Африке со стороны местного населения достаточно жестко классифицируются социальные слои. Обезьянами обычно называют людей, плохо выполняющих рутинную работу - водителей, строителей, солдатов, полицейских. Причем называть могут не только за глаза, что для белого, впрочем, чревато. Несмотря на сложившийся стереотип, можно спокойно делить людей на черных и белых, называть африканцев неграми, но использовать выражения вроде "обезьяна", "крыса" (plastic rats - попрошайки, живущие на улицах и имитирующие деятельность, допустим, протирающие грязной сухой тряпкой чистое стекло вашей машины), "баран" (или "коза" - человек, пытающийся довести вас до места, расположения которого сам не знает. Нередко по дороге находится более "осведомленный" персонаж, перехватывающий вас у провожающего со словами "этот баран привык сам за кем-нибудь ходить, дорогу не найдет") с незнакомыми черными не стоит. В общем, полноценный зоопарк, разобраться в котором просто, но применять термины которого белому человеку довольно опасно.

1. Офицеры. Не важно, военные это, полицейские, таможенники или представители миграционной службы. В любом случае офицерский состав, как минимум, умеет читать и писать и хотя бы немного разбирается в документах. Общение с офицерами - идеальный способ решения любого вопроса, и при возникновении конфликтов с низшими чинами нужно во что бы то ни стало добиваться встречи с руководством.

Понятно, владеющее иностранными языками руководство захочет поговорить. Вполне вероятно, мягко намекнет на взятку - здесь спасут белорусские рубли или подарок, иногда даже в виде пакетика чая и пачки печенюшек. Очень ценят, когда иностранцы в присутствии старших к ним обращаются "сэр" или "офицер". Если руководство допускает ошибки в заполнении документов, не указывайте на это, если только документ не принципиально важен для вас. Впрочем, чаще всего заполнение сложных бумаг доверяют исполнителям рангом пониже, чтобы было на кем поржать и на кого поорать. Нередко в роли "обезьянки с ручкой" выступает молодая девушка в погонах.

Немало представителей руководства государственных служб Африки учились в России, либо имеют коллег/друзей, проходивших такое обучение. В целом представление о России более чем положительное и российской паспорт воспринимается позитивно.

При выявлении нарушений включайте дурку и русский язык. За весь путь по Африке мы так и не оплатили ни одного штрафа, хотя задерживались за нарушения от пересечения сплошной перед постом до непристегнутых ремней и вождения в нетрезвом виде. Везти вас до разбирающегося в языках и документах руководства зачастую себе дороже, позориться перед подчиненными на месте - смешно. Максимум, что отдал - белорусские рубли.

2. Необразованные, но умные. Таких исполнителей сажают на текучку - они встречают проезжающих на блок-постах, подходят к транспорту, выполняют первичную проверку документов. Разобраться с иностранными бумагами, как правило, не способны, и либо отсылают вас прямо к руководству, либо с умным видом фиксируют что-то и отпускают.

Моя самая любимая категория, предпочитающая не показывать при коллегах свою недалекость. Здесь важно подыграть. Вежливое обращение, шутки, диалог о России на серьезных тонах, даже если во время разговора исполнитель тщательно срисовывает иероглифы с вашей корейской визы или начинает нести пургу про румынского царя, свергнутого Сталиным. Взаимная игра, нацеленная на поднятие авторитета перед коллегами. Возможно, однажды подобные исполнители массово позанимают руководящие посты на КПП, и это будет совсем не плохо.

3. Тупые и вредные. Не большинство, но добрая половина. Часто берут массой. Особенно выделяются представители без погон - на африканских постах человек, обличенный властью, далеко не всегда будет носить форму. Иногда можно окинуть взглядом чек-поинт, найти единственную скамейку, стоящую в тени и направляться прямо к ней - оборванцы, сидящие в тенечке, и будут теми самыми принимающими решение людьми.

Впрочем, намеки на форму очень помогают, когда разговор переходит в стадию повышенных тонов. Не стесняйтесь просить документы, спрашивать, почему на посту находятся люди без формы. Не допускайте подобных персонажей до обыска авто - потом не найдете концов. Был случай, когда я проскочил чек-поинт из-за того, что на дороге стоял человек без формы. Догнали, устроили разборку, но быстро отпустили. Вечером, на обратном пути, тот же персонаж был уже в жилетке и фуражке.

Варианты разрешения сложных ситуаций

Нарисовать самим. Не хочет начальник ставить нужную подпись - по дороге обратно на пост рисуем что-нибудь по-английски сами. Обезьянки на посту все равно не умеют читать, а идти к шефу уточнять, что написано на бумаге - позор.

Утомить. Мозолить глаза и максимально назойливо вести себя при проблемах с проездом. Хорошо работает при групповой поездке. Африканцы крайне не заинтересованы в бардаке на посту. Орать на русском, имитировать ругань, драки, начинать раскладывать "обед на траве", пойти глушить кирпичами сомиков в местном пруду - делать все для того, чтобы надоесть руководству не пропускающих вас персонажей. Моя любимая фраза для общения с африканской властью, когда при диалоге мне намекают на "проблему" - "Вы не понимаете, я сам - проблема". Работает.

Не проверенный, но очень забавный вариант, до которого у нас просто не дошли руки - отвлечь внимание псевдоскандалом с разрыванием фальшивой купюры. И купюры по 500 евро "Банка приколов" были, и ситуации для их использования вполне складывались, но реализовать эту идею на практике не успели. Расчет - вас отпустят как полных идиотов и побегут собирать-склеивать обрывки.

Никогда не выбрасывайте документы, выданные консульствами и иными официальными инстанциями. Упорные солдаты на границе Гвинеи и Гвинеи-Биссау, директивно вымогающие взятки с каждого проезжающего (с белых - в десятикратном размере), сдались при попытке прочитать квитанцию об оплате визового сбора, выданную посольством Гвинеи-Биссау. Мое объяснение простое - все деньги за проезд официально уплачены, обращайтесь наверх. Понятно, бежать в 7 утра будить шефа никто не станет.

Сделайте поддельные права. Настоящие показывайте только офицерам или таможенникам. Изъятие прав - любимая фишка вымогателей. Все равно русские права для африканцев южнее Западной Сахары - из области фантастики. А вот паспорта отдавайте смело, даже в мегакоррупционной Гвинее изъятие паспортов прекратили, иностранный документ в руки брать не каждый постовой осмелится.

Не бойтесь слова "Коррупция". Борьба с коррупцией в Африке идет полным ходом, и громкое заявление о коррупции от белого - большая проблема.

В Сьерра-Леоне, Гвинее, Гвинее-Бисау местные платят на каждом посту по определению - не надо в этом участвовать. Если водитель начинает собирать мелочь на взятку со всей машины, объясните, что заплатите лично как иностранец по просьбе проверяющего. За всю дорогу так и не заплатил ни копейки.

Не стесняйтесь выручать своих водителей при задержании на постах. Водители в Африке - еще одна категория обезьян, регулярно повторяющих одни и те же ошибки. Они могут до смешного не замечать блок-постов, через которые проезжают ежедневно, устраивать истерики при разговоре с офицерами, вслепую нарушать ПДД. Отмазать водилу от ментов - один из немногих случаев, когда вы спокойно можете называть черного при черном "обезьяной" и на вас никто не обидится.

Сыграть на языках. На обоснованные претензии или попытки придирок можно спокойно и серьезно начать нести пургу про международную конвенцию о правах человека, формирование единого фонда спасения белого носорога в странах ECOWAS, да хоть про завоз местных страусов в московский зоопарк. Работает отлично. Создается ощущение, что задающий вам вопросы настолько плохо знает иностранный язык (зачастую официальный для страны), что вы его не понимаете. Во избежание позора отпускают быстро. Альтернатива - включать дурку и просить медленно произносить каждое слово по буквам. Еще круче - написать (говорить по-английски умеют многие, писать - единицы).

Не снимайте посты, военных, ментов без разрешения. Тотальный запрет на фотосъемку, впрочем, миф. На просьбу сфоткаться солдаты, проводящие обыск машин в Мавритании, быстренько побежали докладывать о странном вопросе офицеру. Офицер не растерялся, заявил, что нечего с салагами сниматься - пусть работают, - и попозировал для белых сам.