Одиночный велопоход по Северной Осетии

Как и в прошлый раз, убежав с работы пораньше, я пришел домой, взял заранее укомплектованный велосипед и выдвинулся на вокзал.
Мне по-душе моя новая традиция - срываться в мае в вело поход. В этот раз путь мой лежал в высокогорный регион Северной Осетии. Проверять себя на прочность в одиночном походе мне предстояло на протяжении 9 дней.



С собой 20кг багажа: спальник, палатка, 900грамм газа для горелки, 3 запасные велолосипедные камеры. 2кг орехов и сухофруктов - чтобы не тратить время на обед,
колорийные вкусности всегда под рукой. Теплые вещи, дождевик, гречка, рыбные консервы (с тушенкой можно легко прогадать в плане качества) и сгущенка с печеньем.
Владикавказ утром встретил дождливой погодой. Маршрут первого дня: Владикавказ - Гизель - Кармадонское ущелье - Кармадон. То самое ущелье,
где в 2002 году сошедший ледник Колка стер с лица земли село с сотней местных жителей, а также съемочную группу Сергея Бодрова.



После обеда небо затягивают тучи, начинается дождь. Заканчивается асфальт, начинается разбитая дорога, заваленная речными камнями округлой формы.



Ехать в гору по этим скользим камням и глубоким лужам становится все тяжелее.
Темнеет, встречаю единомышленников - группу с Волгограда. Дальше едем вместе, дождь не прекращается, все вымокли до нитки.
Ночуем у горячих сероводородных источников в Кармадонском ущелье. Отбой в 21 час.



Первая ночевка беспокойая. Несмотря на усталость, организм хочет проснуться при любом шорохе. Сквозь сон слышен шум реки, обвалы
размокшей горной породы где-то вдалеке.
Подъем в 5-6 утра. Каждое утро на завтрак, сбор палатки, укладку багажа уходит около 2 часов.
Надеваю не высохшие со вчерашнего дня мокрые вещи. Спустя 40 минут почти все высыхают - по утрам до обеда всегда солнечно.



Второй день: Кармадон - Даргавс - долина реки Мидограбидон.
Подъем на первый на маршруте перевал почти весь преодолеваю пешком, толкая велосипед перед собой. Подъем 3 - часа, спуск - 20 минут.
Высота перевала около 1500 метров над уровнем моря. На 2-3 часа завис у некрополя - "Города мертвых" в Даргавсе. Одно из мест, которое увидел
год назад у приятеля в instagram, и понял, что очень хочу увидеть его вживую.





Очердной изнурительный подъем в долину реки Мидограбидон - на этот раз на пониженной передаче. Ни шагу пешком.
До планируемого метса ночевки 7 км, въезжаю в приграничную территорию. На погран. посту меня расспрашивают "кто, откуда, как долго буду на территории?",
регистрируют паспортные данные, поднимают шлагбаум, пропускают.



Ставлюсь уже затемно, небо затянуто - не представляю, что вокруг, и какой пейзаж меня ждет утром.
Ранний подъем, чистое небо, всего лишь в километре от меня снежные шапки, и не проснувшиеся самые высокие водопады в Европе.
На верхушках видно, как ветер пытается разыграть метель. Поднимаюсь к подножью, оставляю велосипед внизу и карабкаюсь наверх - уж очень хочется потрогать снег)
Расплата за такое рвение настигла к вечеру - обгоревшие лицо и шея жгли, щипали.



После обеда выдвигаюсь в сторону Верхнего Фиагдона. На погран заставе пограничники дают контейнер сухого пойка: "Возьми, пригодится в дороге - сам съешь или
обменяешь у местных". В очередной раз удивляются, как так я вот один здесь езжу. К слову сказать, тушенка в пойке отменная, в магазине мне такую ни разу не удавалось найти.
Второй перевал на маршруте выше, но большую его часть уже преодолеваю на пониженной передаче. Ночую на перевале, чтобы утром застать новую картинку
под чистым небом, и наблюдать ее свысока. Поставился на прошлогодней примятой густой траве - так мягко мне даже дома на диване не было)



На следующий день спускаюсь в Верхний Фиагдон - крупный поселок. Вкушаю блага цивилизации - горячий харчо в придорожном кафе неслыханная роскошь на маршруте.
Впереди цель дня - Архонский перевал высотой 2300 метров над уровнем моря. Подъем начал поздно, уже в дождь. Темнеет, перевал затянут облаками.



Преодолев треть подъема, приятной еожиданностью на пути становится фамильная башня Лазаровых XVII века. Рядом большая беседка с крышей - ставлю палатку в ней.
Сухо и ветер не задувает, но видимость не более 10 метров - так низко низко опустились облака. Вдалеке слышен лай собак - наверное, рядом ферма.
В 12 ночи просыпаюсь от того, что рядом с палаткой раздается громкий лай пробегающей своры собак. Испугался, долго не мог уснуть. На утро ходил на ферму -
фермер рассказал, что с гор спускался волк или шакал, охотился за пасущимся ночью скотом. Вот и загоняли его собаки. Такая ночная жизнь у тех, и у других.



Утром продолжаю подъем, был под облаками, в облаке. Спустя 4 часа я на самом верху - над облаками, дует ветер, палит солнце. Спуск с перевала стоит тех
усилий, котрые были потрачены на подъем. 2 часа чистого кайфа, только успевай оттормаживаться. Стёр пару передних тормозных колодок. Дисковые тормоза так
раскалены, что на них можно пожарить яичницу.
На ночевку останавливаюсь на середине спуска с перевала в деревне Цамад - в ней среди руин древних крепостей, останков башен живет лишь один осетин - Алан.
Любезно отказавшись от ночевки в доме, попив с Аланом чай и набрав воды, я отправился засыпать под раскаты грома и сверкающие молнии. Повезло - ветра не было и палатка
успешно выдержала все атаки стихии. Вечером я сказал, Алану, что хочу утром встать пораньше, чтобы пофотографировать пока небо не затянуто тучами
...так вот в 5 утра я проснулся от протяжного нудного завывания. Непонятного звука. Алан кричал, чтобы разбудить меня - он очень хотел, чтобы я смог пофотографировать)
Но в 5 утра, блиииин!!!!



Наступала завершающая часть маршрута, дорога в основном под гору. Еще одна ночевка в поле около трассы на Владикавказ. Немного грустно от того, что путешествие заканчивается.

В заключении хочу сказать, что Русский Кавказ - регион с огромным туристическим потенциалом. Тем потенциалом, который в полной мере использовался в советское время.
Несколько лет назад в Грузии туристическую индустрию подняли с колен. В том числе и на Кавказе. Было бы чертовски здорово, если бы этот подъем произошел и у нас.
Ведь люди там такие же гостеприимные, природа богата, а от пейзажей и горного воздуха кружится голова.

А для того, чтобы насытиться новыми впечатлениями, нужно не так уж и много денег. Главное - желание.