Окрестности Невьянской башни

Первоапрельские выходные я решил провести с пользой и отправился освежать память в окрестности города Невьянска. Невьянск очень интересный и самобытный город, в тайнах которого хранятся интересные моменты жизни и быта нашего прошлого. Я заранее составил маршрут и в субботу утром выехал из Екатеринбурга. По маршруту моего следования были следующие достопримечательности Свердловской области:


- Дом купца Дождева в Невьянске
- Невьянская наклонная башня
- Свято-Преображенский собор
- Дом кузнеца Кириллова в селе Кунара

Невьянск — это один из старейших городов среднего Урала, его летопись начинается с 1669 года, когда Дмитрием Тумашевым на реке Нейва был поставлен железоделательный завод. С этой даты можно считать начало основания этого замечательного районного городка, но главная дата, с которой все ведут первоначальный отчёт Невьянска — 15 декабря 1701 года, в этот день Невьянская домна дала первый чугун. Вообще Невьянское железо славилось далеко за пределами Урала. О качественном металле знали даже в Европе.


Но основание Невьянска, на мой взгляд, это чистая случайность и отличное стечение обстоятельств. В 1700 году Петр I потерпел поражение в войне со Шведами. Потеряна была вся артиллерия. Нужно было в короткое время Русскую Армию на ноги ставить. В пушках и прочей военной амуниции нужда огромная была. Давно уже в Москве на богатейшие Уральские земли заглядывались. Поручено было Верхотурскому воеводе Дмитрию Протасьеву в местах, где «добрая железная руда имеется», завод поставить. Место нашлось близ Нейвы — реки. Тяжело строительство завода велось, с остановками — плотину прорывало, мастеров не хватало. Первый чугун, однако, 15 декабря 1701 года выплавлен был мастером Яковом Фадеевым. В столице после экспертизы говорили о первом железе, что оно «мягкостью лучше свейского самого лучшего железа». И отправились по реке Нейве струги да дощаники с пушками, ядрами и металлами. Набирал силу завод.


Главный руководитель — Никита Демидов (Никита Демидович Антуфьев) оправдал надежды правительства и в 1709 году возводится в комиссары, что дало оному новые привилегии «воинские припасы готовить». Продукция завода клеймилось торговой маркой «Старый соболь».


В России торговая марка «Старый соболь» почиталась одной из лучших.


Сейчас Невьянск — это уютный и тихий город, который живет «по своему уставу» и пристально вглядывается во все нововведения, эдакий старовер на современной земле. Этой самой самобытностью и притягивает к себе старина Невьянск. Прогуливаясь по «деревянному Невьянску» невольно оказываешься в его прошлом, словно фантом, заглядываешь за грань времени.




Каждая изба молчаливо хранит в себе наслоение культур и с упоением рассказывает любопытным свою историю. Меня порадовало огромное количество резных наличников, которые могут рассказать больше любого, даже самого опытного, экскурсовода.




Каменные строения Невьянска — это тоже свой информационный пласт, который рассказывает о недалеких и совсем поздних историях этого города.




Ныне это здание — Центр Детского и Юношеского Творчества г. Невьянска, в котором учился герой Советского Союза Гомзин Виктор Владимирович. Более ранней информации по этому любопытному зданию, которое расположилось на городской набережной, у меня нет, как бы я не искал. Если найдутся знатоки, которые ведают про историю этого дома, с удовольствием выслушаю Вашу точку зрения.




Такой разный Невьянск не перестает удивлять до сих пор. Некоторые «местные художники», позволяют себе вольность, украшать свои дома вот такими незамысловатыми узорами, которые вполне могут подойти под квалификацию уголовной статьи. Но возможно, «я художник, я так вижу»




Набережная Невьянского пруда остановилась в прозе 1970-х годов прошлого века, когда космические корабли бороздили просторы Вселенной, а обычный советский человек был ближе к природе, чем мы сейчас.




Прогуливаясь по улице Советской и фотографируя местный колорит, я добрался до первой достопримечательности — особняк купца Дождева.


Особняк купца Дождева





Первым хозяином дома был лавочник Петр Андреевич Карманов, слывший незаурядной личностью и имевший большое влияние на жителей Невьянска. Затем дом принадлежал Филипповым, выходцам из Новгорода — Михаилу Филипповичу и его сыну — екатеринбургскому II гильдии купцу Андрею Михайловичу и его жене.


Во время болезни хозяина всеми торговыми делами управлял его приказчик — мещанин Алексей Петрович Дождев, также выходец из Новгорода. После смерти Филиппова, Дождев женился на богатой вдове и стал владельцем-наследником филипповской торговли. Вместе с женой Дождев основал товарищество «А.П. Дождев и А.Н. Филиппова» по торговле мануфактурой в Гостином дворе. До осени 1917-го г. Дождев занимал должность председателя Торгово-промышленной группы Невьянского завода, членами которой были более 70-ти человек — владельцы торговых и промышленных заведений Невьянска.


А.П. Дождев занимался благотворительностью: финансировал мужское училище, стал его попечителем, выписал из Киева спортивную одежду для учеников, снабжал училище дровами и пр. Он занимал почётные должности председателя Попечительского совета народной библиотеки, открытой в Невьянске в 1884 г., а в 1914-15 гг. — женской гимназии. В июне 1918-го Дождев принял участие в восстании «автомобилистов», затем бежал с белыми. По некоторым сведениям, он был арестован и расстрелян в Омске или Томске. Дом в 1919 г. был национализирован.


Огромное историческое значение дом имел практически во все периоды своего существования. Так, в конце 1917 — первой половине 1918 гг. в здании размещался Революционный Комитет, с августа 1919 г. — Исполком городского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В конце октября 1922 г., в период неразберихи в стране, сооружение было отдано под приют. До Великой Отечественной войны здесь находился детдом, в годы войны дом стал школой г. Невьянска №1, в послевоенные годы — детской больницей. Закончил свой век дом Дождева в роли частной мастерской по изготовлению художественной керамики.


Сейчас дом принадлежит Русской Православной Церкви, он реставрируется и в нем будет находится школа маленького Иконописца.




Сам по себе особняк статный и выверенный, он словно гость в архитектуре Невьянска. Так нелепо, но с другой стороны, так красиво он вписан в местную «деревянную» культуру.


Образец городской усадьбы позднего классицизма. Наиболее ярко стилистика классицизма представлена в архитектуре дома, ворот и ограды. Каменный двухэтажный дом с воротами и оградой входит в исторически сложившуюся застройку центральной части города, по четной стороне ул. Советской, образованную усадебными комплексами. К середине XIX в. в состав усадьбы входили двухэтажный дом, ограда с воротами и хозяйственные постройки.


Каменный двухэтажный дом — доминирующая постройка усадебного комплекса — выходит главным фасадом на улицу Советскую.


В доме четыре входа: парадный вход — с улицы и три — в хозяйственных пристройках.




Мне был интересен не сам особняк, а его подвалы со сводчатыми потолками. Я надеялся окунуться в прошлое и прикоснутся к кладке векового кирпича. Но особняк закрыт глухим забором и к нему не подобраться. Реставрация полным ходом.




Невьянская наклонная башня и Свято-Преображенский собор



Один из самых великолепных памятников истории и архитектуры Урала, жемчужина Свердловской области и одно из самых таинственных строений Свердловской области — это Невьянская наклонная башня. Она не падающая, как её любят сравнивать с Пизанской, а именно наклонная. Это значит, что её сразу строили такой. Но это одна из массы версий.




Она красива и загадочна, когда на фоне ночного неба высится ее строгий и грозный силуэт и колокола звонко и как бы трагично отбивают полночь.


Загадочен не только внешний вид Невьянской башни. Она и в самом деле полна тайн, разгадать которые не могут вот уже третье столетие многие пытливые умы.




Современные специалисты считают башню архитектурным шедевром первой половины XVIII века. Башня — творение талантливого зодчего. Но до сих пор мы точно не знаем его имени, как не знаем с полной достоверностью, достаточно точно, когда именно построена башня — называют, по крайней мере, пять дат. Самая распространенная дата строительства Невьянской наклонной башни — 1721 год.




Даже сегодня мы восхищаемся прочностью и красотой, изяществом кладки, талантливыми инженерными решениями: необычным сочетанием кирпичной кладки с металлическими конструкциями, оригинальным способом возведения купола. Башню строили первоклассные мастера, но их имена тоже пока неизвестны.




А наклон башни? Что это — замысел архитектора или случайность?




А странная «слуховая комната» — она ведь тоже загадочна. Есть, конечно, интересные легенды, касаемо «слуховой комнаты», но они доподлинно не объясняют устройство этого инженерного чуда. Когда будете в Невьянской башне, обязательно встаньте в противоположные углы «слуховой комнаты» и пошепчитесь. Вы удивитесь тому, каким громким может быть шёпот.




Очень мало что-нибудь достоверного знаем мы о Невьянской наклонной башне. Только легенды, которые обросли выдумками со временем. Но это является истинной магической притягательностью Невьянской башни. Зато всем нам известны легенды о башне и ее страшных подземельях, в которых навсегда исчезали мастеровые и работные люди и в которых по воле Демидова (в легендах обычно не называется, какого именно) тайно плавили серебро и золото и чеканили демидовские рубли. Слухи об этом дошли до Петербурга, и оттуда послали на Невьянский завод грозного князя-ревизора. Демидов же, чтобы скрыть следы своего потайного монетного двора, приказал открыть шлюзы плотины и затопить подземелья вместе с сотнями мастеровых.




Эти легенды стали источником сюжетов для исторических романов, кинофильмов, живописных полотен, легли н основу краеведческих изысканий с многообещающим названием «Монетный двор Акинфия Демидова» и музейных макетов невьянских подземелий с прикованными цепями мастеровыми, чеканящими демидовские рубли. Но Акинфий Демидов и от современников умел скрывать свои секреты, поэтому нам, потомкам, разгадать их сегодня, спустя столетия, не так-то просто. Кроме того, весь архив Невьянского завода за XVIII век, в котором, можно, и удалось бы найти какие-то материалы, позволившие приподнять завесу над таинственными деяниями горного магната, полностью погиб во время пожара и 1890 году. Когда стали разгребать пожарище, то под руинами одного из цехов обнаружили подземную мастерскую с плавильными печами. По крайней мере, так сообщалось в дореволюционном справочнике Ф. П. Доброхотова «Урал северный, средний, южный».




В документах, которые Акинфий Демидов посылал и разные правительственные органы, наивно было бы искать интересующие нас сведения. Казалось, тайны Невьянской башни навсегда останутся неразгаданными. И все-таки за последнее время кое-что удалось узнать у молчаливой башни. Разгаданы секреты старых мастеров и восстановлены часы-куранты, расшифрованы 11 из 20 старинных мелодий, закодированных на музыкальном валу. Специалисты-нумизматы высказали свое мнение о чеканке демидовских рублей и пока еще не нашли доказательств того, что монетный двор Акинфия Демидова существовал на самом меле. Все обстоятельнее идут споры о том, было или не было затопление невьянских подземелий вместе с мастеровыми. Уточняется дата строительства башни.




О подземелье вокруг Невьянской башни говорят и пишут давно. Какую-то часть подземелий теперь даже видят. Через провал в земле неподалеку от Невьянской башни можно попасть в подземелье, могучие своды которого выложены из старинного красного кирпича. Подземелье заканчивается замурованной дверью. Дальше хода нет.


Но это лишь небольшая часть подземелий. Геофизические исследования показали, что вокруг Невьянской башни находится лабиринт подземных сооружений.


Где-то в этих подземельях, возможно, и находится тайный сереброплавильный завод Акинфия Демидова. Осталось ли что-нибудь от него? Наверное, какие-то следы и сохранились. Обнаружить эти следы и окончательно раскрыть одну из тайн Невьянской башни смогут только археологи.




Невьянская башня, которая сейчас выглядит как новенькая, переживала непростые времена. В начале прошлого века ее использовали совсем прозаично – на первом этаже устроили склад земляных материалов и установили водонапорный бак. Позже рядом появилась водоочистительная станция и прочие заводские постройки, из-за которых башню почти и не было заметно. Такой ее и увидели в двухтысячном году руководители Уральской горно-металлургической компании (УГМК), которая занималась восстановлением исторического комплекса.


– Башни как таковой практически не было видно. Нам была поручена расчистка, чтобы открыть башню и дать возможность реставраторам сделать свою работу. Несколько десятков тысяч тонн металла было оттуда вывезено, я уж не говорю о количестве кирпича, угля и мусора. И когда через год эта территория раскрылась, трудно было узнать это место,

– рассказывает заместитель генерального директора УГМК по инвестициям и развитию Сергей Ерыпалов.


Одновременно началась и реставрация стоящего рядом с башней Спасо-Преображенского собора. Он был построен в XIX веке, а после революции закрыт. Купола и колокольню снесли, и храм превратился в цех.




– Мы открывали старые архивы, изучали сохранившиеся чертежи, фотографии. Пытались по этим документам, по остаткам стен и еще не разрушенным сооружениям сделать новый проект, – рассказывает Сергей Ерыпалов. – Визуально реставрированный храм напоминает то сооружение, что находилось на этом месте. Но, безусловно, это вновь построенный храм, с новыми инженерными и технологическими решениями. Кстати, интересно внутренне убранство храма: там мы применили фарфоровый иконостас – второй после Верхотурья.


Сейчас Невьянская башня, Спасо-Преображенский собор и краеведческий музей представляют собой огороженную территорию с впечатляющим даже зимой видом на городскую плотину и водохранилище. В ближайшие годы, если кризис не затянется, может быть восстановлена еще и находящаяся там же усадьба Демидовых и несколько старинных купеческих особняков. И тогда любой желающий сможет побывать в настоящем маленьком городке XVIII века, расположенном в самом центре города современного.




Невьянск — это город контрастов. Основное «градообразующее предприятие» — это музей, посвященный Невьянской башне. Здесь красиво, интересно и чисто, но стоит отъехать на несколько кварталов от центра Невьянска и Вас встретит истинный колорит каждой Российской глубинки.




Мы прощаемся с Невьянском, он оставил только теплые эмоции, которые местами возвращали нас в детство, ведь в детстве мы всегда искатели и открыватели. Сегодня мы открыли для себя иной Невьянск.


Попив чаю, мы выехали на Старотагильский тракт, и наметили следующий пункт остановки.


Село Кунара и дом кузнеца Кириллова



Село Кунара расположено к востоку от Уральских гор по обоим берегам реки Кунарки. Кунара окружена полями. Речка Кунарка, пересекающая село, ниже по течению впадает в Аятское озеро. Село находится к северу от Екатеринбурга, к северо-востоку от Нижнего Тагила и в 20 км к юго-востоку от административного центра округа города Невьянск. Сообщение с соседними населенными пунктами происходит по автомобильным дорогам. Ближайшая железнодорожная станция Невьянск расположена в Невьянске, она находится в 24 км от села.




Кунара была основана чуть позднее Шайдурихи. Деревня к 1800 году насчитывала 39 дворов со 168 жителями мужеского пола и 201 женского. В Аятскую слободу деревня не входила и была заселена крепостными Невьянского завода и пришлыми на завод людьми, которые также являлись крепостными. Кунара входила в Аятский Троицкий приход и в Аятскую волость (1800 год).



В селе Кунара есть необычный дом, известный на весь Урал и за его пределами. Это дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова, построенный им же для себя в середине XX века. Строительство дома было начато в 1954 году и закончено в 1967-м. Является популярным туристическим объектом и главной достопримечательностью села.



Дом кузнеца Кириллова — это образец отношения к себе и своему месту проживания. Про него есть поговорка:

«Не место красит человека, а человек место!»


Пока на Земле есть такие люди, которые преданно слушают зов своей души и раскрывают свою любовь в творчестве — мы будем жить. На них и держится весь геном «светлого будущего». Жаль, что творцы уходят раньше. Но они умудряются оставить после себя гораздо больше!