ОПЛОТ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ.  ЧАСТЬ II.

На территорию монастыря все входят  через главные Святые ворота. Кирпичными они были возведены в начале XVI века еще при деревянной ограде. На них была поставлена каменная церковь во имя Преподобного Сергия. Сейчас на этом месте церковь Иоанна Предтечи, построенная в стиле московского барокко и красиво украшенная шахматным узором.  Каменная же ограда монастыря была возведена уже в середине XVI века. Размах стен был грандиозен. "Велик, с башнями и валом, и каменною стеною, во всей России самый знатнейший», - так писал датский посланник Иаков Ульфельд, посетивший обитель в 1575​ году. Сергиевская каменная ограда постепенно стала превращаться в крепостную стену. Оборонительные укрепления важны были, ведь монастырь стоял на подступах к Москве. И в Смутное время крепость стен  была проявлена как нельзя лучше.  Обитель-крепость показала прекрасные боевые качества, когда героически была выдержана и отбита 16-месячная осада  польско-литовско-казачьих войск (1608–1610 гг.​ ). А ведь военные силы противника превосходили силы осажденных многократно. Выстояли стены, не сломлен был русский дух, сильна была вера. Эти стены с тех пор стали образцом для подражания.

Сразу за  Святыми воротами  в глаза бросаются красивые купола. Это синие и золотые маковки большого пятиглавого собора Успенского. Сам Иоанн Грозный, лично,  присутствовал со своей семьей при его закладке. Щедрые взносы на помин души убиенного сына своего дал государь. Освящение Успенского собора произошло уже в 1585 году, после смерти Иоанна Грозного, при третьем его сыне, царе Феодоре. Долго собор строился, средств нехватало постоянно. Зато какой красивый получился.  В храме  увидели сохранившийся гроб Сергия Радонежского. 

Напротив, слева у ворот стоят Трапезные палаты со встроенной Сергиевской церковью. Комплекс этот  сравнивают с кораблем. Он, и правда, имеет такие очертания. Образ корабля  в христианском ученье имеет символическое значение - это то судно, которое приводит человека по бушующим волнам житейского моря к истине, к спасению, к Царству Небесному, и будучи пассажиром этого корабля человек может приплыть к нужному ему берегу. Такое вот отождествление: Церковь - Корабль.  Строительство Сергиевской церкви было приурочено к 300-летию преставления Святого Сергия Радонежского, он умер в 1362 году.  Туда обязательно нужно зайти. Красота там несравненная. Внутри всё украшено красивой настенной росписью  и изящной лепниной в стиле барокко. Декоративные работы проводились по указанию императрицы Екатерины II.В целом, церковь преподобного Сергия с Трапезной играет исключительно важную роль в архитектурном ансамбле монастыря, во многом определяя торжественную динамику его развертывания на пути от Святых врат до​ Троицкого собора. Это самый древний  собор Лавры, и первый, выстроенный в камне. Был он построен  после того, как в 1408 г. татары дотла сожгли весь монастырь. Храм является одним из​ немногих в​ Подмосковье, сделанных из​ белого камня. В​ нем хранятся мощи и​ несколько вещей Преподобного Сергия Радонежского. Вплотную к Троицкому​ собору с​ левой стороны примыкает  церковь Никона Радонежского, ученика и сподвижника Сергия. Огромный вклад он внес в развитие обители. Именно при нем был построен этот белокаменный Троицкий собор, расписан фресками и​ украшен иконами. При нем  обитель стала крупным центром духовного просвещения и​ высокой культуры, сложилась традиция собственного книгописания. Вся культурная деятельность продолжалась и после него. Монахами собрана была  крупная, по меркам русского средневековья, библиотека. По заказам настоятелей здесь работали выдающиеся зодчие и​ церковные живописцы.  Андрей Рублев тут учился инокописи у  Даниила Черного и написал   знаменитейшую свою  икону «Святая Троица»  для Троицкого собора. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее, а в соборе находится одна из копий. В XV–XVII столетиях Троице-Сергиева обитель славилась как средоточие учености, или, как тогда говорили, «книжности». Зайти в Никоновскую церковь стоит непременно: тут  мощи Никона хранятся и часть камня Гроба Господня.

 Ах, какая же красавица эта стройная высокая колокольня - пятиярусная башня, 88-ми метровая, самая высокая в России. Будете стоять, задравши голову, чтобы рассмотреть ее колокола. Они новые. А судьба прежних - трагична. Когда-то они были  самые большие, знаменитые по всей России. Это «Царь-колокол», отлитый по приказу императрицы Елизаветы, колокол «Корноухий» работы известного мастера Маторина 1683 г., колокол «Лебедь», отлитый по приказу Бориса Годунова в 1594 г., а также небольшой, но самый старый «Никоновский» колокол, отлитый при  Никоне Радонежском в 1420 г. Увы, все они были уничтожены в лихие времена советской власти. В начале двухтысячных колокольня была отреставрирована, колокола новые отлиты, и сейчас  тут находится, опять же, самый большой в православном мире колокол весом 72 тонны. Рядом с колокольней стоит  нарядная беседка. Это Сень над Крестом, где в теплое время года набирают святую воду. Зимой святую воду набирают в Успенской Надкладезной часовне. Источник на территории этой часовни очень старый, забил в 1644 году. Рядом возвышается колонна -  мемориал защитникам Отечества. И отсюда же хорошо видна усыпальница Годуновых, она примыкает к Успенскому собору. 

Вот такой получился небольшой путеводитель по территории монастыря. И, конечно,  кроме храмов, стоит обязательно посетить  музей. Официальное название его - Ризница Троице-Сергиевой лавры. Находится он справа от Троицкого собора. Экспозиция размещается в ризнице и наместничьих покоях, там, где в течение веков бережно хранились ценные памятники истории и церковного искусства. Но на этом ещё не конец моего повествования. И продолжение следует о том, как история Лавры и ее основателя Сергия Радонежского неразрывно связана с историей всего государства Российского и со многими великими личностями не только древней Руси.