ОПЛОТ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ. ЧАСТЬ III.
Ни одно крупное событие, связанное с судьбою России, не прошло мимо Троицкой обители, ни во время жития Сергия Радонежского, ее создателя, ни после его кончины. Во время строительства каменного Троицкого собора были обретены нетленные мощи Преподобного. Серебряная рака с мощами была установлена справа от иконостаса в новом златоглавом соборе. Стоит она там и по сей день. Гроб же Сергич Радонежского установлен в Успенском соборе.
Бесконечной чередой идут в Троицкий собор паломники, чтобы поклониться Преподобному Сергию. Идут со своими горестями и радостями, с просьбами и благодарностями. Шла сюда и я, стояла благоговейно... И вообразить посмела, как здесь, на этом самом месте, шесть-пять веков назад также стояли государи российские, князья и бояре знатные и молились неистово, припадая к мощам старца. Известно, что Царь всея Руси Василий III совершал тут молебны перед походом на Псков в 1510 году и по успешном окончании его. Иван Грозный всю ночь горячо молился у раки Преподобного перед походом на Казань в 1552 году и потом по окончании его. Мы знаем, что поход его окончился благополучным взятием Казани.
Здесь в Троицком соборе крестили детей царствующих особ. К примеру, в 1530 году было совершено таинство крещения долгожданного сына Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. А уже в 1547 году молодой царь Иван IV сразу после свадьбы с супругою отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Потом, в течение всей своей жизни, царь частенько бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск. В целом, за время царствования, Иван IV внес около 25 тысяч рублей в развитие монастыря. Это очень приличная сумма по тем временам.
Здесь же в 1442 году у раки Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, свершилось "крестоцелование", которым и закончились долгие годы междоусобицы. Правда вскоре Дмитрий нарушил клятву, и Василий II был схвачен, тут же у гроба Сергия , и ослеплен, и сослан в Углич.
Только в 1453 году Василий Темный (так он в связи со слепотой вошел в историю нашу) победил Дмитрия и, в конечном итоге, за время своего правления присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и другие важные княжества.
Во все века епископы обители радели за укрепление и объединение Руси. А начало этому процессу было положено ещё самим Сергием Радонежским. Мудр был Святой. Понимал, что разрозненным, воюющим друг с другом княжествам не одолеть Золотую Орду. Как же уже надоели басурманы эти своими набегами, налогами, разорениями городов русских. И Сергий лично, в разные годы своей монашеской жизни, ходил и в свой родной город Ростов, и в Нижний Новгород, чтобы уговорить князей не выступать против Московского княжества, а напротив объединиться вокруг него. Так собиралась русская дружина под начало Великого князя Дмитрия Московского. Это потом, после победы на Куликовском поле, он станет Донским. А пока, в 1380 году пришел он к Сергию в обитель за благословением. И отец Сергий благословил войско князя на сражение с Мамаем. И пообещал преподобный князю помощь Божью и славу вечную. Так оно потом и вышло. А пока послал Преподобный с дружиной Дмитрия монахов Александра Пересвета и Родиона Ослябю, двух бывших доблестных воинов, принявших постриг. По широко распространенному мнению считается, что Пересвет вышел на поединок с татарским богатырем Челубеем перед началом битвы и сложил в том поединке свою голову. Так Троицкий монастырь становился духовным центром московских земель и поддержкой московских князей.
Что только не видел монастырь за годы своего существования. Вглядываюсь в мощные стены Лавры. В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость, и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. О событиях тех лет, кстати, по сей день есть напоминание - отметина. Рядом с ракой Сергия Радонежского в Троицком соборе находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие примерно в 6 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Непременно приглядитесь, если посчастливится побывать в монастыре.
В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи. В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.
Все царствующие особы, без исключения, совершали сюда паломничество. При каждом из них что-то тут строилось, достраивалось, прибавлялось, прирастало.
Богат некрополь Лавры на знатные фамилии. Если походите средь надгробий, увидите фамилии представителей знатных русских домов: Бельских, Воротынских, Глинских, Оболенских, Одоевских, Годуновых, многих архимандритов, митрополитов московских.
Похоронены в Лавре и Патриархи Алексий I и Пимен.
Вот такая тут связь времен и историй. На мой взгляд это то место, где стоит побывать каждому, даже если вы атеист. Ведь это история наша, духовность наша, а в этом сила духа нашего и стойкости, и любви к земле своей российской. Надеюсь, было интересно вспомнить историю и впечатлиться желанием совершить путешествие.