ОПЛОТ РУССКОЙ ДУХОВНОСТИ. ЧАСТЬ III.

Ни одно крупное событие, связанное с судьбою России, не прошло мимо​ Троицкой обители, ни во время жития Сергия Радонежского, ее создателя, ни после его кончины. Во время строительства каменного Троицкого собора были обретены нетленные мощи Преподобного. Серебряная рака с мощами  была​ установлена справа от иконостаса в новом златоглавом соборе. Стоит она там и по сей день. Гроб же Сергич Радонежского установлен в Успенском соборе.

Бесконечной чередой идут в Троицкий собор паломники, чтобы поклониться Преподобному Сергию. Идут со своими горестями​ и радостями, с просьбами и благодарностями. Шла сюда и я, стояла благоговейно... И вообразить посмела, как здесь, на этом самом месте, шесть-пять веков назад​ также стояли государи российские,​ князья и бояре знатные и молились неистово, припадая к мощам старца. Известно, что Царь всея Руси Василий III совершал тут молебны перед походом на Псков в 1510 году и по успешном окончании его. Иван Грозный всю ночь горячо молился у раки Преподобного перед походом на Казань в 1552 году и потом по окончании его. Мы знаем, что поход его окончился благополучным взятием Казани.

Здесь в Троицком соборе крестили детей царствующих особ. К примеру,​ в 1530 году было совершено таинство крещения долгожданного сына Василия III, будущего царя​ Ивана IV Грозного. А уже в 1547 году молодой​ царь Иван IV сразу после свадьбы с супругою отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Потом, в течение всей своей жизни, царь частенько бывал в ​ монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск. В целом, за время царствования, Иван IV внес около 25 тысяч рублей​ в развитие монастыря. Это очень приличная сумма по тем временам.

Здесь же в 1442 году у раки Сергия состоялось примирение Василия II​ c двоюродным братом​ Дмитрием Шемякой, свершилось "крестоцелование", которым и закончились долгие годы междоусобицы. Правда вскоре Дмитрий нарушил клятву, и Василий II был схвачен, тут же у гроба Сергия , и ослеплен, и сослан в Углич.
Только в 1453 году Василий Темный (так он в связи со слепотой​ вошел в историю нашу) победил Дмитрия и, в конечном итоге, за время своего правления присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель и другие важные княжества.

Во все века епископы обители радели за укрепление и объединение Руси. А начало этому процессу было положено ещё самим Сергием Радонежским. Мудр был Святой. Понимал, что разрозненным, воюющим друг с другом княжествам не одолеть Золотую Орду. Как же уже надоели басурманы эти своими набегами, налогами, разорениями городов русских. И Сергий лично, в разные годы своей монашеской жизни, ходил и в свой родной город Ростов, и в Нижний Новгород, чтобы уговорить князей не выступать против Московского княжества, а напротив объединиться вокруг него. Так собиралась русская дружина под начало Великого князя​ Дмитрия Московского. Это потом, после победы на Куликовском поле, он станет Донским. А пока, в 1380 году пришел он к Сергию в обитель за благословением. И​ отец Сергий благословил войско князя​ на​ сражение с​ Мамаем. И пообещал преподобный князю помощь Божью и славу вечную. Так оно потом и вышло. А пока послал Преподобный​ с дружиной Дмитрия​ монахов Александра Пересвета и Родиона Ослябю, двух бывших доблестных воинов, принявших постриг. По широко распространенному мнению​​ считается,​ что Пересвет вышел на поединок с татарским богатырем Челубеем перед началом битвы и сложил в том поединке свою голову. Так Троицкий монастырь становился духовным центром московских земель и поддержкой московских князей.

Что только не видел монастырь за годы своего существования. Вглядываюсь в мощные стены Лавры. В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю. 16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость, и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. О событиях тех лет, кстати, по сей день есть напоминание - отметина. Рядом с ракой Сергия Радонежского в Троицком соборе находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот. На двери сохранилось отверстие примерно в 6 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося. Непременно приглядитесь, если посчастливится побывать в монастыре.

В конце XVII — начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи. В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

Все царствующие особы, без исключения, совершали сюда паломничество. При каждом из них что-то тут строилось, достраивалось, прибавлялось, прирастало.
Богат некрополь Лавры на знатные фамилии. Если походите средь надгробий, увидите фамилии представителей знатных русских домов:​ Бельских,​ Воротынских,​ Глинских,​ Оболенских,​ Одоевских, Годуновых, многих архимандритов, митрополитов московских.​
Похоронены в Лавре и Патриархи Алексий I и Пимен.

 

Вот такая тут связь времен и историй. На мой взгляд это то место, где стоит побывать каждому, даже если вы​ атеист. Ведь это история наша, духовность наша, а в этом сила​ духа нашего и стойкости, и любви к земле своей российской. Надеюсь, было интересно вспомнить историю и впечатлиться желанием совершить путешествие.