Откуда так долго течёт река Волга. Часть 1
Описываемые события происходили 14 лет назад, в мае 2003г., мы тогда были ещё молодыми студентами)
Найти ответ на этот вопрос я решил в ходе поездки, которую попытался организовать на вторые Майские праздники. Попутчик нашёлся только один, им как обычно стал Серёга. На следующий после запланированного дня возвращения день у меня должен был быть зачёт на военной кафедре, поэтому для гарантированного возвращения домой назад мы собрались ехать поездом, для чего я поехал заранее брать билеты. Поезд из Осташкова ходит два раза в неделю, но нам повезло, одним из этих дней было воскресенье. Кассирша Ленинградского вокзала в ответ на мою просьбу о двух билетах из Осташкова на 11 мая вначале попыталась объяснить мне, что на проходящие поезда с маленьких неконечных станций билеты заранее не продаются, а после того, как узнала, что это оказывается конечная станция поезда, сказала, что к сожалению есть только общие вагоны. Но нам ничего другого и не надо было. В предпраздничный день 8 мая в 21 час 28 минут мы приехали на Ленинградский вокзал.
Здесь мы докупили недостающие продукты и вышли на платформу, купив билет за 3 рубля 50 копеек. На ней уже стояла электричка, намеревавшаяся отправиться в Тверь в 21.38. Мы загрузились в неё, заняв моторный вагон (хотя в народе его называют наоборот, безмоторным, так как в нём нет шума, который издаёт на самом деле не мотор, а компрессор) в середине состава. Народу было не очень много. Электричка поехала, на нечастых остановках вагоны стали заполняться пассажирами, большая часть которых покинула поезд на станции Крюково. Дальше ехало совсем мало народу. После того, как вагон опустел, в тамбуре показались две женщины в синих плащах с рулонами билетов в руках. Я и Серёга встали, взяли рюкзаки и пошли вперёд, очень надеясь попасть в следующий вагон, но из этого ничего не получилось, дверь была заперта. На остановке мы сделали вид, что выходим, и убедившись, что билетёрши-контролёрши зашли в соседний вагон, спокойно пошли занимать свои места.
До Твери доехали без особых проблем. На улице было на удивление тепло. Старый вокзал, находящийся на платформе, по прежнему был в недоремонтированом состоянии, создавалось впечатление, что за время, прошедшее с момента моего последнего посещения Твери, ремонтные работы не велись совсем. Мы уточнили расписание Бологоевской электрички и имея опыт ночёвки в Твери, решили запастись билетами рублей за восемь, они пригодятся и для бесплатной ночёвки на вокзале, и для прохода перронного контроля перед электричкой. С трудом найдя кассу, мы приобрели по билету до Лихославля. Наступил праздничный день – День Победы. Была пора спать. Мы вернулись в новый вокзал, зал ожидания которого скорее напоминает оранжерею, и сели на деревянные сидения. Я почти уснул, но совсем рядом от меня началось представление, сопровождаемое криками и матами. Женщина-бабуля бомжового вида вначале предложила мужикам, сидящим неподалёку, выпить, а потом попросила одного из них сбегать ей за хлебом. Он взял деньги и ушёл. Минут через 15 после этого бабуля начала кричать, что её кинули, отобрали все деньги, и материть оставшихся на вокзале друзей ушедшего за хлебом. Через полчаса он вернулся, принеся с собой хлеб, и вся эта шумная компания куда-то ушла, в зале ожидания опять наступила тишина, прерываемая иногда объявлениями типа «Скорый поезд «Москва – Хельсинки», ой, «Москва – Петербург» прибывает ко 2 платформе». Помимо сидений в зале стояли ещё деревянные лавки – лежаки, и вскоре я решил использовать один из них по прямому назначению, обнаружив освободившееся лежачее место.
В лежачем положении спится хорошо, поэтому уснул я быстро. В 4 часа утра я был разбужен Серёгой, объявили посадку на нашу электричку. Мы пошли к платформе, электричка стояла с открытыми дверями. Что самое удивительное: отсутствовал непременный атрибут Тверского вокзала – перронный контроль. Мы спокойно прошли к электричке, заняли, как обычно, средний вагон, а в нём – самые мягкие лежачие места. По громкой связи слышались переговоры машиниста с помошником, но их содержание так и осталось для меня загадкой, так как слова разобрать было практически невозможно. В 4.33, по расписанию, поезд поехал. Я сразу уснул. Проснулся я от того, что поезд долго стоял на какой-то остановке. Потом он медленно поехал и вновь остановился. Машинист объявил, на этот раз чётко и понятно, что поезд сломался и пассажирам нужно освободить вагоны. Никто ничего не понял и все продолжали сидеть или лежать на своих местах. Машинист ещё раз повторил объявление, уточнив, что это не шутка. Народ стал лениво покидать вагоны, я разбудил Серёгу, и мы тоже пошли. Было 6 часов 3 минуты. Там, где остановилась электричка, не было никакой платформы, приходилось прыгать с вагона на землю. Из разговоров я понял, что многие из ехавших этой электричкой, как и мы, собирались пересесть на Великолукский поезд и ехать на нём дальше. Все забеспокоились, удастся ли сегодня всё-таки попасть на этот поезд, так как следующий будет только завтра.
Мы вместе с другими пассажирами пошли назад, в сторону Твери, так как ближайшая станция находилась именно там. После того, как все покинули вагоны, электричка на минимальной скорости поехала в ту же сторону, пока не доехала до стрелки, соединяющей путь, на котором она стояла, с магистральным. На улице было прохладно, мы зашли в здание станции Калашниково, до которой нам было сказано идти. Люди сразу начали изучать расписание, смотреть, чем ближайшим можно уехать дальше, или на чём вернуться в Тверь. Из окошка кассы выполз большой толстый кот, потом за стеклом появилась кассирша. У кого-то родилась идея попросить её позвонить в Бологое, чтобы там задержали Великолукский и Соньковский поезда, на которые мы все опаздывали. Кассирша вначале сопротивлялась, но потом пошла звонить. Вскоре она вернулась и сказала, что Бологое не отвечает. Через некоторое время она опять отошла, потом вернулась и стала требовать номера поездов, которые нужно задержать, как будто до Луков их ходит огромное количество. У меня, к счастью, оказалось расписание Октябрьской дороги с указанием номеров, и я уточнил, что задержать нужно поезд номер 6691. Она опять ушла и теперь долго не появлялась.
А тем временем у электрички кипела работа по её ремонту. Мне удалось выяснить, что у одного из моторных вагонов сломалась букса, а это могло привести к возгоранию поезда. Вагон полностью сгорает за 5 минут, так что неисправность была серьёзная. Со стороны Питера на большой скорости неслись поезда, их пассажиры наверное ещё спали. Один-два поезда прошло и в сторону Бологое, народ в шутку предлагал захватить такой поезд и доехать на нём. Но реализовать это не удалось, так как поезда из Твери закончились. Послышалось жужжание стрелок, а потом и свисток электрички. Она на маленькой скорости поехала. Вернее поехала она не вся, а только 4 вагона, остальные остались на месте. В таком виде поезд смотрелся очень необычно. Состав заехал на ещё один запасной путь и машинист с помошником опять забегали вокруг него. На этот раз они отцепляли сломанную секцию. Через какое-то время электричка, состоявшая теперь всего из двух вагонов, опять поехала, оставив сломанную секцию на запасном пути. После блуждания по путям и стрелкам этот остаток электрички вернулся на путь, с которого уезжал отцеплять вагоны, чтобы воссоединиться с оставшейся там частью поезда.
Я вернулся в зал ожидания и узнал там приятную новость, что поезда в Бологое решили задержать. Пассажиры стали жаловаться на жизнь меньше, общее настроение у всех повысилось. Теперь осталось дождаться окончания ремонта поезда. И вот послышалось долгожданное объявление «С 4 на 1 путь выгоняется поезд на Бологое». Радостный народ дружно покинул зал ожидания и рассредоточился по платформе. На платформу стала выкатываться та же самая ЭР2Т-7096, только уже в урезанном виде, без двух вагонов. Открылись двери, пассажиры стали занимать свои места. Отцепленные вагоны одиноко стояли на дальнем пути. Машинист объявил, что поезд поедет до Бологое со всеми остановками. Двери закрылись и поезд поехал… но не в ту сторону. Проехав немного он опять остановился. Машинист стал пытаться найти своего помошника, из динамиков слышалось «Игорь, ты где?», «Игорь, ты идёшь?». Наконец Игорь нашёлся, и поезд поехал. Это произошло в 7 часов 34 минуты. Несмотря на то, что электричка ехала с большой скоростью, опоздание нагнать было нереально.
Доехали до Вышнего Волочка. Кто-то не успел выйти и сорвал стоп-кран. Однако машинист чётко объявил свою позицию: двери открывать не будет. Поезд проехал пару метров и опять остановился. Это повторялось несколько раз, пока двое мужиков из нашего вагона не встали и не пошли разбираться с человеком, который мешал электричке ехать. Что происходило дальше, я не знаю, но больше поезд никто остановить не пытался. Вдоль дороги тянулся непонятно для чего выстроенный забор, для удобства прохода через который местными жителями в нужных местах были прорезаны дырки. Состояние пути было очень хорошее, электричка ехала мягко, её не шатало из стороны в сторону, было заметно, что путь предназначался для скоростного движения. Мы наслаждались последними километрами быстрой езды и хороших путей. За окном показалось озеро, начались промышленные постройки, сложные путевые разветвления. Мы подъезжали к большой узловой станции, соединяющей 5 направлений. Отсюда что до Москвы, что до Петербурга одинаковое расстояние. Электричка остановилась, большинство пассажиров быстро её покинуло и побежало искать обещанные задержанные поезда.
Наш Великолукский поезд стоял на противоположной стороне станции. Дверь была открыта только в первом вагоне. Мы зашли в поезд, первый вагон был практически полностью заполнен озлобленными пассажирами, которых, правда, можно понять: намного приятнее ехать, чем целый час стоять на конечной станции. Мы прошли в следующий вагон, но и он был почти весь заполнен, хороших мест у окна по ходу поезда не было. Так мы дошли до последнего вагона, в котором сидело всего человека 2-3, но было холодно. Мы решили ехать именно в нём. Поезд тронулся ещё в то время, пока мы шли по вагонам, минут через десять к нам в вагон зашла девушка в синей форме в рулонами билетов. Я было очень благодарен железной дороге о такой заботе о пассажирах, и решил на этот раз честно купить билет на весь путь – до Осташкова, Серёга меня в этом поддержал. Билетёрша оторвала нам билетов, и более никого из железнодорожников в вагоне мы не видели. Вначале мы ехали почти параллельно дороге, по которой приехали, по той дороге как раз проехала ещё одна электричка из Твери. Потом наша дорога свернула вправо, и начались глухие места. Я стал внимательно смотреть в окно, а Серёга уже успел превратить сидение в мягкое лежачее место и уснуть.
Теперь поезд ехал медленно, вагоны шатало, колёса стучали на стыках. Из окна был виден густой лес, изредка попадались небольшие деревушки, пункты погрузки леса и переезды через грунтовые дороги – единственные существующие здесь автомобильные магистрали, не считая трассы Москва – Питер, которую мы пересекли по путепроводу. Останавливались на всех обозначенных на карте станциях и остановочных пунктах. Некоторые из них выглядят как таблички «Остановка локомотива», на некоторых заметны остатки станционных зданий, деревянные здания некоторых до сих пор поддерживаются в приличном состоянии. Обязательным атрибутом станций были водонапорные башни, сохранившиеся ещё с паровозных времён. На станциях используется восновном один, реже два пути, остальные или заржавели, или разобраны, повсеместно встречаются ручные стрелки. А когда то судя по всему дорога вся была двухпутной, сейчас от второго пути осталась только насыпь. Куженино похоже оказалось единственной полноценной станцией за всю дорогу, недалеко от путей расположена военная часть с покрашенным памятником локатору ПВО. По мосту пересекли реку Шлина, по берегам которой расположен одноимённый посёлок.
По дороге встречалось много мест с выжженной травой. Причём выгорела не только трава, ну и находящиеся вдоль дороги кустарники, деревья и деревянные столбы. Несколько раз встречались столбы с полностью выгоревшим основанием, просто висящие на проводах, которые они, вообще-то, должны держать. Иногда вдоль дороги был выстроен уже почти разрушенный деревянный забор. Для чего он нужен осталось для меня загадкой, как, правда, и назначение новенького забора вдоль дороги Москва – Питер. Одну из дорог мы пересекли по путепроводу, хотя в пригодности этой дороги на данный момент возникали сомнения: она была затоплена водой. Иногда за окном показывались самые настоящие болота, около одного из них даже была сделана остановка поезда. Ехать было интересно, таких пейзажей я ещё не наблюдал. Но вот вдали показалось большое синее озеро. Это был Селигер. До Осташкова оставалось совсем немного. Поезд пересёк Селижаровку, единственную реку, вытекающую из Селигера, по мосту, за окном появилась асфальтовая дорога. Начались промышленные постройки, дома, показалось белое здание вокзала. Поезд подъезжал к Осташкову. Мы пошли в тамбур, он был завален снаряжением водников, решивших тоже отметить эти праздники. Состав остановился, мы вышли.
Поезд покинуло много пассажиров. Мы решили не задерживаться в Осташкове, а сразу поехать в сторону истока Волги. Для начала мы зашли в находящийся по близости автовокзал, чтобы узнать, когда пойдёт ближайший автобус на Волговерховье. Оказалось, что до него автобусы вообще не ходят. Кассирша сказала, что нам можно поехать на автобусе до Мосеевцы, который пойдёт в 16.10 часов. Мы решили не дожидаться автобуса, а попытаться доехать автостопом, так как на автобус любом случае можно сесть, если он догонит нас по дороге. Дозакупившись продуктами, мы пошли искать место для автостопа. По дороге перед нами остановился ИЖ-каблук, водитель стал предлагать навязчивые услуги по коммерческой доставке нас на требуемое место. Мы отказались от его услуг и пошли дальше. Вначале мы выбрали место на выезде из города после развилки, но перед заправкой. Это оказалось неудобно, так как часть проезжающих машин ехала только до заправки. Поняв ошибку мы прошли ещё немного и зашли за заправку, но и здесь продолжали доставать желающие на нас подзаработать. А когда Серёга говорил, что больше чем с полтинником мы не расстанемся, водители над нами смеялись и говорили, что полтинник – это по городу.
Мы отошли ещё подальше. Машины на большой скорости проносились мимо. На большинстве из них были Московские номера. Через 38 минут на поднятую Серёгину руку отреагировал водитель УАЗика и остановил рядом с нами свою машину. Водитель сказал, что может провезти нас километров шесть, далее он сворачивает. Мы решили проехать это расстояние и сели в машину. По дороге водитель интересовался, откуда у нас появилось желание попасть на исток Волги, но отнёсся к нашему занятию с пониманием. Мы довольно интересно пообщались, но очень скоро водитель сказал, что здесь ему нужно сворачивать. Мы поблагодарили водителя, поздравили его с Днём Победы и вышли из машины. Встав после развилки, Серёга опять начал стопить. Вот только машин не было. Но на этом месте нам стоять предстояло недолго, минут через пять первая показавшаяся машина остановилась и водитель порадовал нас, что может довезти нас аж до Свапущ. Мы сели на задние сидения его Волги. После того, как машина поехала, водитель спросил, дадим ли мы ему сколько-нибудь на бедность. Мы посоветовались с Серёгой и решили расстаться с полтинником, по рублю за километр. Машина проехала мимо оставшегося со времён войны в качестве памятника ДОТа, пирамиды, стоящей на 16 километре дороги. Дорога была хорошая, асфальтовая, ехали быстро. Водитель был неразговорчивым, почти всю дорогу мы молчали.
Вдали показалась деревня, виднелось озеро Селигер. Водитель остановил машину возле развилки и сказал, что нам направо, а ему прямо. Я отдал ему полтинник на бедность и мы с Серёгой покинули машину. С того момента, как мы начали пытаться уехать из Осташкова, прошёл 1 час 18 минут. До Волговерховья оставалось 19 километров. Мы пошли по нужной нам дороге. Очень скоро асфальт закончился, и дорога превратилась в обычную пыльную грунтовку. Вдоль дороги тянулась линия связи, обеспечивающая немногочисленных жителей близлежащих деревень телефонной и телеграфной связью. Закончились последние Свапущьские постройки, дорога пошла по тихому лесу. Ближайшие 15 километров по дороге не должно встретится ни одного населённого пункта. На улице было тепло, чувствовался приятный запах хвои и распускавшихся лиственных деревьев, очень легко дышалось, особенно по сравнению с Москвой, в которой мы были ещё день назад. Мы шли не торопясь, с перерывами каждые 3-5 километров. Очень редко тишину нарушали проезжающие мимо машины, которые, правда, совсем не стопились. Крутые навороченные машины не стопились по определению, более простые машины, как правило, были загружены пассажирами под завязку. Почти все встреченные машины были либо с московскими, либо с питерскими номерами, местные, тверские, встречались редко.
Дорога сильно петляла, причём не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении, постоянно чередовались спуски и подъёмы. Иногда вдоль дороги, в тени, попадались остатки зимней роскоши – снега, правда, уже не белого, его цвет усиленно стремился к чёрному. Мы не пропустили возможности поиграть в тёплый солнечный день, в конце весны, в снежки. Через некоторое время мы вышли из леса на поле. Недалеко стояла вышка сотовой связи, поэтому мобильные телефоны в этом районе работали очень хорошо. Слева вдали виднелось большое озеро – Стерж. В это озеро впадает вышедшая из истока река Волга. Из озера Стерж Волжская вода попадает в озеро Вселуг, потом в озеро Пено, потом в озеро Волго, и только у посёлка Селище Волга снова становится рекой, но это происходит далеко от того места, где мы в тот момент находились. По берегам Стержа располагаются деревушки, дома которых виднелись вдали. На противоположном берегу озера также виднелась церковь. Мы шли дальше. От нашей дороги влево, к деревням, отошла грунтовка. Перед этим местом гордо висели новенькие дорожные знаки, предупреждающие водителей о пересечении с главной дорогой. По дороге, вообще, попадалось много дорожных знаков, показывающих многие повороты, все пересечения и ответвления, даже дорог, представляющих собой две колеи, между которыми растёт трава. У перекрёстка стояла автобусная остановка, первая за весь пройденный нами путь, но никакой информации о расписании автобусов на ней обнаружено не было.
Продолжение следует...
Откуда так долго течёт река Волга?
Найти ответ на этот вопрос я решил в ходе поездки, которую попытался организовать на вторые Майские праздники. Попутчик нашёлся только один, им как обычно стал Серёга. На следующий после запланированного дня возвращения день у меня должен был быть зачёт на военной кафедре, поэтому для гарантированного возвращения домой назад мы собрались ехать поездом, для чего я поехал заранее брать билеты. Поезд из Осташкова ходит два раза в неделю, но нам повезло, одним из этих дней было воскресенье. Кассирша Ленинградского вокзала в ответ на мою просьбу о двух билетах из Осташкова на 11 мая вначале попыталась объяснить мне, что на проходящие поезда с маленьких неконечных станций билеты заранее не продаются, а после того, как узнала, что это оказывается конечная станция поезда, сказала, что к сожалению есть только общие вагоны. Но нам ничего другого и не надо было. В предпраздничный день 8 мая в 21 час 28 минут мы приехали на Ленинградский вокзал.
Здесь мы докупили недостающие продукты и вышли на платформу, купив билет за 3 рубля 50 копеек. На ней уже стояла электричка, намеревавшаяся отправиться в Тверь в 21.38. Мы загрузились в неё, заняв моторный вагон (хотя в народе его называют наоборот, безмоторным, так как в нём нет шума, который издаёт на самом деле не мотор, а компрессор) в середине состава. Народу было не очень много. Электричка поехала, на нечастых остановках вагоны стали заполняться пассажирами, большая часть которых покинула поезд на станции Крюково. Дальше ехало совсем мало народу. После того, как вагон опустел, в тамбуре показались две женщины в синих плащах с рулонами билетов в руках. Я и Серёга встали, взяли рюкзаки и пошли вперёд, очень надеясь попасть в следующий вагон, но из этого ничего не получилось, дверь была заперта. На остановке мы сделали вид, что выходим, и убедившись, что билетёрши-контролёрши зашли в соседний вагон, спокойно пошли занимать свои места.
До Твери доехали без особых проблем. На улице было на удивление тепло. Старый вокзал, находящийся на платформе, по прежнему был в недоремонтированом состоянии, создавалось впечатление, что за время, прошедшее с момента моего последнего посещения Твери, ремонтные работы не велись совсем. Мы уточнили расписание Бологоевской электрички и имея опыт ночёвки в Твери, решили запастись билетами рублей за восемь, они пригодятся и для бесплатной ночёвки на вокзале, и для прохода перронного контроля перед электричкой. С трудом найдя кассу, мы приобрели по билету до Лихославля. Наступил праздничный день – День Победы. Была пора спать. Мы вернулись в новый вокзал, зал ожидания которого скорее напоминает оранжерею, и сели на деревянные сидения. Я почти уснул, но совсем рядом от меня началось представление, сопровождаемое криками и матами. Женщина-бабуля бомжового вида вначале предложила мужикам, сидящим неподалёку, выпить, а потом попросила одного из них сбегать ей за хлебом. Он взял деньги и ушёл. Минут через 15 после этого бабуля начала кричать, что её кинули, отобрали все деньги, и материть оставшихся на вокзале друзей ушедшего за хлебом. Через полчаса он вернулся, принеся с собой хлеб, и вся эта шумная компания куда-то ушла, в зале ожидания опять наступила тишина, прерываемая иногда объявлениями типа «Скорый поезд «Москва – Хельсинки», ой, «Москва – Петербург» прибывает ко 2 платформе». Помимо сидений в зале стояли ещё деревянные лавки – лежаки, и вскоре я решил использовать один из них по прямому назначению, обнаружив освободившееся лежачее место.
В лежачем положении спится хорошо, поэтому уснул я быстро. В 4 часа утра я был разбужен Серёгой, объявили посадку на нашу электричку. Мы пошли к платформе, электричка стояла с открытыми дверями. Что самое удивительное: отсутствовал непременный атрибут Тверского вокзала – перронный контроль. Мы спокойно прошли к электричке, заняли, как обычно, средний вагон, а в нём – самые мягкие лежачие места. По громкой связи слышались переговоры машиниста с помошником, но их содержание так и осталось для меня загадкой, так как слова разобрать было практически невозможно. В 4.33, по расписанию, поезд поехал. Я сразу уснул. Проснулся я от того, что поезд долго стоял на какой-то остановке. Потом он медленно поехал и вновь остановился. Машинист объявил, на этот раз чётко и понятно, что поезд сломался и пассажирам нужно освободить вагоны. Никто ничего не понял и все продолжали сидеть или лежать на своих местах. Машинист ещё раз повторил объявление, уточнив, что это не шутка. Народ стал лениво покидать вагоны, я разбудил Серёгу, и мы тоже пошли. Было 6 часов 3 минуты. Там, где остановилась электричка, не было никакой платформы, приходилось прыгать с вагона на землю. Из разговоров я понял, что многие из ехавших этой электричкой, как и мы, собирались пересесть на Великолукский поезд и ехать на нём дальше. Все забеспокоились, удастся ли сегодня всё-таки попасть на этот поезд, так как следующий будет только завтра.
Мы вместе с другими пассажирами пошли назад, в сторону Твери, так как ближайшая станция находилась именно там. После того, как все покинули вагоны, электричка на минимальной скорости поехала в ту же сторону, пока не доехала до стрелки, соединяющей путь, на котором она стояла, с магистральным. На улице было прохладно, мы зашли в здание станции Калашниково, до которой нам было сказано идти. Люди сразу начали изучать расписание, смотреть, чем ближайшим можно уехать дальше, или на чём вернуться в Тверь. Из окошка кассы выполз большой толстый кот, потом за стеклом появилась кассирша. У кого-то родилась идея попросить её позвонить в Бологое, чтобы там задержали Великолукский и Соньковский поезда, на которые мы все опаздывали. Кассирша вначале сопротивлялась, но потом пошла звонить. Вскоре она вернулась и сказала, что Бологое не отвечает. Через некоторое время она опять отошла, потом вернулась и стала требовать номера поездов, которые нужно задержать, как будто до Луков их ходит огромное количество. У меня, к счастью, оказалось расписание Октябрьской дороги с указанием номеров, и я уточнил, что задержать нужно поезд номер 6691. Она опять ушла и теперь долго не появлялась.
А тем временем у электрички кипела работа по её ремонту. Мне удалось выяснить, что у одного из моторных вагонов сломалась букса, а это могло привести к возгоранию поезда. Вагон полностью сгорает за 5 минут, так что неисправность была серьёзная. Со стороны Питера на большой скорости неслись поезда, их пассажиры наверное ещё спали. Один-два поезда прошло и в сторону Бологое, народ в шутку предлагал захватить такой поезд и доехать на нём. Но реализовать это не удалось, так как поезда из Твери закончились. Послышалось жужжание стрелок, а потом и свисток электрички. Она на маленькой скорости поехала. Вернее поехала она не вся, а только 4 вагона, остальные остались на месте. В таком виде поезд смотрелся очень необычно. Состав заехал на ещё один запасной путь и машинист с помошником опять забегали вокруг него. На этот раз они отцепляли сломанную секцию. Через какое-то время электричка, состоявшая теперь всего из двух вагонов, опять поехала, оставив сломанную секцию на запасном пути. После блуждания по путям и стрелкам этот остаток электрички вернулся на путь, с которого уезжал отцеплять вагоны, чтобы воссоединиться с оставшейся там частью поезда.
Я вернулся в зал ожидания и узнал там приятную новость, что поезда в Бологое решили задержать. Пассажиры стали жаловаться на жизнь меньше, общее настроение у всех повысилось. Теперь осталось дождаться окончания ремонта поезда. И вот послышалось долгожданное объявление «С 4 на 1 путь выгоняется поезд на Бологое». Радостный народ дружно покинул зал ожидания и рассредоточился по платформе. На платформу стала выкатываться та же самая ЭР2Т-7096, только уже в урезанном виде, без двух вагонов. Открылись двери, пассажиры стали занимать свои места. Отцепленные вагоны одиноко стояли на дальнем пути. Машинист объявил, что поезд поедет до Бологое со всеми остановками. Двери закрылись и поезд поехал… но не в ту сторону. Проехав немного он опять остановился. Машинист стал пытаться найти своего помошника, из динамиков слышалось «Игорь, ты где?», «Игорь, ты идёшь?». Наконец Игорь нашёлся, и поезд поехал. Это произошло в 7 часов 34 минуты. Несмотря на то, что электричка ехала с большой скоростью, опоздание нагнать было нереально.
Доехали до Вышнего Волочка. Кто-то не успел выйти и сорвал стоп-кран. Однако машинист чётко объявил свою позицию: двери открывать не будет. Поезд проехал пару метров и опять остановился. Это повторялось несколько раз, пока двое мужиков из нашего вагона не встали и не пошли разбираться с человеком, который мешал электричке ехать. Что происходило дальше, я не знаю, но больше поезд никто остановить не пытался. Вдоль дороги тянулся непонятно для чего выстроенный забор, для удобства прохода через который местными жителями в нужных местах были прорезаны дырки. Состояние пути было очень хорошее, электричка ехала мягко, её не шатало из стороны в сторону, было заметно, что путь предназначался для скоростного движения. Мы наслаждались последними километрами быстрой езды и хороших путей. За окном показалось озеро, начались промышленные постройки, сложные путевые разветвления. Мы подъезжали к большой узловой станции, соединяющей 5 направлений. Отсюда что до Москвы, что до Петербурга одинаковое расстояние. Электричка остановилась, большинство пассажиров быстро её покинуло и побежало искать обещанные задержанные поезда.
Наш Великолукский поезд стоял на противоположной стороне станции. Дверь была открыта только в первом вагоне. Мы зашли в поезд, первый вагон был практически полностью заполнен озлобленными пассажирами, которых, правда, можно понять: намного приятнее ехать, чем целый час стоять на конечной станции. Мы прошли в следующий вагон, но и он был почти весь заполнен, хороших мест у окна по ходу поезда не было. Так мы дошли до последнего вагона, в котором сидело всего человека 2-3, но было холодно. Мы решили ехать именно в нём. Поезд тронулся ещё в то время, пока мы шли по вагонам, минут через десять к нам в вагон зашла девушка в синей форме в рулонами билетов. Я было очень благодарен железной дороге о такой заботе о пассажирах, и решил на этот раз честно купить билет на весь путь – до Осташкова, Серёга меня в этом поддержал. Билетёрша оторвала нам билетов, и более никого из железнодорожников в вагоне мы не видели. Вначале мы ехали почти параллельно дороге, по которой приехали, по той дороге как раз проехала ещё одна электричка из Твери. Потом наша дорога свернула вправо, и начались глухие места. Я стал внимательно смотреть в окно, а Серёга уже успел превратить сидение в мягкое лежачее место и уснуть.
Теперь поезд ехал медленно, вагоны шатало, колёса стучали на стыках. Из окна был виден густой лес, изредка попадались небольшие деревушки, пункты погрузки леса и переезды через грунтовые дороги – единственные существующие здесь автомобильные магистрали, не считая трассы Москва – Питер, которую мы пересекли по путепроводу. Останавливались на всех обозначенных на карте станциях и остановочных пунктах. Некоторые из них выглядят как таблички «Остановка локомотива», на некоторых заметны остатки станционных зданий, деревянные здания некоторых до сих пор поддерживаются в приличном состоянии. Обязательным атрибутом станций были водонапорные башни, сохранившиеся ещё с паровозных времён. На станциях используется восновном один, реже два пути, остальные или заржавели, или разобраны, повсеместно встречаются ручные стрелки. А когда то судя по всему дорога вся была двухпутной, сейчас от второго пути осталась только насыпь. Куженино похоже оказалось единственной полноценной станцией за всю дорогу, недалеко от путей расположена военная часть с покрашенным памятником локатору ПВО. По мосту пересекли реку Шлина, по берегам которой расположен одноимённый посёлок.
По дороге встречалось много мест с выжженной травой. Причём выгорела не только трава, ну и находящиеся вдоль дороги кустарники, деревья и деревянные столбы. Несколько раз встречались столбы с полностью выгоревшим основанием, просто висящие на проводах, которые они, вообще-то, должны держать. Иногда вдоль дороги был выстроен уже почти разрушенный деревянный забор. Для чего он нужен осталось для меня загадкой, как, правда, и назначение новенького забора вдоль дороги Москва – Питер. Одну из дорог мы пересекли по путепроводу, хотя в пригодности этой дороги на данный момент возникали сомнения: она была затоплена водой. Иногда за окном показывались самые настоящие болота, около одного из них даже была сделана остановка поезда. Ехать было интересно, таких пейзажей я ещё не наблюдал. Но вот вдали показалось большое синее озеро. Это был Селигер. До Осташкова оставалось совсем немного. Поезд пересёк Селижаровку, единственную реку, вытекающую из Селигера, по мосту, за окном появилась асфальтовая дорога. Начались промышленные постройки, дома, показалось белое здание вокзала. Поезд подъезжал к Осташкову. Мы пошли в тамбур, он был завален снаряжением водников, решивших тоже отметить эти праздники. Состав остановился, мы вышли.
Поезд покинуло много пассажиров. Мы решили не задерживаться в Осташкове, а сразу поехать в сторону истока Волги. Для начала мы зашли в находящийся по близости автовокзал, чтобы узнать, когда пойдёт ближайший автобус на Волговерховье. Оказалось, что до него автобусы вообще не ходят. Кассирша сказала, что нам можно поехать на автобусе до Мосеевцы, который пойдёт в 16.10 часов. Мы решили не дожидаться автобуса, а попытаться доехать автостопом, так как на автобус любом случае можно сесть, если он догонит нас по дороге. Дозакупившись продуктами, мы пошли искать место для автостопа. По дороге перед нами остановился ИЖ-каблук, водитель стал предлагать навязчивые услуги по коммерческой доставке нас на требуемое место. Мы отказались от его услуг и пошли дальше. Вначале мы выбрали место на выезде из города после развилки, но перед заправкой. Это оказалось неудобно, так как часть проезжающих машин ехала только до заправки. Поняв ошибку мы прошли ещё немного и зашли за заправку, но и здесь продолжали доставать желающие на нас подзаработать. А когда Серёга говорил, что больше чем с полтинником мы не расстанемся, водители над нами смеялись и говорили, что полтинник – это по городу.
Мы отошли ещё подальше. Машины на большой скорости проносились мимо. На большинстве из них были Московские номера. Через 38 минут на поднятую Серёгину руку отреагировал водитель УАЗика и остановил рядом с нами свою машину. Водитель сказал, что может провезти нас километров шесть, далее он сворачивает. Мы решили проехать это расстояние и сели в машину. По дороге водитель интересовался, откуда у нас появилось желание попасть на исток Волги, но отнёсся к нашему занятию с пониманием. Мы довольно интересно пообщались, но очень скоро водитель сказал, что здесь ему нужно сворачивать. Мы поблагодарили водителя, поздравили его с Днём Победы и вышли из машины. Встав после развилки, Серёга опять начал стопить. Вот только машин не было. Но на этом месте нам стоять предстояло недолго, минут через пять первая показавшаяся машина остановилась и водитель порадовал нас, что может довезти нас аж до Свапущ. Мы сели на задние сидения его Волги. После того, как машина поехала, водитель спросил, дадим ли мы ему сколько-нибудь на бедность. Мы посоветовались с Серёгой и решили расстаться с полтинником, по рублю за километр. Машина проехала мимо оставшегося со времён войны в качестве памятника ДОТа, пирамиды, стоящей на 16 километре дороги. Дорога была хорошая, асфальтовая, ехали быстро. Водитель был неразговорчивым, почти всю дорогу мы молчали.
Вдали показалась деревня, виднелось озеро Селигер. Водитель остановил машину возле развилки и сказал, что нам направо, а ему прямо. Я отдал ему полтинник на бедность и мы с Серёгой покинули машину. С того момента, как мы начали пытаться уехать из Осташкова, прошёл 1 час 18 минут. До Волговерховья оставалось 19 километров. Мы пошли по нужной нам дороге. Очень скоро асфальт закончился, и дорога превратилась в обычную пыльную грунтовку. Вдоль дороги тянулась линия связи, обеспечивающая немногочисленных жителей близлежащих деревень телефонной и телеграфной связью. Закончились последние Свапущьские постройки, дорога пошла по тихому лесу. Ближайшие 15 километров по дороге не должно встретится ни одного населённого пункта. На улице было тепло, чувствовался приятный запах хвои и распускавшихся лиственных деревьев, очень легко дышалось, особенно по сравнению с Москвой, в которой мы были ещё день назад. Мы шли не торопясь, с перерывами каждые 3-5 километров. Очень редко тишину нарушали проезжающие мимо машины, которые, правда, совсем не стопились. Крутые навороченные машины не стопились по определению, более простые машины, как правило, были загружены пассажирами под завязку. Почти все встреченные машины были либо с московскими, либо с питерскими номерами, местные, тверские, встречались редко.
Дорога сильно петляла, причём не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении, постоянно чередовались спуски и подъёмы. Иногда вдоль дороги, в тени, попадались остатки зимней роскоши – снега, правда, уже не белого, его цвет усиленно стремился к чёрному. Мы не пропустили возможности поиграть в тёплый солнечный день, в конце весны, в снежки. Через некоторое время мы вышли из леса на поле. Недалеко стояла вышка сотовой связи, поэтому мобильные телефоны в этом районе работали очень хорошо. Слева вдали виднелось большое озеро – Стерж. В это озеро впадает вышедшая из истока река Волга. Из озера Стерж Волжская вода попадает в озеро Вселуг, потом в озеро Пено, потом в озеро Волго, и только у посёлка Селище Волга снова становится рекой, но это происходит далеко от того места, где мы в тот момент находились. По берегам Стержа располагаются деревушки, дома которых виднелись вдали. На противоположном берегу озера также виднелась церковь. Мы шли дальше. От нашей дороги влево, к деревням, отошла грунтовка. Перед этим местом гордо висели новенькие дорожные знаки, предупреждающие водителей о пересечении с главной дорогой. По дороге, вообще, попадалось много дорожных знаков, показывающих многие повороты, все пересечения и ответвления, даже дорог, представляющих собой две колеи, между которыми растёт трава. У перекрёстка стояла автобусная остановка, первая за весь пройденный нами путь, но никакой информации о расписании автобусов на ней обнаружено не было.
Продолжение следует...
Читайте также
11 декабря 2024
431