Печаль Армении
У разных наций есть свои имена для печали, объединяющей целый народ.У португальцев есть их саудаде, у стамбульцев, если верить турецкому писателю Памуку - хюзюн. Да и на нас, русских, порой накатывает нечто пронзительно грустное, что мы сами с иронией называем тоской «загадочной русской души». А есть ли такое у армян?
Армения при всей своей жизнерадостности, открытости, гостеприимстве, неистребимой хватке к предпринимательству может быть и очень печальной. Неизбывно печальной. Печаль вплетена в историю Армении словно она – часть ее ДНК.
Печаль проскальзывает, когда ереванцы участливо справляются у туристов, удалось ли тем лицезреть пики Арарата. В пасмурные дни они искренне бросаются утешать путешественников, говоря, что совсем скоро обещают солнечную погоду, и тогда ну вот обязательно должно повезти - и он предстанет пред гостями во всем своем величии. Их Арарат – печальный и вечный символ Армении, отделенный от своей страны колючей проволокой на границе.
Печаль звучит в словах Ван, Ани, Карс, Адана, Эрзерум. Восемь древних армянских городов уже давно находятся на территории другой страны. Для народа эти города навеки останутся армянскими, останутся в плену чуждой им культуры до тех пор, пока когда-нибудь провидение не вернет их вместе с Араратом в объятия тоскующей мамы-Армении. Армяне помнят и ждут. Ждут, несмотря на то, что понимают - надеждам на воссоединение едва ли когда-нибудь суждено сбыться.
Они «Помнят и требуют». Печальный лозунг, призывающий мир признать геноцид армян, случившийся в 1915 году, и гораздо более поздние трагические события в Сумгаите. Каждый год в апреле они огромным шествием поднимаются на холм Цицернакаберд к вечному огню, окруженному двенадцатью серыми плитами, как говорят сами армяне, по числу потерянных ими западных провинций. Премия Авроры, международная гуманитарная инициатива носит имя Аршалуйс (Авроры) Мартиканян, армянской девушки, которой чудом удалось выжить во время геноцида, и позже перебраться в Штаты, где спустя годы ее ждало безрадостное завершение жизненной истории.
Печалью утраты наполнены армянские песни - песни о любви, о войне, о разлуке с родиной. Надрывен и задумчив армянский дудук, душа абрикосового дерева. Он будто рассказывает историю расколотой надвое страны, и вместе с ней плачет, и снова взывает к надежде – и не гаснет огонек в сердцах людей, и снова стремятся приехать на свою землю, пусть и ненадолго, разбросанные по всему миру дети печальной, но сильной маленькой Армении.
Читайте также