Пешком по Аьпам: от Монблана до Маттерхорна

Куда приводят мечты?

В самые глубокие пещеры, опасные джунгли, морские впадины. Или в горы, на маршрут Haute Route, проходящий от французского Шамони до швейцарского Церматта. Я думала о нём два года, с того самого момента, как впервые увидела в книжном магазине г. Аржентьер соответствующий путеводитель. Покупать его тогда и нести в рюкзаке половину трека вокруг Монблана было, пожалуй, не самым мудрым моим решением. Однако именно оно и привело меня туда, откуда окрывался непередаваемый вид на Монте Розу, Маттерхорн и на саму жизнь.




День 1. Начало пути.

Каюсь: мы схалтурили. Первый день, в который, согласно всем путеводителям, мы должны были подняться из Шамони на перевал Col de Balme (по которому проходит граница Франции и Швейцарии), а после – спокойно и размеренно спуститься на ночёвку в тихий городок Trient, мы заменили на комбинацию:
- подъёмник со станции Le Tour на перевал Col de Balme;
- быстрый спуск в Trient;
- обед в La Forclaz;
- затяжной подъём на неизвестную высоту и, наконец,
- не менее затяжной спуск к озеру Champex.



Всё дело в том, что данный отрезок пути, рассчитанный на два ходовых дня, полностью совпадает с первыми днями трека вокруг Монблана, который мы прошли двумя годами ранее. Именно поэтому мы приняли решение сократить время похода за счёт объединения первых дней. Легкие обжигал воздух: бронхит - пусть и «вылеченный» - не лучший помощник в горах.
Из-за моросящего дождя мы долго шли в низкой облачности, среди пастбищ с мощными и лоснящимися быками породы Black Angus. Да простят меня вегетарианцы, но они настолько же красивы, насколько вкусно их мясо!
В целом, первый день выдался насыщенным и сложным: 10 часов 25 минут в пути, набор высоты составил 2 123 м, спуск – 2 138 м. Забавно, что, как и два года назад, небо в этом месте хмурилось и грозилось разразиться дождем. Но разве это могло нас остановить?




День 2. Ботинок.

Сегодня наш путь лежал в глубь Швейцарии, по живописным долинам и лоснящимся полям. Казалось бы, идти всего 16.4 км, дорога ровная, спокойная, что может приключиться?..
- Зачем ты вечно берешь с собой синюю изоленту? – спросила я Егора накануне днём.
Он посмотрел на меня, как на ребёнка и ответил: «Это же ИЗОЛЕНТА, КАК можно её НЕ взять?»

«Ненормальный какой-то», - подумала про себя тогда я и благополучно забыла об этом разговоре.

Однако теперь она мне была нужна: видавший горные виды и похлеще ботинок приказал долго жить без объявления войны. Обмотанный «от» и «до», он, ботинок, нашёл в себе силы пройти положенные в тот день километры, довести меня до гостиницы и даже дойти на следующее утро до спортивного магазина в городе Le Chable. Там, в глубине швейцарских гор, так и остались мои дорогие и любимые старые ботинки. Да упокоится их горная душа с миром.



День 3. Мармоты.

Маршрут третьего дня привёл нас к приюту Mont Fort, расположенному под одноимённой вершиной с видом на массив Grand Combin. Оказавшиеся в месте ночёвки уже к полудню, мы неспеша променировали по тропам, фотографируя и снимая таймлапсы с облаками. Внезапно дорогу нам перебежала упитанная рыжеватая тушка. Перебежала, встала на задние лапы и радостно засвистела.

«Мармот!» - верно говорят, что первые 40 лет детства мужчины – самые тяжёлые. Энтузиазму Егора мог бы позавидовать любой ребёнок.

Тихо-тихо, стараясь не хрустеть камнями и не дышать, как паровозы, мы подошли к месту, где скрылся пушистый провокатор. Любопытство способно погубить не только кошку, а потому наш новый знакомый не заставил долго себя ждать, высунув половину упитанного тельца из своей норы. Так мы и играли в гляделки, пока громкие туристы не испугали горного жителя.




День 4. Камни.

Что происходит у вас в голове, когда вы идёте по маршруту? О чём вы думаете, где находятся ваши мысли? Помню, что весь тот день в моей голове играла какая-то песенка, что-то похожее на «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер». Весь бесконечно долгий день, как заевшая пластинка.



Пожалуй, это были одни из самых сложных 11 км в моей жизни: свежий камнепад оставил после себя раздрай и непрослеживаемую тропу. Огромные шатающиеся валуны, готовые в любой момент сорваться и полететь вниз по склону. В какой-то момент, один из камней придавил мне ногу. Пропасти под висящими камнями тропы. Снежники, коварные в своей беззащитной белизне. Броды. Реки. Четыре перевала. Холодный и неуютный приют. Безвкусный ужин. Тёплый спальник. Сладкий сон.


День 5. Выбор.



Неприглядный завтрак не прибавил настроения, что, однако, не помешало нам легко и быстро подняться на перевал, откуда открылся потрясающий вид на озеро Lac de Dix в лучах рассветного солнца. Свежесть утра не давала возможности задержаться, равно как и осознание того, что сегодня нам нужно будет штурмовать самый сложный участок всего маршрута: грозный перевал Col de Reidmatten. О нём в хижинах говорили с придыханием, уважением и благоговейным ужасом. У его подножия нужно сделать выбор: либо подниматься по вбитым в скалу лестницам и железному мостику над скальной трещиной, либо ползти вверх по практически вертикальным осыпям. Не будучи подверженной боязни высоты, мне было совершенно не комфортно забираться вверх, держа в одной руке палки, а второй хватаясь за вбитые в скалу цепи. Ходят слухи, что в ближайшее время перевал закроют из-за большого количества несчастных случаев. Однако пока мы могли лишь наслаждаться победой над собой и открывающимися с него видами.


Вечером, расположившись на ночлег в поселении Arolla, мы взяли штатив и пошли фотографировать лунные горы. Но не успели мы как следует расположиться, как послышался хриплый лай, а наперерез нам метнулась смутная тень. Вооружившись камнями, мы направили свет от фонарей на шевелящиеся кусты. В ответ сверкнуло два злобных глаза. Шакал! Кто бы мог подумать, что в центре Европы, в 300 м от последнего дома деревни, мы встретим этого представителя семейства псовых? Одним словом, желание фотографировать моментально улетучилось, а мы поспешили под теплое одеяло.


День 6.

Шестой день пусти оказался ничем не примечательным. Разве что подвесным мостом через реку La Borgne D’Arolla. Зато на 11 километров приблизил нас к конечной цели.



День 7. Хижина.

Вне всяких сомнений, ледник Moiry – одно из самых впечатляющих мест маршрута Haute Route. Начиная дамбой и озером Lac de Moiry и заканчивая приютом Cabane de Moiry, расположенным на высоте 2825 м. Кроме потрясающего вида, хижина гордится датой своего основания: 1910 г. В 2010 году правительство Швейцарии, совместно с Федерацией Альпинизма, построило дополнительный новый корпус, с панорамными окнами по последним строительным технологиям. Что может быть приятнее, чем расслабиться после трудного подъёма в тепле и уюте, с чашкой сладкого черного чая, любуясь буйным ледником?



День 8. Рассвет.



Определённо, это утро стоило раннего подъёма. Необыкновенно мягкие и нежные краски зари надолго остались в моём сердце, даже несмотря на то, что при спуске обратно к озеру Lac de Moiry, моё колено «приказало долго жить», в результате чего нам даже пришлось сокращать маршрут с 11 до 10 ходовых дней.


Все оставшиеся дни прошли грустно и скомканно, откровенно говоря, я помню только постоянную борьбу со своей ногой. Однако, несмотря на все перипетии, мы всё-таки добрались до Церматта. И увидели ЕГО. Властелина моих снов, души и сердца. Маттерхорн. Он поражает раз и навсегда: острый скальный зуб не может оставить кого-то равнодушным. Его мощь восхищает: не имея огромной высоты, он манит к себе десятки людей, является визитной карточкой Швейцарией и «лицом» лучшего шоколада.


Из Церматта мы уезжали с тяжёлым серцем: в нём надолго поселилась щемящая душу тоска по сказочной вершине. А у меня появилась новая мечта. Но это – уже совсем другая история.