По «Аланскому» бездорожью Кавказа



Просыпаешься с первым лучом солнца и понимаешь: что-то не так. Не так, как обычно. За окном нет привычного шума, да и окна, в сущности, тоже нет. Над тобой лишь свод палатки, а над ним – бездонное небо. И небо это не такое, как ты привык, и вокруг тебя не муравейник мегаполиса, а седые, ослепительные в своем великолепии, горы. Кавказ.

Для участников экспедиции «Аланское наследие» каждое утро в этом удивительном путешествии было откровением и подарком, впрочем, как и вся экспедиция.



Впервые о таком путешествии задумались основатели АНО «Дух Свободы» Иван Чистяков, Юлия Пшеничная и Байталюк Александра. В активе этой некоммерческой туристической организации уже не один интереснейший маршрут, однако, такого формата экспедиций еще не было: «Аланское наследие» - не просто туристическая поездка для любителей внедорожного экстрима. Это, прежде всего, этнографическая экспедиция, основной целью которой явилось изучение (а порой и открытие) аланского наследия, знакомство с традициями и культурой народов, которые ведут свою родословную от славных Алан.

В последние годы все чаще исследователи обращаются к этнографии народов Кавказа, в частности потому, что именно здесь сохранились уникальнейшие реликты, которые, к сожалению, в других регионах потеряны безвозвратно. Поэтому то, что Кавказ называют музеем под открытым небом, вовсе не случайность. Более того, это в полной мере можно отнести и к аланскому наследию в культуре региона, память о котором здесь бережно охраняется, передается от поколения к поколению, как славная традиция и уникальные исторические свидетельства.

В ходе экспедиции группа путешественников посетила многочисленные археологические памятники, познакомилась с культурой и традициями народов, ведущих свою родословную от древних Алан, состоялись также встречи с историками и археологами, занимающимися изучением культурного наследия Кавказа.



Дорогу осилит едущий

Сейчас, когда все экипажи уже дома, итоги подведены, впечатления осмыслены, можно с уверенностью сказать, что маршрут путешествия стал самым настоящим испытанием на прочность и для людей, и для автомобилей.
Семидневный внедорожный экстрим по горным ущельям, с преодолением естественных преград, - именно то, что нужно, чтобы почувствовать себя вместе с верным «железным конем» покорителями Кавказа. Основной маршрут экспедиции пролегал вдоль Большого Кавказского Хребта через ущелья и перевалы Кабардино-Балкарии.
В экспедиции приняли участие девять полноприводных автомобилей с небольшим тюнингом в виде установленных усиленных подвесок, лебедок, и экспедиционных багажников. Однако не все машины прошли специальную подготовку, три экипажа стартовали в «стандарте». В ходе экспедиции к основной колонне присоединились экипажи из Краснодарского Внедорожного клуба.



Организаторы экспедиции стартовали несколькими днями раньше основной группы. Целью такого отрыва стала проверка начального маршрута, кроме того, перед началом путешествия был запланирован ряд важных встреч в Нальчике: там путешественников ждали в Национальном музее КБР, Кабардино-Балкарском институте гуманитарных исследований, а также в Институте археологии Кавказа. В ходе встреч были записаны интервью с известными археологами, отсняты кадры документальной хроники, которые станут впоследствии частью фильма об экспедиции. О культурных традициях и истории региона путешественникам рассказали хранитель Национального музея КБР Азиза Депуева, директор Института археологии Кавказа Бияслан Атабиев, а также старейший археолог-алановед Владимир Кузнецов.

Старт. Коварность горных дорог

Что ж, официальный старт экспедиции был обозначен, все экипажи, участвующие в поездке, нашли друг друга в точке общего сбора, и группа путешественников выдвинулась вперед, в предвкушении приключений.

Перед стартом, в обязательном порядке, был проведен инструктаж для водителей. Горные дороги предполагают постоянное движение по серпантину, чередование затяжных спусков и подъемов, а это совсем не просто для тех, кто привык к вождению исключительно по ровной плоскости.



Многим участникам пришлось в прямом смысле учиться водить в таких условиях - подбирать нужную передачу из прямого или пониженного ряда коробки перед штурмом подъема. При спуске многие впервые учились тормозить двигателем, минимально пользоваться педалями для сохранения от перегрева дисков и ресурса колодок.

Но, как бы ни была сложна дорога, каждый ее километр нес собой радость и красоту. Холмистые предгорья, ведущие к Долине Нарзанов, приветливо встречали путешественников, как будто обещая: все самое интересное еще впереди.

Самая северная граница КБР - плато Танзол, расположившееся на высоте 2800 метров, и вот уже следом за ним - северный склон Эльбруса.

Непокорный, но покоренный

«Двуглавый сегодня не в облаках, это хорошо, хорошая примета», - пока проводник, сопровождающий экспедицию, разглядывает снежные вершины, группа стоит, затаив дыхание. Каждый верит и не верит, что еще несколько дней назад реальностью был шумный мегаполис, а сейчас вокруг лишь солнце, горы, воздух, от которого перехватывает дыхание, и пронзительно звенящая тишина.



Эльбрус вырастал постепенно, по мере приближения колонны, и вот он уже возвышается совсем рядом, величественный, ослепительно-нарядный под снежным покрывалом.

Стоит отметить, что северный склон Эльбруса – самый сложный для восхождения. К счастью, его еще не коснулась современная массовая туриндустрия. Никакого намека на цивилизацию: ни подъемников, ни асфальтированных дорог, - самый настоящий рай для любителей экстрима и отдыха вне цивилизации.

Вдоволь налюбовавшись на заснеженные склоны, путешественники отправились дальше, в Черекское ущелье, а оттуда – в ущелья Безенги и Чегем.



Как любое место на Кавказе, северное Приэльбрусье бережно хранит свою многовековую историю. Именно в этих местах гордые воинственные аланы дали отпор половцам, а впоследствии были вынуждены объединиться с ними, чтобы выступить против более сильного противника: в начале 13 века в Центральной Азии объединяются многочисленные монгольские племена, во главе их становится Чингисхан. Планируя завоевательные походы, Чингисхан послал в Аланию целую армию.
В первой битве силы оказались равны, тогда монголы подкупили половецких ханов. После измены половцев аланское войско потерпело поражение: захватив пленных и богатую добычу, монголы ушли из Алании. После этого похода монголы еще не раз вторгались в Аланию. Так, в 1238 году войско монголов возглавил внук Чингисхана хан Батый. Огромное войско осадило Магас, главный город алан. Чтобы окружить город, монголы прорубили широкие просеки в окрестных лесах. Три месяца продолжалась осада, но силы оказались неравными. Магас пал, и монголы перебили всех его жителей.

На завоеванных землях хан Батый создал монголо-татарское государство Золотую Орду. В нее вошли равнинные земли Алании, покоренные и разграбленные монголами. Но среди алан были и те, кто отказался признать монгольское владычество, непокорные аланы ушли в горы, укрепившись в горных ущельях, они совершали набеги на захватчиков.

Горная Алания осталась непокоренной. Если верить источникам, именно в Черекском ущелье аланский народ дольше всего сохранял свою независимость. Годами длились осады крепостей, но гордый народ отстаивал свою свободу до последнего.



Водопады, обрывы и город-призрак

Одной из основных точек маршрута в Северном Приэльбрусье стала долина с термальными источниками. Джилы-Су, Жилы-Су, Джылысу, - звучит, как древнее могущественное заклинание. Это одно из самых красивых и загадочных мест Северного Кавказа. Отправляясь на Джилы-Су, вы неизбежно проезжаете через Долину Нарзанов, и далее – к устью реки Малка, где на широкой поляне среди бурых валунов прямо из-под земли бьют минеральные источники, уникальные по своему химическому составу.



Говорят, что эти источники – не что иное, как «ворчание старика Эльбруса», сейчас «старик» спокоен и дремлет много столетий подряд, но вулканические процессы, признаком которых и являются углекислые и соляно-щелочные источники, все еще бродят в чреве двуглавого исполина.



Поскольку экспедиция проходила в начале мая, неудивительно, что экипажи столкнулись с природными трудностями: это время таяния снегов в горах, поэтому возможен сход лавин и селей. Горы в эту пору мало предсказуемы, многие дороги могут оказаться, просто напросто, перекрыты. Именно так получилось с перевалом Шаукам. Только экипажам из Краснодарского внедорожного клуба оказалось под силу пробить снежную лавину высотой в три метра и открыть большую часть дороги для проезда.

Но, преодолев и эту преграду, путешественники были вознаграждены сторицей! Чего стоит только водопад Султан: сорок с лишним метров отвесно падающей воды.



Это река Малка, вполне мирная в ущелье, пробивает себе путь через горные кручи.

Еще одной удивительной наградой за упорство и смелость стал Кара-Кайский водопад. Водяной поток, казалось, крошит в дребезги суровые скалы, а водяная пыль, поднимаясь в воздух, образует искрящийся снежный покров вокруг водопада. Зрелище настолько прекрасное, что любоваться им можно вечно. Однако маршрут диктует свои условия, и экипажи продвигаются дальше.

Тызыльское ущелье покорило своими крутыми обрывами. Кажется, что весь мир может уместиться на ладони: на что ни посмотри, всё будет малой песчинкой по сравнению с величественными молчаливыми исполинами. На краю обрыва вполне ощущаешь себя одновременно властелином вселенной и её же малейшей частью.



Пожалуй, вот это двойственное ощущение и есть один из бонусов покорения горных вершин. Помните, у Владимира Высоцкого: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем», - вот ради таких мгновений и стоит отправляться в горы.

Следующая точка маршрута - районный центр Тырныауз. Город, расположенный на высоте более 1 300 метров над уровнем моря, и являющийся одним из наиболее высоко расположенных городов России. История Тырныауза – это история непрерывной борьбы с природой. «Тесное ущелье» или «Ущелье ветров», - вот, как дословно переводится название города.

На стыке Европы и Азии

Но вот уже и Тырныауз остался позади, колонна продвигается все дальше по серпантину горных дорог, стремясь к Южному Приэльбрусью.
Две вершины потухшего вулкана, окруженные более чем двадцатью ледниками, - таков Эльбрус. До сих пор ученые так и не пришли к согласию относительно принадлежности этих мест к Европе или Азии.

Южный склон Эльбруса – место паломничество многочисленных туристов, оснащенный канатными дорогами, подъемниками, состоящими из трех очередей:
-Первая очередь – маятниковая дорога «Эльбрус-1» от станции «Азау» (2300м), до станции «Старый Кругозор» (3000м), длина дороги – 1900м., время подъема 10 минут.
-Вторая очередь – маятниковая дорога «Эльбрус-2» от «Старого Кругозора» (3000м), до станции «Мир» (3500м), длина дороги 1800м, время подъема 10 минут, на которой остановились мы.
-А третья очередь - однокресельная дорога «Эльбрус-3» от станции «Мир» (3500м) до станции «Гара-Баши» (3780м), длина дороги 1000м, время подъема 15 минут.

Именно на южном склоне, на высоте трех с половиной тысяч метров, находится единственный в мире высокогорный музей, Музей Обороны Приэльбрусья. Экскурсию по музею для наших путешественников провел Тенгиз Мокаев, действительный член Русского Географического сообщества, педагог отдела туризма и краеведения в Кабардино-Балкарском республиканском дворце творчества и молодёжи.

Эльбрус, как наивысшая точка Европы, стал местом ожесточенных боев в годы Великой Отечественной Войны. Горные перевалы Приэльбрусья являлись ближайшими путями в Закавказье, захватить которые планировали немецкие захватчики.

Рядом с музеем находится также мемориал в память о советских солдатах, оборонявших эти места. Возложив цветы к подножию мемориала, наша группа двинулась далее по маршруту, который, по мере продвижения, становился все сложнее.

Так, теперь путешественников ждал грозный перевал Актопрак, известный с древнейших времен, ведь именно через него пролегал Великий шелковый путь.



Как гнезда хищных птиц, расположились на склонах перевала древние крепости Кулы и Тауса. Когда-то именно благодаря их обитателям, аланам, было остановлено войско завоевателя Тимура.

А дорога ведет дальше, мимо перевала, мимо древних крепостей, мимо времен и столетий. И уже теряется чувство времени, будто вот еще вчера здесь стояли войска Тимура, а свободолюбивые аланы боролись за свою землю и независимость.

Верхняя Балкария и дорожные испытания

Думалинский перевал преодолевали в уже темноте и густом тумане. Это был самый опасный участок маршрута, и, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений от поездки, как рассказывали впоследствии участники экспедиции.



Экипажам и автомобилям пришлось несладко, - сложнейший участок дороги потребовал и внимания, и сосредоточенности. И, конечно, взаимовыручка, без нее на маршруте нельзя. Именно в таких случаях проверяются на прочность и машины, и – главное - люди. Наши экипажи проверку прошли на отлично, никто не подвел.

В Безенгийское ущелье наши путешественники попали совсем глубокой ночью. Уставшие от бездорожья, разбрелись по номерам в альпинистском лагере «Безенги», но уже утром были вознаграждены за упорство и мужество: Безенгийский ледник предстал перед ними в своем великолепии, сверкая на солнце.



Представьте себе – тринадцать километров заснеженных скал, неприступной твердыней возвышающихся перед вами!

Не менее впечатляющим зрелищем оказались развалины средневекового замка фамилии Джабоевых. Неприступная с трех сторон, каменная крепость, до сих пор величественная и красивая, поражает воображение.

Проехав по Верхней Балкарии путешественники частью повторили древний маршрут Шелкового Пути, который проходил через Верхнебалкарскую котловину, где пересекались и другие караванные маршруты.

Преодолев перевал Мехтыген (3142м), спустились в Суканское ущелье. Несколько лет назад здесь было найдено уникальное захоронение, совершенно нетипичное для этих мест. Осмотрев памятник археологии, колонна продолжила движение. Теперь путешественников ждала крайняя точка маршрута – самое южное поселение республики, аул Ташты-тала.

Разбив лагерь под проливным дождем, участники экспедиции подводили итоги, делились впечатлениями, заново переживая это удивительное путешествие.



Сейчас, по истечении нескольких недель после экспедиции, все оценивается немного иначе. Эмоции уступили место глубоким и осознанным впечатлениям и оценкам.

За время поездки все машины доказали свою выносливость, не смотря на то, что в ходе путешествия было несколько мелких ремонтов. Ну, куда же без этого.
Но самое главное, что каждый из участников вынес для себя, кроме впечатлений и эмоций, это – команда.

Все 30 человек, включая организаторов, операторов, фотографов, проводников и просто участников, каждый из них внёс свой вклад в успех экспедиции. В итоге она получилась интересной и незабываемой.

Автор
Светлана Сорокина