Приключенческая гонка как вид путешествий. Карелия



"Если бы не эта гонка, я не знаю, смог ли я когда-нибудь побывать в этих местах" - эти слова можно приписать каждому из участников гонки, потому что об этом говорит каждый второй. В этой местности бывают разве что рыбаки и ягодники, здесь по пальцам одной руки можно пересчитать базы отдыха, и в основном Ладожское озеро - совершенно дикая природа.



Дизайнер гонки Виталий Чегаровский провел полтора месяца в лесах Ладожского озера, чтобы отыскать самые интересные и живописные места для водных и наземных маршрутов и размещения контрольных пунктов: изрезанные каменистые берега для коастеринга, байдарочные проходы среди скальных стен и шхер, разрушенная мельница на лесной речке, заброшенная кирха, броды в холодной ладожской воде, бункер, троллей на 8-метровой высоте с обязательным прыжком в воду, длинные живописные песочные пляжи вдоль озера... Поиск самих контрольных пунктов (где должен побывать и "отметиться" электронным браслетом каждый участник гонки) превратился для участников в настоящий квест: "Если схитрил, срезал кусок коастеринга, то чекпойнт можешь и не увидеть, я его там, под скалкой спрятал, видно только с определенного ракурса, если верно бежишь..." - с воодушевлением о своих дизайнерских хитринках рассказывает Виталий.



Гонка проходила в двух форматах - 48 и 72 часа. За это время команды практически не спали. "Самое милое дело прикорнуть на байдарочном этапе, дело это монотонное, засыпаешь с полгребка. Вот так один гребет, другой спит, и меняемся", - рассказывают участники. Кто-то проваливался на полчасика в сон прямо под скалой, пока другие члены команды отрабатывали подъем; другие между этапами укладывались на 2-3 часа в надежде со свежими силами отыграть время у уставших неспавших соперников. По правилам гонки, участники сами снабжают себя всем необходимым - от снаряжения до питания. Каждый пытался по-своему снизить вес оборудования, но при этом не лишаться необходимого - одни разгружали транспорт, другие себя. Питательные батончики распихивались по карманам и рюкзакам, велозапаски приматывались скотчем прямо к рамам маунтинбайков, за плечи - аква-рюкзак, на руле - планшет с картой и компасом.



Температура воды в Ладоге никогда не бывает курортной, а во вторую неделю июня, считай, прогрелись ну максимум верхние десять сантиметров воды. Мелкие заливчики прогреваются до +17, но сама Ладога - ледяные +10. На пути мультиспортсменов было несколько "водных процедур". Иногда - осознанный выбор, чтобы сократить путь и не петлять по изрезанному берегу. В других случаях, это был единственный способ добраться до контрольного пункта. Хорошо, если на этом этапе выглядывало изменчивое северное солнышко. Согреваться спортсменам приходилось исключительно бегом. Честное слово, даже смотреть на такие переправы было холодно.



Вело-маршрут по песочному "пляжу", пожалуй, был одним из самых легких. Песок у воды плотный, байки не застревают. Ну, или почти не застревают. Большой ажиотаж спортсмены вызвали у отдыхающих на пляже туристов: кто это, куда, зачем, а можно и нам? На каждом этапе - велосипедном, трекинговом, байдарочном - ребята преодолевали десятки километров. Как у них оставались силы бежать, ползти, грести и еще улыбаться на камеру? Что интересно, все эти мультимарафонцы - обычные люди с обычными работами, просто хобби у них такое, так проводить свои отпуска и выходные. После таких 72-часовых гонок никакая работа в офисе не может быть тяжелой, это факт.
Стать профессиональным мультиспортсменом в России очень сложно, это дорогое хобби при фактическом отсутствии достойного спонсорства в этой области. Ведь для достижения высоких результатов нужны постоянные тренировки сразу в нескольких дисциплинах: ориентирование, велосипед, бег, веревочная техника, скалолазание, плавание, гребля... В мультиспорт подтягиваются спортсмены из смежных видов: спортивного туризма, альпинизма, триатлона, ориентирования. Массовой гонку RedFox Adventure Race делает недорогой "входной билет" - стартовый взнос всего 1000 рублей, в то время как европейские мультигонки берут от 200 евро с человека. Может быть, именно поэтому количество участников на редфоксовских гонках растет год от года - сейчас вот вышло на старт 320 человек. Масса прибывает активными туристами, для которых это вид отдыха, способ попасть в недосягаемые уголки страны. Побывав впервые на Ладоге, многие из них заряжаются гонкой, уже расписывают план подготовки к будущим марафонам, отмечают дисциплины, которые нужно подтянуть.



Один из самых оригинальных этапов - троллей с чекпойнтом по середине и последующий обязательный прыжок в воду с 8-метровой высоты. Спортсмены разыгрывали на кулачках, кто отправится в путь. Дело нешуточное - доплываешь до этапа на байдарке, пролетаешь на троссе, прыгаешь в холодную Ладогу, забираешься обратно в байдарку и продолжаешь водный путь. Сушиться некогда, надо держать темп. Зато тут же просыпаешься, так окатывает холодом и адреналином, будто и не было бессонной ночи, говорят ребята. Слева от троллея, на фото, настолько нехоженые места, что мох там 15-сантиметровой толщины! Палатку можно ставить без пенок-ковриков, потому что проваливаешься в эту перину и нет никаких сил заставить себя проснуться.



Живописнейший скалолазный этап. Пока один ползет вверх, а другой страхует, у команд-четверок есть шанс дать двум атлетам поспать хоть минут пятнадцать. С вершины этапа открывается потрясающая панорама на Ладожское озеро и окрестности. Пара деревень под ногами, а все остальное - короткое северное лето, урывающее у природы каждый луч солнца. Здесь не надо уметь медитировать, просто опусти пятую точку в мох и цветы брусники и закрой глаза, и все получится само собой. На скале было пробито три маршрута - два easy и hard. Более сложный давал больше очков. На этот этап команды приплывали на байдарке, относили 40-килограммовое "судно" на стоянку, проходили скалолазание и отправлялись... на трекинг. После снова брались за весла. Честно говоря, было удивительно, как они вообще замечают в этой погоне виды и пейзажи, но говорят, что все успевают, не знаю каким образом.



Кто все эти люди, решившие провести свои июньские выходные в мультимарафоне, истратив драгоценные диванные дни на пот и комариные укусы? Самый младший - абитуриент, едва сдавший экзамены в школе. Самая старшая (!) - отчаянная дама за 55. Среди участников есть лишь накануне сколотившиеся туристы, есть влюбленные парочки, семейные команды, есть скайраннеры и даже датские полицейские. Собрать все данные в единый портрет не удалось.
Никто из участников не считает себя мультиспортсменом: одни любят именно байдарку, другие - крутить педали, третьи - открывать новые места для скалолазания, кому-то нравится именно квестовая составляющая, чтобы не просто метаться туда-сюда по лесу, а искать интересные контрольные пункты и вообще изнурять себя с определенной целью и огромным количеством соучастников.



Массовость гонки совсем не означает легкость ее прохождения. Больше трети участников сходят с дистанции. Возвращаясь между этапами в базовый лагерь для смены снаряжения и перекуса, многие именно во время закидывания в себя гречки ведут внутреннюю тяжелую борьбу - бежать ли снова или сходить, наконец, в душ, заклеить мозоли и лечь спать. Выбор, особенно после первых тяжелых суток, до которых о забеге думал в слишком романтичных красках, очень тяжел. Смотришь в этот момент на уставшего человека, который смотрит в одну точку и из сохранения энергии движется только рот и рука с ложкой, и понимаешь, как ему, бедолаге, впервые решившемуся на это "приключение", очень хочется сделать более приятный выбор.



Если вы захотите однажды принять участие в подобной гонке, стоит как следует подготовиться. Мультигонка - это вам не грибы собирать. Учитывая варианты "транспорта" и дистанции, следует начать хотя бы с регулярного и достаточно продолжительного бега. Можно индивидуально, а лучше устраивать и командные старты. На маршруте вы будете ориентироваться на самого быстрого и медленного участников, потому что обязательное условие - идти всем вместе и чекиниться браслетом на контрольном пункте тоже должен каждый член команды. В четверках также обязательно наличие минимум одной девушки. Плюс ориентирование по компасу и картам, скалолазание и все эти дела с веревками, жумарами и обвязкой, умение оказать первую помощь - все-таки, дело происходит в условиях, где нет спасателей и скорой помощи. В базовом лагере - да, но до него иногда 100 км лесом или водой. Вот такие вот "праздники" и "отпуска".



Гонка состоит из нескольких обязательных этапов и дополнительных, бонусных, которые достаются только самым сильным и быстрым участникам. Большинство ориентировалось на "сбор" минимально обязательных маршрутов, и это уже было показателем того, что "я-таки могу".
Опытный мультиспорстсмен и редактор сайта AdventureRaces Елена Правенькая рассказала, что действительно интересных и масштабных приключенческих гонок в России не так много по еще одной причине - российская картография, как это ни странно, находится в самом начале развития. Организаторы сами готовят карты, а для длительных соревнований это огромные районы и огромный труд. До этой гонки окрестности села Лумиваары были известны только рыбакам и местным жителям, у которых свои, врожденные ориентиры. Байдарочники ходили своими путями, ягодники своими. Теперь же самые лакомые кусочки этого района Карелии удалось собрать в единый мультимаршрут. Картограф и автор гонки Виталий Чегаровский говорит, что готов поделиться, просто напишите ему письмо в RedFox.



фото Константин Диковский