На какой высоте летают самолеты. Кто ее определяет
У каждого самолета есть высота, на которую он может подняться, но и у всех она разная. Как правило, воздушные лайнеры достигают высоты полета, обеспечивающей наилучшую дальность или энергоэффективность. Высота также определяется техническими возможностями и требованиями безопасности самолета.
С технической точки зрения высота полета зависит от баланса тяги двигателя, сопротивления, веса и подъемной силы самолета. По мере набора высоты запас тяги, сопротивление и подъемная сила уменьшаются. Двигатели в разреженной атмосфере не работают на полной мощности, а воздух, потерявший часть свой плотности, не обеспечивает достаточной подъемной силы.
На какой высоте летают самолеты
Пассажирские
Пассажирские самолеты на региональных рейсах летают на высоте 6000 — 10 000 м. Дальнемагистральные лайнеры поднимаются на высоту от 10 000 до 13 000 м.
Максимальная высота полета пассажирского Boeing-737 400/500 — 11 277 м, а Boeing -767 — уже 12 496 м. Airbus 320-200 сертифицирован на высоту крейсерского полета от 11 920 м до 12 500 м.
Советский авиалайнер Ту-154 также относится к гражданским самолетам, способным набирать большую высоту. Максимальная высота его полета — 11 100 м. Более современный российский Суперджет 100 набирает до 12 200 м. Ил-96 300 поднимается до 13 100 м.
Бизнес-джеты способны летать на гораздо больших высотах, чем обычные пассажирские лайнеры. На больших высотах воздух более разреженный, что снижает турбулентность и делает полет более плавным и, соответственно, комфортным для пассажиров, плюс там самолет может развивать более высокую скорость, сокращая время полета. К примеру, максимальная высота Gulfstream G650ER составляет 15 545 м, а Dassault Falcon 8X может подниматься на высоту 15 500 м.
Легкомоторные самолеты обычно летают на высоте от нескольких сотен метров до 2000-3000 метров. Низкая высота полета позволяет им маневрировать и также избегать турбулентности. К примеру, самый массовый самолет в истории авиации, Cessna 172, способен достигать высоты 4116 м. Есть еще спортивные самолеты, которые могут подниматься на высоту до 5000-7000 метров. Это дает им возможность развивать большую скорость и выполнять сложные фигуры высшего пилотажа.
Грузовые
Диапазон высот полета у грузовых самолетов примерно такой же, как у пассажирских. Однако, высота полета транспортных самолетов может быть немного ниже из-за большого веса груза. Оптимальная для них высота обычно колеблется в диапазоне 6000-7000 м. Транспортный Ил-76 ТД поднимается на высоту до 10 200 м, его европейский «коллега» Airbus A400M Atlas — на 2000 м выше. Популярный в США транспортник Lockheed C-130 Hercules набирает до 8000 м.
Военные
Истребители могут подниматься на высоту до 20 000 м и более. Некоторые экспериментальные образцы способны достигать еще больших высот. В свою очередь, диапазон высот полета у бомбардировщиков варьируется в зависимости от их типа и назначения.
Обычно истребители летают на высоте от 15 000 до 20 000 м. На больших высотах воздух более разреженный, что снижает сопротивление и позволяет развивать большую скорость. Максимальная высота реального применения (практический потолок) реактивного истребителя Су-27М составляет 18 000 м. У сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Су-34 этот показатель чуть ниже — 14 650—17 000 м. Истребитель Raptor способен подниматься на 20 000 м, F-35 — на 18 200 метров.
Стратегические бомбардировщики, как правило, летают на высоте от 10 000 до 15 000 м. Это позволяет им находиться вне зоны действия большинства зенитных ракет и обеспечивает большую дальность полета.
Тактические бомбардировщики могут летать как на больших, так и на малых высотах — к примеру, для нанесения точных ударов по наземным целям они могут снижаться на небольшую высоту. Американский стратегический бомбардировщик B-52 Stratofortress может летать на высоте до 18 000 метров. Практический потолок российского бомбардировщика Ту-160 — 16 000 м.
Разведывательные самолеты могут летать как на больших, так и на малых высотах, в зависимости от выполняемой задачи. Военно-транспортные самолеты обычно летают на относительно небольших высотах, чтобы обеспечить комфортные условия для перевозки грузов и людей — от нескольких сотен метров до 10 000-12 000 м. Например, самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 достигает практического потолка в 12 000 м. Легендарный тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» может летать на высоте 11 600 м.
Что влияет на высоту полета
Допустимые высоты полета определяются авиационными властями, производителями воздушных судов, а также диспетчерами и экипажем самолетов. Государственные органы, отвечающие за регулирование гражданской авиации, устанавливают общие правила и ограничения для всех воздушных судов. Компания-производитель определяет технические характеристики самолета, включая его максимальную высоту полета.
В процессе полета диспетчеры координируют движение самолетов в воздушном пространстве и задают конкретные высоты полета для каждого самолета, учитывая множество разных факторов. Пилоты и бортинженеры несут ответственность за выполнение указаний диспетчеров и контролируют высоту полета, учитывая текущие условия и состояние самолета. Какие же есть факторы, влияющие на высоту полета?
Эшелонирование
Небо в наши дни довольно загруженное, и, чтобы исключить возможность столкновения самолетов, их «разделяют» по высоте. Как определяется комфортная высота? Для этого в авиации есть эшелонирование полета, где высота самолета определяется высотомером и выражается в сотнях футов или метров. Например, FL300 — это 30 000 футов. При этом эшелон FL300 — четный, а эшелон FL110 — нечетный, так как для определения четности или нечетности принято отбрасывать последнюю цифру.
Самолеты, движущиеся на восток, занимают нечетные эшелоны, а те, что летят в противоположном направлении, — четные. Некоторые эшелоны могут быть полностью заняты, поэтому, во избежание ЧП, диспетчеры могут просто не разрешить пилотам взлет в течение некоторого времени.
Топливная эффективность
В авиации топливная эффективность достигается выбором оптимальной высоты и скорости полета. Это высота, на которой двигатели работают наиболее эффективно, то есть вырабатывают мощность, необходимую для поддержания нужных параметров полета при минимальном расходе топлива.
Если следовать логике, чем выше поднимается самолет, тем меньшее сопротивление воздуха ему приходится преодолевать, что облегчает полет, но на практике это не так. Самолету нужна подъемная сила, которая не увеличивается при слишком низкой плотности воздуха. Двигатель лучше работает на холодном воздухе, но его нужно много, чтобы поддерживать горение керосина.
Погода и турбулентность
Современные самолеты могут летать в сложных погодных условиях, но есть и ограничения.
Столкновение с опасными погодными явлениями в небе не предполагает ничего хорошего. Поэтому пилоты стараются обходить грозовые облака и ориентироваться на высоты, где меньше турбулентность, нет обледенения или сильных встречных струйных потоков.
Как правило, все эти неприятности не выходят за пределы тропосферы, поэтому вы можете вполне безопасно и комфортно летать на высоте 11 000 м. Если самолету не позволяет это сделать запас тяги, выбирается более низкий свободный эшелон.
Экстренные ситуации
Пилоты любят запас высоты, потому что он дает им время на исправление ошибок и принятие решений в экстренных ситуациях.
Если двигатели откажут, самолет может продолжать скольжение, чтобы совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту. С другой стороны, в случае пожара в кабине или быстрой разгерметизации пилотам придется очень быстро снижаться, чтобы достичь высоты, на которой человек может дышать без кислородных масок — ниже 3000 м.
Параметры и тип самолета
Разные модели самолетов имеют различные технические характеристики, включая максимальную высоту полета. Истребители способны подниматься гораздо выше, чем пассажирские лайнеры, а последние летают выше, чем легкомоторные самолеты. Кроме того, чем тяжелее или загруженнее самолет, тем меньше у него запас по высоте.
Мощность и экономичность двигателя влияют на способность самолета подниматься на высоту и поддерживать там полет. Важна и аэродинамика — форма крыла и фюзеляжа определяют подъемную силу самолета и его способность преодолевать сопротивление воздуха.
Атмосферное давление и температура
С увеличением высоты атмосферное давление снижается, что влияет на подъемную силу крыла. Температура воздуха также влияет на плотность воздуха и, соответственно, на подъемную силу.
Радиация
Как известно, с набором высоты увеличивается и солнечная радиация. Однако ученые утверждают, что большие дозы радиации можно получить только в период очень сильной солнечной активности, а солнечные бури такой силы случаются раз в 17 лет.
Рекорды высоты на самолете
- Самый высокий полет среди пассажирских самолетов совершил Airbus A380, поднявшись на высоту 13 115 метров.
- Среди истребителей рекорд принадлежит советскому МиГ-25, который смог достичь высоты более 37 000 метров.
- Американский истребитель SR-71 Blackbird мог летать на высоте более 25 000 метров.
- Современные истребители, такие как F-22 Raptor и Су-57, также способны достигать очень высоких высот, хотя точные данные об их рекордах держатся в секрете.