Провести отпуск в тайге? Это запомнится надолго
Как вы себе представляете отпуск, который запомнится надолго? Пляж, море, пальмы? Предлагаю более экстремальный вариант: тайга, болота, елки. Бонусом будут комары, всяческая живность, пение птиц и вода из горной речки.
Собираясь в Сохондинский заповедник, что на юге Забайкальского края, у самой границы с Монголией, мы строили планы на то, что хотели бы увидеть, однако... Однако погода внесла свои коррективы, внезапно залив все дождями, и сильно поднявшаяся в горных реках вода не дала возможности проехать вглубь заповедника. Так мы оказались на кордоне «Агуца», откуда, собственно говоря, и началось наше таежное приключение.
На самом деле приключение началось еще по дороге, когда наш многострадальный «батон» забуксовал и его пришлось вытаскивать с помощью лебедки.
На всех таежных кордонах заповедника постоянно живут инспекторы со своими семьями. Один кордон — одна семья. Вот и на «Агуце» нас встретили Олег и Наталья. Встретили, накормили, напоили, показали наш временный домик. Здесь для гостей предусмотрены все удобства, кроме связи с внешним миром. Но это и хорошо, надо же хоть изредка отдыхать от человечества :)
Кордон «Агуца» получил свое название по имени реки, на берегу которой он расположен. Река берет начало от предгорий гольца Сохондо (гольцы — оголенные скалистые вершины. — Прим. ред.), течет по территории заповедника в сторону Монголии и уже на монгольской стороне впадает в реку Онон. Вода в Агуце ледяная и очень вкусная, в московских кранах такой не попробуешь. Прошедшие перед нашим приездом дожди сумели превратить скромную горную реку в бурлящий поток, преодолеть который вброд даже верхом на коне оказалось не так-то просто.
Половину первого дня мы посвятили знакомству с местными красотами и любованию бурно цветущими альпийскими лугами. Честно говоря, я уже и не вспомню, когда видела такое разнотравье.
То, что из окна машины мы приняли за ромашки, при ближайшем рассмотрении оказалось эдельвейсами. Вы когда-нибудь видели поля эдельвейсов?
А чабрец для чая можно собирать буквально в шаговой доступности от домика. Аромат от него стоит — не передать!
А эти ярко-синие цветы называются живокость, они не только красивые, но и полезные при лечении суставов и костей.
Поскольку времени у нас было не так много, как хотелось бы, то на ночь мы решили пойти в скрадок на солончаке, чтобы поснимать приходящих туда животных на закате, а потом и на восходе. Не могу сказать, что это было самым разумным нашим решением, ибо спать в скрадке оказалось очень холодно и не совсем комфортно. Не спасли даже взятые с собой спальники и коврики.
До заката никто в поле зрения так и не появился, а вот рассвет порадовал. Сначала в утреннем тумане пришла косуля. Не знаю, видела она нас или нет, но мы на нее полюбовались от души.
После того как косуля, подзаправившись порцией соли, убежала по своим косульим делам, наступило время пейзажной медитации. Туман то опускался, то исчезал, то снова появлялся, пронизанный робким утренним солнышком, каждую минуту рисуя все новые и новые картины.
Мы уже собрались уходить, как вдруг пришел он — лось. Похоже, он нас заметил и поначалу отбежал в ближайшие кусты. Однако через пару минут, решив, что опасности нет, снова вышел на солончак. Вот уж и правда лесной великан. Просто красавец!
Главной частью приезда в заповедник должно было стать моренное озеро Угдыри, куда в июле-августе приходят купаться лоси. «Сохатый плавает чрезвычайно легко и свободно, а ныряет чрез значительное расстояние», — пишет А. Черкасов.
На это озеро от кордона идет экомаршрут «Лосиное озеро», рассчитанный на четыре дня, но мы не ищем легких путей, а потому было решено все уместить в два дня. Ну подумаешь, 18 км по тайге от кордона до озера. Как там говорится — «дурная голова ногам покоя не дает»?
Проще всех было мне, я ехала верхом на Рыжем, а мужчины весь путь прошли пешком. Через семь с половиной часов прогулки по тайге, поднявшись от альпийских лугов к болотам и ягелю, мы добрались до зимовья.
Пожалуй, за последнее время это было самое долгожданное и самое комфортное жилье. Просто отель 5*. А когда затопили буржуйку и вскипятили чайник, стало так хорошо, что всю усталость как рукой сняло.
О том, где на озере стоят скрадки, мы знали чисто теоретически, а потому решено было отправиться их искать, пока не стемнело. Первым увидели дальний скрадок, на противоположном берегу озера, а потом нашелся и ближний, замаскированный шикарным кедрачом.
Расположились. Ждем. Любуемся озером.
Первый трофей — кулики, которые, ничего не боясь, расхаживали по воде возле нас.
Потом прибежал полосатый бурундук и красиво уселся на пенек. Хорош! Прямо фотомодель!
А лоси так и не пришли. Ни в этот вечер, ни на следующее утро. Да и смысл купаться, если с неба дождик льет? А следы лосиные на пляже были. Не особо свежие, дня три-четыре назад сохатый приходил принимать ванны. Но мы на него не в обиде — чай, не в зоопарк приехали.
А вокруг грибов видимо-невидимо. Правда, в основном почему-то сыроежки и что-то поганкообразное. Не сильно я в грибах разбираюсь, да и нельзя в заповеднике грибы-ягоды собирать, но ни белых, ни подберезовиков с лисичками обнаружено не было.
Кстати, о ягодах. Брусники очень много, но она еще совсем зеленая, в смысле белая — в общем, незрелая.
А мы с озером прощаемся, пора в обратный путь, пока очередным дождем не накрыло.
Путь до дома всегда короче, так что обратно дошли меньше чем за шесть часов, благо с горки бежали, а не наоборот. На кордоне Наталья баньку затопила, просто счастье!
И не беда, что лоси на озеро не пришли. Тут ведь как в Олимпиаде: главное — не победа, главное — участие. Такое таежное приключение еще долго будет в памяти.
Свое имя Сохондинский заповедник получил от гольца Сохондо и задуман был как ландшафтный заповедник для охраны всех видов животных и растений и их мест обитания. Ученые считают, что Сохондо — это древний вулкан, испытавший мощное оледенение. Гигантский ледник, сползая с гольца, выровнял эту вершину, образовал террасы, уступы, горные цирки.
Впервые на вершину Сохондо в 1772 году поднялся Никита Соколов, ученик знаменитого путешественника и естествоиспытателя Петра Палласа. Именно своему лучшему ученику Паллас поручил описать горную систему вдоль границы с Монголией. На гольце Сохондо Соколов собрал и описал несколько видов доселе неизвестных миру горных растений. Собранный им гербарий и сейчас находится в Британском музее в Лондоне.
Помимо природных достопримечательностей, на территории нынешнего заповедника еще в XIX веке были обнаружены исторические памятники — плиточные могилы, древнейшие свидетельства проживания здесь монголов. Название культуры плиточных могил произошло от основного типа захоронений в виде прямоугольных оградок из поставленных вертикально каменных плит, высота которых может достигать 3 м. Следы стоянок бронзового века находят и по сей день, однако большинство могил, к сожалению, разграблено.
Кстати, именно на территории заповедника проходит мировой водораздел рек бассейна Тихого и Северного Ледовитого океанов.
Символом Сохондинского заповедника является кабарга. В конце 90-х годов из-за браконьерской охоты за мускусной железой кабарги этот зверек, похожий на крошечного оленя с двумя клыками, почти исчез с территории заповедника. Здешним экологам потребовалось больше десяти лет, чтобы восстановить поголовье кабарги и искоренить случаи браконьерства.
Если хочется приехать в заповедник, то лучше всего это делать с мая по сентябрь. Лето в этих краях совсем короткое, в июне еще могут быть снегопады и заморозки, а в начале сентября уже может подмораживать. Гостей заповедника ждет несколько экологических маршрутов — от легких прогулочных до настоящих походов на несколько дней. Посмотреть описание походов и экскурсий можно на sokhondo.ru/route. Все передвижения по заповеднику проводятся только по предварительным заявкам на грядущее лето. Подать их нужно 1 июня — для составления графика посещения заповедника.
Самый популярный экомаршрут заповедника называется «Тропою Палласа». Маршрут полностью повторяет подъем Соколова на голец Сохондо.
«В здешней стороне живущие тунгусы по своему суеверию мнят, что гора Чеконда людям совсем есть неприступна, по причине живущего на ней некоторого Бурхана, то есть бога, который творит громы, пущает молнии и тучи наводит, ибо гора сия в году большою частию облаками покрыта бывает», — писал Паллас о Сохондо.
До вершины гольца необходимо преодолеть шесть террас, сложенных из беспорядочно нагроможденных каменных глыб. И хотя этот маршрут не считается категорийным, все равно для такого похода нужно иметь определенную физическую подготовку и опыт, ибо пешком придется пройти 77 км — и не по городским улицам, а по пересеченной местности, половину пути в гору. Однако виды, которые откроются с вершины, компенсируют все потраченные на восхождение силы.
Если хочется увидеть тайгу во всей ее красе, то для вас маршрут «Вершина Букукуна — прошлое и настоящее». Здесь не нужна специальная физическая подготовка, прогулка составит всего около 7 км. Когда-то на горе работало два рудника по добыче олова, сейчас они закрыты и об их существовании напоминают лишь остатки старых рельс да шахтные отвалы. Если повезет, то во время прогулки можно встретить изюбрей, косуль, белок, бурундуков и даже очень осторожную кабаргу.
«Живая вода» — самый длинный пеший маршрут (92 км), ведущий к роднику Аршан. Сероводородный источник притягивает к себе лосей, косуль и изюбрей, которые приходят сюда, чтобы восполнить баланс соли в организме.
Забайкальские буддисты установили свои правила поведения на Аршане, которые следует соблюдать всем, кто сюда пришел. На источнике нельзя зачерпывать воду грязной посудой, не нужно передвигать камни, запрещается ломать ветки, рвать цветы, ругаться и шуметь. «Потеряет свои силы тогда источник», — тихо объясняют местные и уверяют, что целебная водица из родника лечит болезни кишечно-желудочного тракта.
И еще про один маршрут хочется рассказать. Проходит он в заказнике «Горная степь», который находится чуть в стороне от основной заповедной территории, практически на самой границе с Монголией. Этот экомаршрут — не поход, а наблюдение за удивительным природным явлением — тетеревиным током. Называется маршрут «Песня весны» и работает только в апреле-мае, когда у тетеревов в разгаре брачный сезон.
Здесь же проходит еще один экомаршрут «Путешествие в страну тарбагана». Пройдя в общей сложности 12 км, вы обязательно увидите монгольского сурка — тарбагана, занесенного в Красную книгу России. Наблюдать за тарбаганами можно очень долго, главное — сесть недалеко от бутана (холмика у входа в тарбаганью норку), постараться не шевелиться и громко не разговаривать. Сурки быстро поймут, что вы не представляете для них опасности, и займутся своими делами.
В Сохондинском заповеднике рады волонтерам, для них всегда найдется работа. Во время нашего пребывания, например, волонтерский отряд расставлял на заповедной территории стенды, обозначающие границы заповедной зоны. Если вы хотите присоединиться к волонтерскому движению, пишите в отдел экопросвещения заповедника.
Добраться до главного офиса Сохондинского заповедника можно от Читы на автобусе до поселка Кыра (примерно семь-восемь часов в пути).