Путешествие в Казахстан и фрирайд на горных велосипедах




Горный велосипед , получивший широкое распространение по всему миру, в России, к сожалению, до сих пор такого распространения не получил. Подготовленных мест для катания не много, а не подготовленные, зачастую, практически не пригодны. Но, не смотря на это, люди катаются, ищут новые интересные места и впечатления.
Впервые увидев фотографии из Казахстана, сделанные организатором этой поездки Андреем Бахваловым, я не поверил: виды, рельеф, грунт – всё выглядело как в пустыне Юта, США, «колыбели» велосипедного фрирайда. Решение о поезке не заставило себя ждать.
И через пол года все началось.



Россия проводила нас красивейшим рассветом в районе Астрахани.



Туман стелился по дороге и степи вокруг, окутывая деревья и кусты, которых потом будет сильно не хватать в казахской пустыне.



Первое, что бросается в глаза в Казахстане — кладбища. Разбросанные вдоль дороги, вдали от населённых пунктов, они просто не могут не привлекать к себе внимания. Как пояснил местный пограничник, такое хаотичное расположение захоронений уходит корнями в историю: хоронить стараются на землях, когда то принадлежавших предкам той или иной семьи.



На могилах здесь не экономят, могут встречаться постройки размером с 2-3х этажный дом. Стоит ли память того уже не нам решать…



Всё тот же местный, например, сказал следующее: «Чем тяжелее камень на могиле, тем сильнее он давит на душу умершего».



Когда кладбища уже перестают удивлять, глаз невольно пытается зацепиться за что-нибудь ещё, но цепляться оказывается не за что! В любую сторону взгляду открывается только линия горизонта, уходящие в пустоту опоры ЛЭП и дорога, конца которой, кажется, нет.



Только здесь можно увидеть товарняк целиком, а порой и не один.



По степи разбросаны старые дома, заправки и прочие постройки, оставленные хозяевами ржаветь и рассыпаться под палящим солнцем. Вид вызывает противоречивые чувства: с одной стороны
безумно атмосферно и красиво, а с другой немного грустно.



Однажды нам посчастливилось увидеть табун лошадей. Захватывающее зрелище: больше десятка коней несутся по степи, поднимая столбы пыли.



Наслаждаться простором, однако, долго не получится — сказываются особенности казахских дорог. На момент поездки они были ещё не достроены: местами их вообще нет, местами идеальный асфальт, иногда прерывающийся съездами на грейдер или ещё что-нибудь в этом духе.



Изредка по пути встречались маленькие посёлки, похожие друг на друга: пустынные улицы, одинаковые неказистые дома, да верблюды, разгуливающие вдоль и по дорогам с хозяйским видом.


Первый на пути крупный казахский город, Атырау, в корне ломает уже сложившуюся картину. Представить более контрастное место сложно: зелёные улицы, цветочные клумбы, фонтаны и многоэтажные дома соседствуют с лачугами и горами мусора.


Приключения начались даже раньше, чем хотелось бы. Сначала куда-то пропал ключ от крышки кузова, а потом и воздух из колеса, благо второе произошло уже на СТО, где самым инновационным методом кузов был открыт, а колесо залатано.


Наш же путь лежал дальше. И вот, спустя почти день пути, совершенно внезапно, взгляду открылось то, ради чего всё было затеяно — берег древнего моря, ставший теперь пустынными горами.



На вершине одной из таких гор был поставлен небольшой лагерь, ставший нашим домом на время катания.





Верхняя часть склонов усеяна камнями, над которыми здорово потрудились время и погода. Булыжники причудливо изъело ветрами и песком, из многих выпотрошив внутренности. Скатываясь под ногами и ударяясь друг об друга, полые камни издают звук скорее похожий на бьющуюся керамику, в полной тишине степи это звучит особенно волшебно.


Но даже эти, казалось бы, мертвые пейзажи скрывают в себе жизнь: в расщелинах камней прячутся гекконы, а на выступах восседают вороны.





Ниже по склону камни встречаются всё реже, уступая место отличному песчаному грунту, который, ближе к равнине резко переходит в более грубую белую породу, образуя хребты и кулуары, как будто созданные для катания.






Такие виды вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным, а тех, кто хоть как-то связан с горным велосипедом, тем более.



Колёса утопают в мягком грунте, байк как будто плывёт, оставляя за собой дуги, напоминающее скорее след от сноуборда, а количество траекторий ограничено только твоими воображением и способностями.


Хочется опробовать как можно больше линий и склонов, съехать каждый кулуар, на который получится залезть, но почти сорокоградусная жара и сыпучий грунт, только что радовавший на спуске, добавляют свою ложку дёгтя.



Когда солнце достигает зенита, температура становится невыносимой для катания, равно как и чувство голода.



Но ни какие сложности не в состоянии испортить незабываемые ощущения от свободного катания.


Не только велосипедные следы остались в степи. Не меньшее удовольствие доставляет катание по просторам Казахстана и на четырёх колёсах, если они, конечно, позволяют.


Увы, ни что не длиться вечно: солнце уступает место луне, жаркий степной день холодной степной ночи, а катание — отдыху.



Ночной ветер, усиливаясь, поднимал в воздух пыль и песок, заметая стоявшие в степи палатки и машины, как бы намекая, что пора бы уже оставить пустыню и отправиться дальше.





Несколько часов в пути, несколько небольших сложностей и вот он – Каспий.



Как будто попадаешь из одной сказки в другую. После нескольких дней в степи, вода, чайки, морской песок и ракушки выглядели фантастично, а шум прибоя приятно ласкал слух.


Вечером звук прибоя уже начал становиться привычным, а усталость сказывалась всё сильнее, поэтому отдохнув, построив остров и посадив солнце можно было отправляться спать. С утра ждал долгий путь домой.