Путешествие в колыбель космоса

Не могу сказать, что с раннего детства  я, как все нормальные дети, хотел быть космонавтом. Как то не манил меня космос. Но с возрастом иногда начало появляться желание улететь подальше от всех проблем.

Но не об этом. Вернемся на пару лет назад, когда я, где-то на просторах интернета, наткнулся на видео с каким то заброшенным(как показалось) ангаром, где стояли корабли, бороздившие просторы Космоса. Это было похоже на эпизод "Звездных войн" для меня. Мысль о посещении мелькнула в голове, но я быстро ее пресек или, точнее, не дал ей развиться до этапа реализации. Я отложил ее в ящичек с шильдиком "Было бы круто посетить. Когда-нибудь" и продолжил жить спокойно.

Вид на макеты в МЗК

Однако, за последние полгода я снова и снова натыкался на них и, наверное, это было некими знаками, которые как бы намекали мне, говоря: "Пс, парень, пора, сколько ж уже можно ждать". Изредка я даже начал говорить об этой задумке с близкими мне людьми, думать о поездке в Казахстан на авто, совмещая знакомство с этим чудом инженерной мысли, но дальше размышлений ничего не сдвинулось.

Последней каплей оказалось посещение данной локации ребятами, с которыми мне посчастливилось общаться, познакомившись в Instagram.

Я попускал слюни, попричитал, что они меня опередили, повздыхал и сказал себе, что должен обязательно там побывать. Ребята, за что им огромное спасибо, сказали, что могут найти мне компаньонов и я, конечно же принял предложение.

Иии.. Буквально через неделю я встретился с моим единомышленником и после недолгого обсуждения мы приобрели билеты на рейс Москва-Кызылорда на 6 июня. Впереди были 3 недели подготовки снаряжения, одежды и запасов (все, как обычно, в последние дни) и, главное, 3 недели ожидания столь долгожданной встречи.

Осознание масштаба поездки приходило постепенно.  Началось с момента сборов рюкзака за несколько часов до вылета, когда ты на столько уверен в себе, что убежден, что что-то да точно забудешь. И я забывал и терял вещи, но уже потом, по пути.

В аэропорту больше всего меня волновал вопрос провоза большого рюкзака(65л) в ручной клади, а в нем сухого топлива для таганка, так как я взял нам в путь пару комплектов армейских сухпаев, которые очень нам пригодились в будущем.

Процесс "запихивания" рюкзака в рамки-ограничители при регистрации был очень забавным и со стороны точно походил на знакомую всем с юных лет "Деревню дураков" с их же саундтреком. Но ничего, эту преграду мы прошли и миновав регистрацию, по пути на паспортный контроль, я вспомнил, что забыл все документы у стойки, пока мы маялись с рюкзаком. Вернулся, забрал.

Следующим испытанием была проверка вещей на запрещенные предметы. И тут я прям места не находил, понимая, что без таблеток с горючим теряется весь смысл сухпаев и мы остаемся голодными в степи. В теории, провоз любых подобных предметов запрещен, но мы все ж попробовали и кое как все удалось. На контроле я так обрадовался нашему успешному проходу, что ушел на посадку, оставив все вещи, кроме рюкзака, там. И снова побежал, вернулся и все забрал, сказав себе, что надо бы собраться.

Перелет прошел очень хорошо. Самолет был наполовину пуст и мы, заняв по целому ряду, пытались, хоть как то, да поспать, так как перелет был ночным и прибывали мы аж около 4 утра.

Пока самолет катился по взлетно-посадочной полосе, я смотрел в иллюминатор на степи вокруг аэропорта, окутанные ночной мглой и пытался представить в голове, что впереди нам предстоит пеший путь в таких вот условиях. Честно говоря, по моей спине пробежала легкая дрожь.

На выходе мы были окружены таксистами, готовыми увезти нас хоть на край света на своих "ласточках". Вообще, таксисты там это отдельная история. Хитрые, с лицом ребенка и, якобы, не понимающие тебя и обменного курса рубля к тенге. Осмотревшись, поняв что водители в яндекс-такси отсутствуют, решили нанять одного из толпы, чтобы добраться до нашего лакшери отеля. Водитель, узнав адрес отеля, посоветовал нам выбрать другой, так как этот раньше был известен всем как бордель и аура там так себе, но нам советовали посетить его наши товарищи, которые были там ранее, мотивировав выбор шикарным завтраком в виде яичницы в масле. Так что, без тени сомнения, мы отправились туда, отсыпаться перед нашим марш-броском.

Набравшись сил после непродолжительного сна, мы пошли побродить по окрестностям Кызылорды, перекусить и закупить самое необходимое в дорогу —  воды!

За обедом мы прорабатывали стратегию и варианты того как добраться до точки. Была задумка схитрить и сократить нашу пешую часть маршрута километров на 10, проехав часть дороги по степи, и мы пытались по сарафанному радио найти отчаянного таксиста, который согласился бы на данную авантюру. Цены в кафе вскружили нам голову и мы решили, что сможем сторговаться с  таксистами и доехать за небольшие деньги, но не тут то было. Процесс переговоров с ними это вообще отдельная тема. Человек готов тебя довезти сначала за одну сумму, а на месте говорит другую, к примеру.

Пообщавшись с 3-мя таксистами, мы все ж нашли компромисс с нашим утренним водителем и договорились с ним на определенное время. Довольные, мы отправились за водой.

Магазин оказался за углом. Опасаясь жары, мы закупились по 7 литров воды на душу. Я решил что удобнее взять 7 литровых бутылок и, собственно, так и поступил. Коллега же брал полторашки и на кассе он отдал за воду меньше меня. Я подумал, что всему виной объем, но, как потом оказалось, не в нем было дело.

Мы двинули к отелю. До отправления оставалось около часа. Мы спокойно собрались и дожидались таксиста в холле. Он оказался очень пунктуален и прибыл вовремя. Правда он сходу нас огорчил, сообщив что у него поломка ступицы и он не сможет нас отвезти. Ему пришлось подсуетиться и за пару звонков была найдена замена в виде другого авто, прибывшего за нами спустя 10 минут. Бегло обсудив на казахском кому какой процент от поездки достанется, наш новый водитель дал команду занять места и стартанул, оставляя за собой клубы пыли. Впереди нас ожидала поездка около 250 км или пара часов в пути.

В итоге, прибыв на место, "шеф" отказался съезжать с дороги и везти нас дальше, при этом матеря товарища, который сбагрил нас ему и сетуя, что он ничего не заработал с этой поездки. Он очень лукавил. Наш план по сокращению пути был провален. Мы вышли, накинули рюкзаки и быстренько пошагали в бескрайнюю степь, на встречу приключениям, пытаясь, как можно быстрее, оставить оживленную трассу позади.

Виды вокруг нас

Так и начался наш пеший маршрут длиною 35 км(!) под палящим солнцем и под сиянием звезд, в окружении змей, скорпионов, сольпуг(погуглите), шакалов, бешеных сурков, с их норами и степных казахов, которые, как позже сказали, тоже могли бы доставить немало проблем при встрече.

Весь путь мы поделили на 3 основных этапа, которые разделяли 2 взорванные ракетные шахты. До первой точки и привала нам надо было преодолеть около 13 км.

Шли мы бодро, будто на прогулке за городом. По началу дорога вовсе не казалась сложной и долгой, но на практике все оказалось иначе. Просто первая половина пути проходила по накатанной песчаной колее, а это какая никакая, но все же дорога. Следом нас ждала степь со всеми прелестями: колючки, норы, в которые ты проваливаешься по щиколотку, рвы от 30 см до 3 метров, кочки, различные железяки под ногами и все это под покровом ночи, но в окружении звезд.

Начало пути

Погода располагала к походу —  было около 34 градусов, но обдувал ветерок и это было счастьем! Так же радовали щуплые облачка, изредка заслонявшие палящее солнце и радовавшие нас секундными пребываниями в тени.

На первых же 2 километрах я умудрился потерять каремат и первую бутылку с водой. Обнаружив, сделали небольшую остановку чтобы намазаться кремами, перебрать рюкзаки и подготовить все самое необходимое для похода. Понимаю, что первые полбутылки воды я похерил в багажнике у таксиста. Снова говорю себе, что надо бы собраться и трусцой бегу обратно за пенкой. Надо сказать, что бег в таких условиях - сомнительное удовольствие и повезло, что каремат нашелся через 500 метров. Я быстро вернулся, мы окончательно собрались и выдвинулись дальше.

Развлечений в пути было не так много: разговоры, оглядывания по сторонам с выискиванием движений на горизонте, любование "разнообразием" степей и, в основном, осмотр дороги на наличие на пути какой либо живности. На первых километрах мы встречали пару безобидных с виду змеек, которые, как потом выяснилось, были ядовитыми "стрелками", а одна даже встала в боевую стойку, когда мы ее снимали и из рюкзака выпала бутылка, напугавшая её. Но на тот момент она казалась нам милым ужиком.

Спустя несколько часов, которые пролетели довольно быстро, на горизонте показалась наша первая реперная точка. Подойдя ближе, я ощутил себя героем культового фильма "Кин-дза-дза", как бы удивительно это не звучало. Обстановка была самая подходящая. Вокруг песок, а среди руинов, которые остались от некогда стоящих зданий, уцелела лишь одна башенка, которая отчетливо напоминала мне Пепелац. "Ку", - сказал я и мы устроили привал.

Пепелац

Отдохнув около 10 минут от рюкзаков, размявшись и перекусив по энергетическому батончику, мы выдвинулись дальше. Задерживаться мы не могли и не хотели - нам надо было как можно больше пройти в светлое время суток.

Путь до следующей точки проходил по дороге чуть лучше предыдущей. Это был укатанный щебень и идти было приятнее. На этом отрезке нас сопровождали пугливые тушканчики. Забавные зверьки со здоровенными ушами, которые, завидев тебя за 20-30 метров, убегают вдаль словно пуля, оставляя за собой лишь облачко пыли. Так же этот отрезок запомнился закатом нереальной красоты. Помню лишь, что в тот момент эмоции были на столько фееричны, что я просто шел, любовался этой красотой и улыбался словно дурачок. Ниже будет пара фотографий:

Закат по пути
Закат по пути

Ко второй точке мы подходили уже в сумерках. Вокруг застрекотали сверчки, солнце скрывалось за горизонтом. Мы устроили привал на руинах у второго Пепелаца.

Смеркалось

Внимательный читатель должен был заметить как я акцентировал внимание на покупке воды, когда описывал процесс подготовки в Кызылорде. Так вот, мне вновь "улыбнулась удача" и я умудрился купить 3 литра газированной воды вместо обычной. В момент осознания я прям чувствовал себя победителем по жизни. Горевал я недолго, около 10 секунд.

Мы зарядились батончиками, галетами из сухпайка, снова размялись и собрались в путь. Сверившись с картами, задали себе направление, взвалили рюкзаки на спину и пошли дальше. На небе уже начали появляться первые звезды.

Буквально через 200 метров закончилась хорошая дорога и начались приключения с тропинками, солнце окончательно скрылось. Мы перешли в, так называемый, режим "слепых котят" —  когда ты не видишь почти ничего, а впереди колючки да кочки под ногами и норы сусликов. Порой их было так много, что ты буквально ощущал пустоту под ногами и понимал, что идешь по сводам их многочисленных подземных тоннелей, ожидая что вот вот провалишься. Фонари, к сожалению, было невозможно использовать, чтобы не выдать себя. Спасал нас лишь полумесяц, который очень слабо, но все же освещал путь. 

Где-то через километр я заметил на горизонте фары автомобиля. Для перестраховки мы ушли в сторону, поняли что тревога ложная и вышли обратно на маршрут. Но буквально через пару минут увидели еще 2 автомобиля вдали, которые так же благополучно проехали мимо. В скором времени мы натыкаемся на какие то выкопанные прямоугольные ямы, обойдя которые, обнаруживаем перед собой ров глубиной около метра.

Следующими препятствиями на пути были  железнодорожная и автомобильная дороги, которые надо было пересечь как можно быстрее. Адреналин не зашкаливал, но драйвово было, скажу я вам. Через 200 метров от дорог проходим под довольно низкими ЛЭП, которые нехило жужжат, и ты, глядя на освещенные территории космодрома, понимаешь какая мощь и энергия в этих проводах.

Через метров 500, примерно в километре от нас, на горизонте появляется Площадка № 1 под названием "Гагаринский старт" — пусковая площадка, с которой 12 апреля 1961 года впервые в мире стартовал космический корабль "Восток" с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Стоит отметить, что в сентябре 2019 года был произведен последний запуск ракеты с этого старта. Нам предстояло обойти его стороной не попадая в поле зрения.

Небольшой отрезок пути мы шли через высохшее озеро. В один момент мы остановились, чтобы насладиться этим мгновением и запомнить его, постарайтесь представить - светлое озеро выделялось на фоне кромешной темноты,  стояла беспредельная, как сон, тишина, а вокруг , будто искры в саже, вспыхивали и угасали мириады звезд.

В конце этого озера компаньон спросил у меня: "Стой, а где обрыв?" Оказалось, что он все время думал, что мы идем по краю и ближе к центру был обрыв. И в этом ничего удивительного. К тому моменту мы уже изрядно устали и, всякого рода, оптические "глюки" имели место быть. Но где-то через пару сотен метров он обеспокоенно сказал, что ему кажется, что за нами метров 100 кто-то полз. В этот момент я даже чуть чуть начал опасаться за напарника. Но все было хорошо.

Надо сказать, что когда мы выходили с озера снова в степь, то мне тоже показалось, что меня кто-то или что-то ударило в носок кроссовка. "Скорпион?",- подумал я и немного запереживал. Прошла минута, я не начал корчиться в муках, выдохнул и пошел дальше спокойно. Но, глядя утром на кроссовок, я обнаружил, что на носке действительно был небольшой разрез. Так что не знаю, что это было. Но прошу вас в пересказе этой истории говорить всем, что я выжил после укуса скорпиона.

После этого чудо-озера мы устроили еще один привал. Перекус галетами, разминка и в путь! Дистанция все меньше. Остается каких то 12 км! Силы постепенно покидали нас, но подбадривало осознание приближения к заветной точке. Ноги хотелось отстегнуть. В одном месте нам показалось, что перед нами большой холм на горизонте, который никак не приближается к нам и никак не пропадает из вида и это начало раздражать. Причем сначала мы молчали об этом, а минут через 5 кто-то из нас сказал, что его бесит этот холм впереди. Так мы поняли, что галлюцинации посещают уже обоих.

Поровнявшись с Гагаринским стартом, мы вышли в свет прожекторов, которые освещали округу где-то на 1-2 км, как показалось. Видимо от усталости опасение быть замеченными притупилось и мы, не переживая, начали изредка доставать телефон и сверяться с картами. Позже угол относительно старта стал таков, что мы начали отбрасывать исполинские тени на степи. Но и тут я решил, что на такие мелочи не обратят внимания и мы спокойно шли.

Последние часы были и сложными и, в то же время, забавными. За всю дорогу, как мне казалось, мы обсудили все на свете. Но на финальных километрах мы уже ловили себя на том, что порой несем какую то чушь. Причем мы эту чушь рьяно обсуждаем и через минут 10 это осознаем и смеемся. Была, конечно, забавная идея - записать все на диктофон чтобы потом поржать, но силы не хотелось тратить даже на такие мелочи.

Пройдя порядка 40 минут от последнего привала, мы заметили как среди ярких фонарей, разбросанных по периметру, начала выделяться одна неосвещенная часть территории и на ней проглядывались 2 высоких здания, слегка освещенных дальними прожекторами. Их то мы и искали! Усталость как рукой сняло и мы пошли к ним навстречу с новыми силами, желая оказаться там как можно быстрее!

За 2 км до заветной цели мы все ж решили передохнуть несколько минут перед финальным аккордом. В тот момент я заметил как в стороне с которой мы пришли вспыхнула молния. С одной стороны, дождик очень бы нас порадовал, но с другой, доставил бы кучу хлопот. Но если дождь и был, то где-то ооочень далеко. Над нами все так же мерцали звезды. Отдохнув 5 минут, мы пошли дальше.

Нас ожидала заключительная полоса препятствий из 3х метрового рва, каких то развалин с воронками диаметром метров в 10 и двух заборов из колючей проволоки. Возникшие вновь на пути десятки нор я не беру в расчет.

Все эти испытания мы преодолели довольно быстро и удачно. До первого здания оставалось около 200 метров. На часах было 3 часа ночи. Подумав, что в подобную прогулку еще раз я вряд ли отправлюсь, я захотел запечатлеть этот момент на фотоаппарат. не зря ж я взял штатив и тащил всю дорогу.

Ночной космодром

Здание по центру это МЗК (Монтажо-заправочный комплекс), в котором и стоят корабли, а чуть левее СДИ (Стенд динамических испытаний) с макетом ракеты “Энергия". Как обычно, масштабы на фото совсем не передаются. Высота МЗК - 60 метров, СДИ - около 100.

Следует заметить,  что буквально перед поездкой я купил новый фотоаппарат и, откровенно говоря, не успел настроить на нем все под себя. В результате чего, при съемке сработал инфракрасный индикатор, который вовсю моргал пока шел отсчет перед спуском затвора и сработал звуковой индикатор, который так же сопровождал громким пиканьем эти секунды ожидания. Все наши старания оказались на грани провала. В тот момент я чуть не поседел, скажу я вам. Но позже я снова накосячу и масштаб будет куда больше. В этот раз все обошлось.

Еще одним ярким впечатлением этой поездки, которое отпечаталось у меня в голове, был миг, когда мы стояли перед комплексом, смотрели на этого гиганта на фоне Млечного пути и редкие молнии, сверкавшие позади, придавали эпичности всему происходящему. Эмоции не передать.

Насладившись зрелищем, мы полезли внутрь. На часах было 3 часа ночи. Шли мы, в общей сложности, около 10 часов. Аккуратно провернув операцию, мы оказались внутри. Как можно тише, на цыпочках, миновали коридор и оказались будто в космосе - вокруг сплошная тьма и ощущение неистовой пустоты. Прислушавшись и убедившись, что никаких посторонних звуков нет, включаем фонарик иии… видим стоящий в десятке метров от нас макет корабля! Вот он, перед нами! Ради этого момента мы преодолели путь  почти в две тысячи километров! Рот открывается, фонарь выключается, ладошки потеют, в голове играет "We are the Champions" и мы ликуем! Дали друг другу пятюню и поспешили искать место для ночлега.

Буран

Место для сна было выбрано как можно выше, где-то в районе 10 этажа. Напарник, правда, неохотно туда шел и был готов лечь уже на 6-7. Усталость, увы. Но мы все же забрались повыше чтобы обезопасить себя от патрулей охраны(да, там все охраняется).

Определившись с местом, начали готовиться ко сну. Все расстелили, разложили и тут, уже как обычно, я косячу (хотя это не я так опасно бутылку поставил) - в темноте задеваю бутылку с водой и она пааааааадает. Представьте сами какой стоял грохот в ангаре с открытой планировкой площадью сотню тысяч квадратных метров. Вот тут я готов был сквозь землю провалиться. Выругались, убедились, что вокруг тихо, выдохнули и легли спать. Надо было хоть чуть чуть, но набраться сил.

Проспал я, как мне кажется, не больше часа-двух. С рассветом по ангару зашебуршали крыльями и заворковали голуби. Открыв глаза, я увидел как сквозь окна по стенам ангара растекаются лучи солнца ярко-багряного цвета. Не могу описать всех своих эмоций. Не знаю почему, но мне показалось, что все происходящее вокруг нереально и я словно персонаж компьютерной игры, а перед глазами шикарно прорисованный ролик необычайной красоты! Смешно, но то были первые мысли. Проморгавшись, я присел, посмотрел вниз на корабли, насладился видом, улыбнулся и попытался лечь поспать еще. Жалею лишь, что не заморочился и не сделал нормальных кадров на фотоаппарат. Усталость давала о себе знать.

Толком я так и не поспал. Виной всему от части были эти голуби, издающие миллион разных звуков помимо своих привычных "гули гули". Честно сказать, я их прямо возненавидел и готов был сжечь (да простят меня любители голубей, если есть такие). Осложнялась ситуация так же тем, что мы не особо заморочились с укрытием и были как на ладони на этаже. Я лежал лицом ко входу на этаж и каждый раз, заслышав что-то, я опасался что кто-то выйдет оттуда и сообщит нам, что наша одиссея закончена. Но это были ложные тревоги, к счастью.

Чуть позже, так и не выспавшись, мы решили вставать. Я приготовил нам чудеснейший завтрак из запасов сухпаев и мы, насладившись им, выдвинулись на изучение комплекса.

Макет

Созерцая все вокруг меня посещали крайне смешанные чувства: с одной стороны, ты в диком восторге от происходящего, испытываешь радость, осознаешь как это круто и т.д., а с другой, ты понимаешь что все вот это, на что были потрачены силы сотни тысяч человек, над чем работали лучшие умы, всё это в один миг брошено, стало никому не нужным и пропадает, а точнее, уже пропало.

На фоне одного из макетов

"Буран" представлял собой, дословно, орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы. Это один из двух реализованных в мире кораблей для многоразовых пилотируемых полетов в космос, не считая неоконченного проекта "Буря", готовность которого на момент остановки работ была равна 95%. Единственный полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 в автоматическом режиме, удачно приземлившись обратно. Экземпляр, летавший в космос пострадал после обрушения крыши МИК-112 в 2002 году.

Вид на макет

В настоящее время, о былом величии напоминают лишь стоящие внутри МЗК два корабля: один из которых - второй летный экземпляр - "Буря"(изделие с кодовым названием 1.02, оно же являющееся усовершенствованной версией изделия 1.01 -  "Буран"), а другой -  технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль. Состояние у них, к сожалению, удручающее - марадеры и время делают свое дело.

Макет

Только представьте, больше двух десятилетий назад, в последний раз закрылись тяжёлые сдвижные двери МЗК, отрезав от манящего звёздного неба два орбитальных космических корабля, которые должны были бороздить просторы вселенной и открывать для человечества новые горизонты...

Я очень советую, всем тем кто не знает/не помнит ничего о "Буране", не поленитесь, найдите информацию в интернете и почитайте. Пока про него не сняли мини-сериал с пометкой "художественный фильм". Это ОЧЕНЬ интересно.

Вид  из МЗК на один из стартов

Обход комплекса мы начали с верхних этажей, постепенно спускаясь вниз, непосредственно к кораблям. Обследование не прошло без приключений - в один момент мы заметили как к зданию подъехал УАЗ с охраной. Был плановый объезд. Посидели в режиме тишины, переждали и пошли дальше спускаться.

На фото можно заметить, что под потолком расположены три поперечные кран-балки, каждая их которых обладает грузоподъёмностью в 400(!) тонн. Так же видно их состояние вблизи.

Состояние кранов

Ещё обратите внимание на боковые стены МЗК, оснащенные множеством поворачивающихся платформ на гидроприводах. От одних только мыслей о том, как это все работало и приводилось в движение, мурашки пробегают по коже. Опять же, масштаб поражает!

Спустившись вниз, мы отсняли этих гигантов с разных ракурсов, в прямом смысле слова, прикоснулись к прекрасному и начали собираться дальше, в соседнее строение - комплекс СДИ.

Масштаб!

Попрощавшись с комплексом и его обитателями, мы начали выдвигаться в сторону СДИ. Примерный маршрут проложили перед этим глядя в окно. Аккуратно выбравшись, включили стелс-режим и ринулись перебегать. Расстояние в 700-800 метров, которые разделяли здание, мы преодолели без усилий и приключений. Попасть внутрь не составило проблем и мы не могли этим не воспользоваться.

Вид на комплекс СДИ

СДИ (стенд динамических испытаний) - самое высокое здание космодрома, построен для вибрационных испытаний РН "Энергия" и корабля "Буран" в вертикальном положении. Сейчас внутри установлен макет РН "Энергия М". Она относится к классификации сверхтяжелых, ее масса составляет 1050 тонн. Ракета-носитель позволяет выводить грузы массой 34 и 3-7 тонн (в том числе и корабли, вроде Бурана) на околоземные и геостационарные орбиты соответственно. При этом, после вывода корабля на околоземную орбиту, есть возможность стартовать на лунные и межпланетные орбиты, используя последнюю ступень ракеты.

Макет "Энергии"

Макет стоит в здании СДИ с 27 декабря 1991 года. За время простоя из здания вынесли, как мне кажется, все что возможно, кроме самой ракеты.

Итак, забравшись, мы ощутили себя участниками шоу "Форт Боярд". Найти макет оказалось не так то просто, пришлось побегать по комнатам, двери к которым были закрыты винтами, болтами, арматурами и всем прочим из хлама, валяющегося под ногами. Спустя некоторое время мы все же нашли стенд с макетом. Перед нами предстала грандиозных размеров ракета!

"Энергия"

Обойдя стенд, осмотрев макет с разных ракурсов, мы начали задумываться о нашем возвращении домой. Но для начала нам надо было вернуться в славный город Кызылорда. Добраться решили нестандартным путем.

Масштаб "Энергии"

Выйдя из комплекса, предварительно вернув все к исходному состоянию, мы вышли на дорогу с желанием встретиться с охраной и быть доставленными в Байконур, а уже оттуда поездом или на такси, доехать до конечной точки. Весь этот процесс местами вышел довольно забавным, но все удалось. И уже к 2 часам ночи мы, изнуренные 3х часовым путешествием в тамбуре поезда, прибыли в Кызылорду и вернулись в наш отель.

Дальше нас ждали долгожданные душ, сон и сутки ожидания обратного рейса, которые мы разбавили поисками почты и банкомата, покупкой кроссовок Nike за 700р, а так же прогулкой по городу с выигрышем приза  в метании дротиков на центральной площади.

Вид на МЗК

Вот, как то так и подошел к концу мой рассказ о странствиях к самому первому и масштабному причалу Вселенной. Однозначно, эта поездка была одной из самых ярких в моей жизни и мне хотелось поделиться впечатлениями в таком формате.

Очень надеюсь на то, что есть люди, которые осилили и прочитали все от начала до конца. Надеюсь, что вам понравилось.

Что ж, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, рассказывайте друзьям и все в таком духе.