Путями первопроходцев. Часть 10



От посёлка Светлая до реки Зева добираться достаточно просто.
По Светлинскому плато до ручья Перевального, а дальше наша дорога лежала через Рябчиковое болото.
Второй раз в жизни мне довелось ходить по такому болоту. Здесь нет кочек и болотной жижи. Вдаль тянется травянистая равнина, поросшая, кое-где, кустами голубики и редкими деревьями. Но эта идиллическая картина обманчива. Почва ходит у вас под ногами волнами и от этого передвижения по болоту становится очень неуютно. Переход по болоту занимает всего три часа, но это самые неприятные три часа во всей нашей экспедиции. На кустах, кое где встречается спелая голубика. Ягода очень вкусна и прекрасно утоляет голод, но мы не делаем специальной остановки и едим её на ходу. Хочется побыстрее попасть на Зеву. Весь путь от ручья до реки не превышает пятнадцати километров, и ночуем мы в зимовье на Зеве. Двадцать лет назад мне уже приходилось бывать тут и можно сказать, что за эти годы практически ничего не изменилось.



В Зеве очень много рыбы и мы полностью переходим на рыбный рацион. Ленка и Хариуса здесь так много, что он ловится на голый крючок. Стоит только закинуть удочку, и тут же вытягиваешь рыбу. Очень часто едим рыбу сырой. Это очень полезно. Очищаешь филе, режешь его на тонкие полоски и употребляешь с солью и луком. Опасаться нечего, так как тут экологически чистые места. Конечно, существует вероятность того, что мясо рыбы заражено гельминтами, но мы стараемся не думать об этом, и гоним мрачные мысли прочь.



Сама Зева достаточно мелководна, но в этом году, из-за дождей, уровень воды поднялся почти вдвое и даже по перекатам можно пройти на плавсредстве. Можно сплавится на самодельном плоту, но мы идём по пути наименьшего сопротивления и спускаемся в Бикин на резиновой лодке.
Здесь очень красиво. По берегам стоят вековые сосны и липы. С веток хвойных деревьев свисает мох. Чувствуешь себя как в заколдованном сказочном лесу.



Кстати, хотелось бы сказать отдельное слово о картах, по которым мы идём.
Перед самым отправлением мы приобрели в Приморском центре геодезии и картографии атлас с топографическими картами масштабом 1:200000. Карты большего масштаба засекречены и достать их практически не возможно, но дело не в этом. Всё дело в том, что по приобретённым нами картам двигаться очень тяжело. Не смотря на то, что на атласе указано, что он составлен в 2008 году (с изменениями 2013 года), а обновление дорожной сети произведено в 2012 году, очень многих объектов, существующих в жизни, попросту нет на этих картах (в том числе и дорог – авт.). Координатной сетки на картах нет, поэтому привязать координаты нашего местонахождения к карте практически невозможно.



Своё местоположение на карте нам удаётся определить с точностью, не превышающей 500-1000 метров. С чем это связано нам не известно, но не понятно, для чего выпускать такие не точные карты. Да, видно не зря на работу отечественных картографов обратили внимание Председатель Попечительского совета Русского географического общества, Президент РФ Владимир путин и Президент РГО Сергей Шойгу. Остаётся только надеяться, что после этого, спустя всего несколько лет, мы получим карты пригодные для «дикого» туризма и экспедиционной деятельности нашего центра. Пока же путешествовать по нынешним картам не советуем.



На Бикине нас, по договорённости, встречает наш проводник Александр Пианка из села Красный Яр. Как уже говорилось ранее Красный Яр, расположенный в среднем течении Бикина, это второе национальное село в Приморье, в котором проживают удэгейцы и нанайцы.
На Сашиной ульмаге (удэгейская лодка – авт.) мы очень быстро добираемся до села.



Кстати, ульмаги жителей Красного Яра несколько отличаются от ульмаг жителей Агзу. Здешние лодки немного шире, длиннее, а борта на несколько сантиметров выше. Нос у краснояровских ульмаг делают заострённым. Не известно, с чем именно связаны такие различия, но уверен, что ничего особо важного в этом нет – просто личные пристрастия мастеров, вошедшие, со временем, в конструктивные особенности лодок.



В Бикине рыбы тоже много. В протоках здесь ловятся молодые щучки, из которых варим очень вкусную уху.
В селе делаем остановку. Мне приходилось бывать в Красном Яру в 1992 году и хотелось посмотреть, что изменилось с тех пор. Кроме того, очень хотелось узнать современный быт удэгейцев (провести этнографические наблюдения – авт.). А ещё одной причиной стал праздник в селе – десятилетие территориально-соседской общины села «Тигр» и десятилетие ассоциации коренных и малочисленных народностей Приморского края. Об этом наш следующий рассказ…