Разгадки Москвы
На фасадах московских домов на сегодняшний день сохранилось три десятка родовых гербов. Им не придают должного значения, считая их просто элементами декора, однако они являются ключом, отпирающим дверь, за которой история хранит свои тайны.
Дом князя Степана Борисовича Куракина, что в Басманной слободе, принадлежит к числу памятников архитектуры, чьи фасады облагорожены фамильными гербами. Первым из Куракиных, обосновавшимся здесь, был Александр Борисович Куракин, построивший по завещанию отца Б.И. Куракина "гошпиталь для призрения заслуженных воинов, не имевших средств к существованию" и церковь Николая Чудотворца при нем. В 1731 году по указу царицы Анны Иоанновны безвозмездно был выделен участок для строительства «гошпиталя» (сегодня –Новая Басманная, д.4) ,торжественное открытие которого состоялось 16 октября 1742 года, куда пожаловала сама государыня императрица Елизавета Петровна. Богадельня просуществовала много лет, предоставляя приют обедневшим офицерам. В 1820 году "гошпиталь" переименовали в странноприимный дом. В восточной части куракинского владения был построен деревянный дом, а в глубине усадьбы разбит сад, где проходили шумные праздники и приемы.
Дом принадлежал знаменитой своими любовными похождениями княгине Елене Степановне Куракиной (урожденная Апраксина), до того времени, пока её сын – Степан Борисович Куракин не решил перестроить дом в камне, приурочив это к своей женитьбе на Наталье Нарышкиной (племяннице князя Н.В. Репнина и родственнице Натальи Кирилловны Нарышкиной). Строительство началось в период между 1789 и 1792 годами, когда Степан Борисович окончательно поселился в Москве. Князь служил в Экспедиции Кремлёвских строений, был богат и уважаем, вёл роскошный образ жизни и мог позволить себе нанять именитых и талантливейших мастеров-архитекторов своего времени. Авторство приписывают М.Ф. Казакову, в чьих альбомах есть проект дома, обозначенный как «дом тайного советника и святая Анны кавалера, князя Степана Борисовича Куракина за Красными воротами, в приходе Петра и Павла». В альбомы М.Ф. Казакова входили проекты лучших домов, построенных архитекторами его круга и им самим.
После смерти князя в 1805 году, дом перешел во владение его второй жены Елене Дмитриевне (урожденной Измайловой), а в 1811 стал частью Странноприимного дома Куракиных, в распоряжении которого пробыл до 1902 года. Во время нахождения Наполеона в Москве дом уцелел, в нем жил французский генерал. Фамилия Куракиных была известна в Европе, благодаря чему и сохранились дома как Степана Борисовича, так и Александра Борисовича, известного «бриллиантового князя». В советское время в доме находились поочередно : фабрика пленки «Победа»,»Институт гражданских инженеров, охотничий клуб, Народный Комиссариат путей сообщения( при котором была уничтожена Никольская церковь в 1935 году, официально было указано, что церковь сносится в связи со строительством первой очереди московского метрополитена, однако Сокольническая ветка метро проходит в нескольких ста метрах от куракинских владений ), квартиры. Сегодня в усадьбе и в странноприимном доме располагается служба ОАО «РЖД».
Дом выстроен в стиле зрелого классицизма, уличный парадный фасад плосок, поставлен по красной линии узкой улицы. В оформлении дома чувствуется некая петербургская торжественность, строгий пилястровый портик в центре фасада, искусно вылепленные скульптуры, герб, расположенный в тимпане фронтона, сохранившиеся почти в первозданном виде, передают характер эпохи и рассказывают о хозяине много интересного.
Герб князей Куракиных известен с начала 18 столетия, связан с именем князя Бориса Ивановича Куракина (выдающийся русский дипломат, действительный тайный советник и первый Андреевский кавалер из рода Князей Куракиных).
Герб представляет собой французский рассеченный и пересеченный щит с почетной фигурой- щитком - в центре. Щит покрыт мантией и короной княжеского достоинства.
На щитке изображен герб княжества Литовского. Герб этот- на красном фоне белый всадник с поднятым над головой мечом (Погонь)- присутствует на многих родовых гербах потомков Гедимина ,Великого Князя Литовского (Голицыных, Трубецких, Талызиных) . Род Куракиных принадлежит ко второй княжеской ветви после Рюриковичей, являясь прямыми потомками Гедимина, по ветви сына его Наримунта.
В третьей части изображен герб новгородский –в синем поле трон со скрещенными крестом и посохом, за троном тройной светильник , по бокам от трона два медведя. В таком виде герб Новгорода существует с 1672 года, когда был изображен в «Титулярнике». В гербе Куракиных новгородские символы не случайны, внук Гедимина – Патрикий Звенигородский и Стародубский, был наместником Великого Новгорода с 1382 по 1397 год. От сыновей внука Патрикия – Ивана Булгаки - ведут свой род: Голицыны -от Михаила Голицы, Куракины- от Андрея Кураки.
Во второй и четвертой частях герба изображен польский орел, появление коего объясняется просто. Князь Борис Иванович хотел подчеркнуть свое родство с польскими королями, ведь Ягайло, князь польский является также, как и Куракины прямым потомком Гедимина, только по ветви Ольгерда, по этой же причине в пятой части герба Куракиных помещен герб Корибут, принадлежавший Дмитрию Корибут, сыну Ольгерда.
В традиционной российской геральдике щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии. В «Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи" герб Куракиных изображен без щитодержателей, однако на фасаде дома Степана Борисовича они присутствуют в виде римского воина и медведя. Прообразом их считается изображенный на суперэкслибрисе княжны Елены Алексеевны Куракиной (в замужестве графини Зотовой), этот вариант герба чаще всего использовался представителями фамилии в 19 веке. Медведь является символом Новгорода (см. выше), а римский воин демонстрирует желание Куракиных, как и представителей всех древних дворянских родов, доказать существование римских предков.
Представители княжеского дома Куракиных с 16 века находятся у вершин власти, проявляя свои таланты в дипломатии, военном деле, в управлении государством. Виднейшие представители российского дворянства с гордостью носили эту фамилию, оправдывая своё высокое происхождение. Мы же, благодаря знанию некоторых геральдических знаков, можем прочесть историю семьи прямо со стены дома.