Салаирские хроники
Ни для кого не секрет, как богата Россия-матушка красивыми местами и интересными людьми. И оказавшись (иногда совершенно случайно) в каком-нибудь месте, хочется отправляться туда снова и снова!
Итак, мы опять едем в Салаир (что в Кемеровской области), старинный русский город, расположенный в отрогах Салаирского кряжа. Благо, от Новосибирска ехать всего около 300 км по вполне приличной трассе Алтай - Кузбасс, проходящей по очень живописной местности. Трасса эта изначально планировалась как железнодорожная, но потом что-то не сложилось и теперь вместо поездов здесь, среди величественной сибирской тайги, довольно резво бегают автомобили.
Пять часов в дороге и, наконец, цель достигнута - уютный пансионат на берегу озера. Жаль только, что купаться нельзя!
Я не первый раз оказался в этих краях, но только сейчас узнал, что совсем рядом, в деревне Шанда (где издавна живет алтайское племя телеутов) есть этническая площадка, где всем желающим рассказывают об истории и традициях этого народа. До этого момента я считал, что телеуты живут в районе Телецкого озера в Горном Алтае, а в Кузбасском регионе обитают шорцы... Оказалось, что телеуты живут и на Алтае, и в Кузбассе, и в Китае.
Небольшой этнографический комплекс в Шанде создали, кстати, не так давно и сейчас активно его развивают. Люди здесь работают гостеприимные и очень грамотные, знающие обычаи своего народа и историю родной земли!
Небольшой отрывок представления, которым приветствовали нас здесь, мне удалось снять на свой планшет. Знал бы об этом комплексе раньше, прихватил бы из дома видеокамеру, так что заранее извиняюсь за качество видео...
Все это действо происходила аккурат в Масленицу, поэтому языческие обряды приветствия гостей и молитвы о благополучии пришлись весьма ко времени! Очень вкусными оказались и телеутские лепешки с алтайским чаем!
А какие красивые девушки у телеутов! Когда одна из них распустила волосы, я на какой-то момент решил остаться здесь, в Шанде и только строгий взгляд любимой жены вернул меня к реальности...
Рядом с аилом - алтайским домом, расположены: Обо - культовое место поклонения духам - хозяевам местности, поминальный комплекс Кезер-Таш, место поклонения верховному божеству Ульгеню и священное родовое дерево Сом.
Поблагодарив хозяев за гостеприимство, мы двинулись дальше. Нас ждали музей в городе Гурьевске, церковь в Салаире и Святой источник.
Музей расположен в бывшем купеческом особняке. Он не очень большой, но очень уютный - такой домашний.
Как назло, аккурат перед нашим визитом, в музее был отключен (за долги!) свет. Но это никого не смутило! Нам раздали фонарики и провели отличную экскурсию!
А теперь пара вопросов: 1. Знаете, что лет сто назад хозяйки делали этими щипцами?
Никогда не догадаетесь - вафли! А смотрятся щипцы очень внушительно. А какие тяжелые! Перечить женщине, когда она готовит такими щипцами вафли, я бы не рискнул!!!
2. Вопрос номер два - вы знаете сколько полосок на спинке у нашего российского бурундука? И откуда эти полоски взялись?
Отвечаю - у наших бурундуков пять полосок! А история их происхождения следующая: в незапамятные времена дружил бурундук с медведем. Захворал как-то Топтыгин, а бурундук за ним ухаживал - есть-пить носил. Поправился медведь и в порыве благодарности погладил бурундука по спинке, да только когти-то не втянул... С тех пор у бурундука на спинке пять полосок. А нам с вами мораль - аккуратнее надо быть с друзьями! Историю эту все лесные звери могут подтвердить. Вот они перед вами - на фотографиях!
Кстати, у зарубежных бурундуков всего три полоски, так что, кто их гладил, я не знаю.
Когда мы бываем в этих местах, то всегда заезжаем в Салаирскую церковь. Построена она была в начале 19 века и благополучно продержалась до 30-х годов века двадцатого. Тогда-то ее и закрыли. Но в конце восьмидесятых годов опомнились, открыли и заново отреставрировали. Всегда на Руси у нас так...Какую-нибудь глупость сделаем, а потом годами и десятилетиями исправляем!
В самом Салаире мне понравились указатели улиц - очень наглядно и мимо не проехать!
Совсем недалеко от Салаира находится Святой источник.История его такова (цитирую материалы газеты "Кузнецкий рабочий"):
Набрав воды из Святого источника, едем отдыхать. Завтра нам предстоит дорога домой. 300 километров. Через сибирскую тайгу.
Итак, мы опять едем в Салаир (что в Кемеровской области), старинный русский город, расположенный в отрогах Салаирского кряжа. Благо, от Новосибирска ехать всего около 300 км по вполне приличной трассе Алтай - Кузбасс, проходящей по очень живописной местности. Трасса эта изначально планировалась как железнодорожная, но потом что-то не сложилось и теперь вместо поездов здесь, среди величественной сибирской тайги, довольно резво бегают автомобили.
Пять часов в дороге и, наконец, цель достигнута - уютный пансионат на берегу озера. Жаль только, что купаться нельзя!
Я не первый раз оказался в этих краях, но только сейчас узнал, что совсем рядом, в деревне Шанда (где издавна живет алтайское племя телеутов) есть этническая площадка, где всем желающим рассказывают об истории и традициях этого народа. До этого момента я считал, что телеуты живут в районе Телецкого озера в Горном Алтае, а в Кузбасском регионе обитают шорцы... Оказалось, что телеуты живут и на Алтае, и в Кузбассе, и в Китае.
Небольшой этнографический комплекс в Шанде создали, кстати, не так давно и сейчас активно его развивают. Люди здесь работают гостеприимные и очень грамотные, знающие обычаи своего народа и историю родной земли!
Небольшой отрывок представления, которым приветствовали нас здесь, мне удалось снять на свой планшет. Знал бы об этом комплексе раньше, прихватил бы из дома видеокамеру, так что заранее извиняюсь за качество видео...
Все это действо происходила аккурат в Масленицу, поэтому языческие обряды приветствия гостей и молитвы о благополучии пришлись весьма ко времени! Очень вкусными оказались и телеутские лепешки с алтайским чаем!
А какие красивые девушки у телеутов! Когда одна из них распустила волосы, я на какой-то момент решил остаться здесь, в Шанде и только строгий взгляд любимой жены вернул меня к реальности...
Рядом с аилом - алтайским домом, расположены: Обо - культовое место поклонения духам - хозяевам местности, поминальный комплекс Кезер-Таш, место поклонения верховному божеству Ульгеню и священное родовое дерево Сом.
Поблагодарив хозяев за гостеприимство, мы двинулись дальше. Нас ждали музей в городе Гурьевске, церковь в Салаире и Святой источник.
Музей расположен в бывшем купеческом особняке. Он не очень большой, но очень уютный - такой домашний.
Как назло, аккурат перед нашим визитом, в музее был отключен (за долги!) свет. Но это никого не смутило! Нам раздали фонарики и провели отличную экскурсию!
А теперь пара вопросов: 1. Знаете, что лет сто назад хозяйки делали этими щипцами?
Никогда не догадаетесь - вафли! А смотрятся щипцы очень внушительно. А какие тяжелые! Перечить женщине, когда она готовит такими щипцами вафли, я бы не рискнул!!!
2. Вопрос номер два - вы знаете сколько полосок на спинке у нашего российского бурундука? И откуда эти полоски взялись?
Отвечаю - у наших бурундуков пять полосок! А история их происхождения следующая: в незапамятные времена дружил бурундук с медведем. Захворал как-то Топтыгин, а бурундук за ним ухаживал - есть-пить носил. Поправился медведь и в порыве благодарности погладил бурундука по спинке, да только когти-то не втянул... С тех пор у бурундука на спинке пять полосок. А нам с вами мораль - аккуратнее надо быть с друзьями! Историю эту все лесные звери могут подтвердить. Вот они перед вами - на фотографиях!
Кстати, у зарубежных бурундуков всего три полоски, так что, кто их гладил, я не знаю.
Когда мы бываем в этих местах, то всегда заезжаем в Салаирскую церковь. Построена она была в начале 19 века и благополучно продержалась до 30-х годов века двадцатого. Тогда-то ее и закрыли. Но в конце восьмидесятых годов опомнились, открыли и заново отреставрировали. Всегда на Руси у нас так...Какую-нибудь глупость сделаем, а потом годами и десятилетиями исправляем!
В самом Салаире мне понравились указатели улиц - очень наглядно и мимо не проехать!
Совсем недалеко от Салаира находится Святой источник.История его такова (цитирую материалы газеты "Кузнецкий рабочий"):
“...Однажды, вскоре после революции, в старинном городке Салаире местный священник Рафаил и диакон Терентий совершали Божественную литургию. Вдруг в церковь ворвался большевистский отряд. Бойцы вознамерились схватить священника, но верующие за него заступились. Священник просил лишь одного - позволить завершить службу. Большевики не стали дожидаться конца службы, схватили священника, привязали его к хвосту лошади и потащили прочь от церкви, по вырубкам, пням, камням, ямам... Словом, замучили и бросили в одном из окрестных логов. Вскоре над местом гибели стал появляться свет. Потом пробился источник. Вода в нем пузырилась, словно дышала. Постепенно образовался водоем. Вода его приятна на вкус, холодна, хотя никогда не замерзает, даже в самые сильные морозы. Верующие приходят сюда зимой и летом”. Так написано в книге “Их страданиями очистится Русь”.
Набрав воды из Святого источника, едем отдыхать. Завтра нам предстоит дорога домой. 300 километров. Через сибирскую тайгу.
Читайте также