Санкт-Петербург для путешественников
Позапрошлым летом мы с подругой затеяли поездку по Карелии, Великому Новгороду и Пскову, а договорились встретиться в Санкт-Петербурге, чтобы прихватить ещё и его, немного Ленинградской области и Выборг. Нам было сложно понять чего хотим от этой поездки. Скорее, ничего не хотим, просто едем, чтобы куда-то ехать. С зарубежными поездками всё как-то сложно - то ковид, то золотуха.
В общем, время летних отпусков - все на юг, а мы на север.
Мы всегда радуемся нашей встрече, так было и в тот раз. Пожалуй, только это давало наибольший стимул для путешествия в Питер. Почти как у Радищева.
Остановились в хостале «Друзья граффити». Если учесть, что я заплатила через их сайт по 340 рублей за сутки, то очень переживала за условия. Оказалось, напрасно.
- Мы жили напротив Московского вокзала
Замечательный хостал во всех отношениях. Кровати широкие со своими шторочками, задёрнул их и вроде у себя дома.) Отдельная кухня с холодильником на каждом этаже. Мы жили на третьем. На втором более активное телодвижение, там что-то типа столовой с несколькими плитами и холодильниками, ещё и прачечной. На нашем не было толчеи. Тихо, чисто. Большие комнаты на разное количество посетителей. В нашей было трое с нами. Посередине большой круглый стол, несколько стульев, шкафчики. Ещё остерегаюсь насекомых, которые, как правило, прекрасно выживают в старых зданиях, особенно когда их стены смежные по всей улице. Но ни единого экземпляра не встретила. К тому же Марина уже там переночевала и опробовала на себе.)
Конечно, только встретились (мы же из разных городов), так сразу пошли по северной столице, не столько рассматривая, сколько теша себя разговорами.
Когда-то меня попросили подготовиться по теме о Санкт-Петербурге для одной из наших городских телепередач. Программа была посвящена развитию туризма в нашем городе. Я испугалась и заявила, что в первой и единственной поездке в Питер, которая состоялась более полжизни назад, я не прочувствовала город, а мимо знаменитых мест ходила, будто с закрытыми глазами. У меня не было на тот момент совсем никаких эмоций - хоть положительных, хоть отрицательных. Красиво и пусть красиво. Везде красиво. В Москве тоже красиво и в Брянске.
Но бездушный материал подготовила. Всем понравилось, но не мне. Пока не осознаю, не увижу, даже потрогаю, я не могу рассказывать. Мне чудится фальшь в каждом слове и мучает совесть, если бы это был обман.
Прошли десятилетия. Я снова в Северной Пальмире. Другой взгляд. Другие чувства. Понимание значимости.
А тогда, в прошедшей молодости, прошлась по Невскому, едва повернув голову в сторону храма Спаса-на-Крови, бесстыдно не заинтересовавшись божественно красивым сооружением.
В этот же раз устремилась к нему "против ветра". Не ставила целью побывать на всех исторических памятниках города, но те, что встанут на пути – буду посещать.
Шёл переменный дождь, иногда сильный, машины проскакивали мимо, стараясь залить меня брызгами из ближайшей лужи, встречные пешеходы тормозили ход по узкому тротуару, мешал зонт в стекающих струйках дождя, тяжёлый фотик, вообще, давно утомляет, но вопреки всему спешила к храму.
Снимки делала с разного расстояния по мере приближения, чем ближе подходила, тем чётче понимала, что это шедевр русской культуры. Храм Спаса-на-Крови удивительным образом напоминает терема из народных сказок.
Вглядитесь в красоту, в каждую деталь, и вы почувствуете, как влюбляетесь в эти картинки.
Храм фотографировала с разных сторон и не забыла про кованую ограду вокруг часовни-ризницы Иверской иконы Божьей Матери.
А теперь несколько удивительных фактов истории своими словами, хотя не сомневаюсь, многие о них знают. Но найдутся и такие личности как я, которым будет интересно.
Храм Спаса-на-Крови был отстроен на месте убийства при покушении на императора Александра II, а сейчас является музеем, но в период пандемии большинство из них были закрыты. Огромные разноцветные купола поразительно напоминают московский Храм Василия Блаженного. Их сложный мозаичный рисунок яркими красками расцвечивает привычный городской пейзаж. Мозаичная экспозиция шедевра является крупнейшей в Европе.
Народными легендами овеяно место. Простой люд верил, что храм может уберечь от бед. Существовала даже своеобразная молитва-заговор обращённая к нему. Еще ходило поверье, что собор невозможно разрушить. В 1941 году случилось первое подтверждение этой веры. Власти тогда приняли решение взорвать святыню. В стенах просверлили отверстия, туда уже заложили взрывчатку, но началась вторая Отечественная война, все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт. Нерушимый памятник остался стоять на радость истинно русскому народу.
В блокаду там размещался морг, где находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода и обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, будто он и вправду был заговоренным.
В эпоху Хрущева в Ленинграде было разрушено около ста церквей, «заговоренный» храм остался невредимый. Его снова обошла беда.
В 1970 году началась реставрация Спаса-на-Крови. Были установлены леса. Но реставрация надолго затянулась, все привыкли к виду собора, окруженного лесами. А в середине 80-х пошли разговоры о пророчестве – якобы, советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года. Власть в стране тогда сменилась. Потом снова колокольню окружили лесами и аккуратненько замотали в плёнку, чтобы гости города могли сделать красивые фото. Уберут ли эти леса когда-нибудь? Сказать сложно.
(Надеюсь, на момент написания этой истории реставрация закончена, а предрассудки прекратились.)
И это ещё не все загадки и тайны собора.
О Санкт-Петербурге можно рассказывать очень долго, чтобы обойти все его достопримечательности, может понадобиться не одна неделя.
Лёгкая рука была у Петра I, все его начинания стали судьбоносными для России. Он заложил крепость в 1703 г. на Заячьем острове и назвал её Санкт-Петербургом в честь святого апостола Петра. Всего лишь прошло чуть более 300-сот лет. Сейчас этот город самый посещаемый в нашей стране, им гордится всякий русский. Музеи и театры, соборы и крепости, каналы, мосты и белые ночи принадлежат ему. Здесь есть то, чего нет нигде в мире. С каждым годом всё больше народа уезжают в Северную Пальмиру, чтобы удивиться величию и красоте города.