Тысячелетний крест в горах Кавказа
Крест этот стоит здесь, в Кавказских горах, неподалеку от Эльхотовских ворот, в живописной долине среди зеленых холмов, уже тысячу лет. Ученые датируют его девятым - одиннадцатым веками нашей эры.
Существует несколько версий создания огромного креста из цельной плиты ракушечника и ни одна из них не подверждена окончательно. Предания рассказывают о зодчестве алан, гибели Великого князя Михаила Тверского и византийской караванной дороге.
Сначала расскажу о версии локального происхождения и мне придется начать немного издалека.
Был в древности в теснине Эльхотовских Ворот, развитой город Татартуп. Развалины его, в 1829 году посетил Пушкин. Он писал: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрели цветы, порожденные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная, лесистая гора; за нею находилась крепость; кругом ее видны следы разоренного аула, называвшегося Татартупом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы»
В наши дни эти развалины найти уже очень тяжело, для настойчивого исследователя закину коррдинаты: 43.320, 44.208
и добавлю, что еще этот город называли Верхний Джулат.
В эпоху татар, до завоевания носивший другое имя, а на Руси известный под именем города Дедяков. Например в русских летописях сохранилось свидетельство того, что в 1278 году, ярославский князь Федор Ростиславович Черный вернулся из похода на Кавказ, приведя «полон и корысть велику». Среди этой «корысти» была одна икона. Богоматери Тоглской. Позднее находившаяся в Воздвиженской церкви Тоглского монастыря около Ярославля. Богоматерь на этой иконе изображена на троне, что совсем не характерно для Руси, а очень характерно для Грузии. Скорее всего, она была взята при штурме Дедякова — ведь аланы с X века были христианским народом, поддерживавшим связи с соседней и единоверной Грузией. Так произведение грузинской живописи через Дедяков-Татартуп совершило далекий путь на Русь и, пережив столетия, дошло до наших дней.
Так вот, в ноябре 1318 года, близ Татартупа стояла ставка хана Узбека, правителя Золотой Орды в то время. С ним был князь Михаил Ярославович Тверской. Симеоновская летопись свидетельствует: «Убил царь Озбяк в Орде великого князя Михаила Ярославича Тферского на реце Наи у города Дедякова и привезоша его из Орды на Москву» Казнен он был по некоему доносу некоего князя Юрия, но это не важно. Хан Узбек поехал дальше в Азербайджан, а тело князя Тверского отправилось на родину. Считается, что на месте его гибели и был установлен этот крест.
Историю эту я знаю очень давно. Но однажды, лет семь-восемь назад ехал я в Калмыкию через равнины Ставропольского Края. О около дороги увидел это:
Подошел, пощупал. Почитал написанное. А написано там, что крест этот стоит тут уже тысячу лет. Сделан из цельного плиты ракушечника.
Еще позднее я узнал, что есть еще как минимум один. Из известных. А сколько их еще есть и сколько было? Искать их, скорее всего, стоит там, где мог проходить древний византийский торговый путь. Через Дарьяльское ущелье и до самой Москвы...