Увядающая красота особняка Брусницыных
На Кожевенной линии Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится потрепанный временем особняк. Принадлежал он когда-то купцам Брусницыным. Здание постройки 1884-1886 гг. порядком обветшало, но сохранило свое благородное достоинство. Незамысловатый фасад особняка с символами уже советского времени скрывает великолепные интерьеры более ранней эпохи.
Несмотря на запустение, многое здесь сохранилось в том виде, в котором его покинули первоначальные владельцы. Купцы Брусницыны происходили из Тверской губернии. В 1844 г. Николай Мокеевич Брусницын купил дом, стоявший на месте нынешнего здания. А через три года открыл напротив дома кожевенную мастерскую, которая довольно быстро превратилась в большой и преуспевающий завод. Продолжателями дела отца стали сыновья Николая Мокеевича, которым в наследство достался и особняк. По их заказу здание было перестроено архитектором А.И. Ковшаровым в том виде, в котором оно известно сейчас. После революции особняк принадлежал кожевенному заводу им. А.Н. Радищева, которым стало называться бывшее предприятие Брусницыных. В нем находилось управление заводом. Частичная реставрация интерьеров была проведена в 1993 г. Впоследствии завод закрылся. И теперь оба здания находятся в запустении, представляя собой остатки былого величия некогда процветавшего промышленного района.
Однако если на территорию бывшего завода сейчас не попасть, то в сам особняк пускают по предварительной договоренности. А посмотреть в нем есть на что.
На входе гостей встречает парадная мраморная лестница, которую венчает арка с кариатидами по сторонам.
В центре арки – вензель владельцев особняка (братьев Брусницыных).
Стены и потолок украшены лепниной с растительным орнаментом и женскими головками.
Все это великолепие было призвано воплощать богатство и изысканный вкус хозяев дома.
На верху лестницы находится мраморный камин, а над ним – окно, которое раньше выходило в оранжерею с экзотическими растениями.
Справа от камина находится еще одно окно с видом на сад, точнее на то, что от него осталось.
Поднявшись по главной лестнице, гости попадают в огромный танцевальный зал, не уступающий красотой другим парадным залам Петербурга. Просторная белая комната богато украшена лепниной с изображением цветов, растений, плафонов и музыкальных инструментов, а также скульптурами амуров и женских головок.
Особое величие помещению придает большая люстра с хрустальными подвесками. На ее основании и нижнем кольце можно разглядеть символы уже советской эпохи – звезды, серп и молот.
Еще одно украшение зала - нарядный камин со скульптурами путти и амуров, а над ним – большое зеркало в увитой гирляндами раме, в котором отражается люстра.
Парадная столовая, примыкающая к белому залу, оформлена в гораздо более темных тонах. Поражает своей красотой лепной потолок, окрашенный под дерево, с бронзовой люстрой.
Т.к. окон, обращенных на улицу, в столовой нет, то для освещения комнаты помимо люстры использовались настенные бра, которые сохранились до нашего времени.
Стенные панели и двери выполнены из натурального дерева. Двери украшены резными орнаментами с головами баранов и львов.
Доминантой комнаты является отлично сохранившийся деревянный буфет с прекрасной резьбой.
Красивые двери с витражными панелями ведут в зимний сад.
Когда-то здесь была оранжерея с цветущими растениями и плодовыми деревьями, затем химическая лаборатория завода им. А.Н. Радищева, а теперь огромное помещение пустует.
Из зимнего сада можно попасть в бильярдный зал. К нему также ведет потайная дверь в столовой, расположенная слева от буфета. В этом зале хозяева дома любили проводить время с близкими друзьями. Сам бильярдный стол не сохранился, но в целом обстановка комнаты дошла до нашего времени без особых изменений. Из подлинных вещей можно выделить люстру, которая при желании могла опускаться для лучшего освещения стола, а также великолепный резной камин.
Еще одним украшением особняка является гостиная. Она оформлена в золотисто-коричневатых тонах. Расположенные друг напротив друга зеркала в золоченых рамах создают иллюзию бесконечности и зрительно увеличивают пространство комнаты. В них также отражаются великолепная люстра и лепной потолок.
На стенах гостиной сохранился подлинный шелковый штоф, которому уже более ста лет.
Из окна комнаты можно увидеть деревянный переход, по которому бывшие владельца здания ходили из дома прямо на свой завод.
Настоящей жемчужиной особняка является курительная комната, оформленная в мавританском стиле по моде того времени. Старинная люстра, похожая на лампу Аладдина, покрыта изящной восточной росписью. Стены и потолок украшены лепниной с замысловатым растительным и цветочным орнаментом. Для полноты образа к рисункам на стенах добавлены надписи на арабском.
Это все помещения, которые сейчас можно увидеть в особняке Брусницыных. Его посещение оставляет двойственное ощущение: с одной стороны, восхищение увядающей красотой, с другой – опасение за дальнейшую судьбу этого здания. Сейчас его помещения сдаются в аренду или пустуют. Периодически в нем проводят экскурсии. Но реставрацией интерьеров никто не занимается. Поэтому особняк потихоньку приходит в негодность.
Несмотря на запустение, многое здесь сохранилось в том виде, в котором его покинули первоначальные владельцы. Купцы Брусницыны происходили из Тверской губернии. В 1844 г. Николай Мокеевич Брусницын купил дом, стоявший на месте нынешнего здания. А через три года открыл напротив дома кожевенную мастерскую, которая довольно быстро превратилась в большой и преуспевающий завод. Продолжателями дела отца стали сыновья Николая Мокеевича, которым в наследство достался и особняк. По их заказу здание было перестроено архитектором А.И. Ковшаровым в том виде, в котором оно известно сейчас. После революции особняк принадлежал кожевенному заводу им. А.Н. Радищева, которым стало называться бывшее предприятие Брусницыных. В нем находилось управление заводом. Частичная реставрация интерьеров была проведена в 1993 г. Впоследствии завод закрылся. И теперь оба здания находятся в запустении, представляя собой остатки былого величия некогда процветавшего промышленного района.
Однако если на территорию бывшего завода сейчас не попасть, то в сам особняк пускают по предварительной договоренности. А посмотреть в нем есть на что.
На входе гостей встречает парадная мраморная лестница, которую венчает арка с кариатидами по сторонам.
В центре арки – вензель владельцев особняка (братьев Брусницыных).
Стены и потолок украшены лепниной с растительным орнаментом и женскими головками.
Все это великолепие было призвано воплощать богатство и изысканный вкус хозяев дома.
На верху лестницы находится мраморный камин, а над ним – окно, которое раньше выходило в оранжерею с экзотическими растениями.
Справа от камина находится еще одно окно с видом на сад, точнее на то, что от него осталось.
Поднявшись по главной лестнице, гости попадают в огромный танцевальный зал, не уступающий красотой другим парадным залам Петербурга. Просторная белая комната богато украшена лепниной с изображением цветов, растений, плафонов и музыкальных инструментов, а также скульптурами амуров и женских головок.
Особое величие помещению придает большая люстра с хрустальными подвесками. На ее основании и нижнем кольце можно разглядеть символы уже советской эпохи – звезды, серп и молот.
Еще одно украшение зала - нарядный камин со скульптурами путти и амуров, а над ним – большое зеркало в увитой гирляндами раме, в котором отражается люстра.
Парадная столовая, примыкающая к белому залу, оформлена в гораздо более темных тонах. Поражает своей красотой лепной потолок, окрашенный под дерево, с бронзовой люстрой.
Т.к. окон, обращенных на улицу, в столовой нет, то для освещения комнаты помимо люстры использовались настенные бра, которые сохранились до нашего времени.
Стенные панели и двери выполнены из натурального дерева. Двери украшены резными орнаментами с головами баранов и львов.
Доминантой комнаты является отлично сохранившийся деревянный буфет с прекрасной резьбой.
Красивые двери с витражными панелями ведут в зимний сад.
Когда-то здесь была оранжерея с цветущими растениями и плодовыми деревьями, затем химическая лаборатория завода им. А.Н. Радищева, а теперь огромное помещение пустует.
Из зимнего сада можно попасть в бильярдный зал. К нему также ведет потайная дверь в столовой, расположенная слева от буфета. В этом зале хозяева дома любили проводить время с близкими друзьями. Сам бильярдный стол не сохранился, но в целом обстановка комнаты дошла до нашего времени без особых изменений. Из подлинных вещей можно выделить люстру, которая при желании могла опускаться для лучшего освещения стола, а также великолепный резной камин.
Еще одним украшением особняка является гостиная. Она оформлена в золотисто-коричневатых тонах. Расположенные друг напротив друга зеркала в золоченых рамах создают иллюзию бесконечности и зрительно увеличивают пространство комнаты. В них также отражаются великолепная люстра и лепной потолок.
На стенах гостиной сохранился подлинный шелковый штоф, которому уже более ста лет.
Из окна комнаты можно увидеть деревянный переход, по которому бывшие владельца здания ходили из дома прямо на свой завод.
Настоящей жемчужиной особняка является курительная комната, оформленная в мавританском стиле по моде того времени. Старинная люстра, похожая на лампу Аладдина, покрыта изящной восточной росписью. Стены и потолок украшены лепниной с замысловатым растительным и цветочным орнаментом. Для полноты образа к рисункам на стенах добавлены надписи на арабском.
Это все помещения, которые сейчас можно увидеть в особняке Брусницыных. Его посещение оставляет двойственное ощущение: с одной стороны, восхищение увядающей красотой, с другой – опасение за дальнейшую судьбу этого здания. Сейчас его помещения сдаются в аренду или пустуют. Периодически в нем проводят экскурсии. Но реставрацией интерьеров никто не занимается. Поэтому особняк потихоньку приходит в негодность.
Читайте также
26 декабря 2024
161
25 декабря 2024
431