Вилами по воде, или древнее искусство эбру
Откуда же это название... "эбру"? В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", адаптированное в турецком как "эбру", значит "на воде".
Существуют разные версии о месте происхождения эбру - Северный Китай, Южная Сибирь, Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан и даже Древний Египет. Есть основания полагать, что это искусство произошло от шаманов, чьи ритуалы похожи на процесс создания рисунков на поверхности воды. Об этом же говорит мраморный рисунок, переведенный на кусок кожи, возрастом около 2500 лет, найденный в районе Алтая. Возможно, эта техника получила развитие в близлежащих районах Китая, откуда лишь через десяток веков узнали о способе изготовления бумаги, а вместе с ним и о мраморировании.
В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Краски (бойалар) для эбру - это натуральный пигмент, вода и жёлчь. Для красок эбру берут весьма прикольные, на взгляд обывателя, нерастворимые пигменты - мышьяк один чего стоит! Итак:
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.
Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность
Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.
Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.
Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки –ближе к изумрудному.
Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.
Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность
Изображение, созданное на воде, можно переводить на бумагу, ткань (как работа на фото), дерево, стекло и керамику. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров. Например, я видела по ТV выполненные в этой технике колпаки для колёс автомобиля))))
Несомненно такое удивительное искусство собрало в конференц-зале калининградского музея Мирового океана много зрителей. На открытие выставки московской художницы Татьяны Кирилловой "Письма Океану" собрались не только специалисты...
Автор выставки «Письма Океану» Татьяна Кириллова узнала о технике эбру в 2007 году из статьи об оттоманских тюльпанах и их символизме в турецкой культуре в одном из иностранных журналов. Её, как фотографа, интересовали символы, послания, которые передаются от поколения к поколению в орнаментах и канонизированных изображениях. Пропустить такое чудо для неё было просто невозможно - она нашла свою «карту с запрятанным кладом». Чтобы освоить все тонкости этого удивительного искусства, Татьяна начала учить турецкий язык и регулярно ездить в Стамбул, где училась живописи на воде у известного эбру-художника Бурхана Эрсана. Татьяна уверена, что суть эбру заключается не в ловкости рук и не в знании приёмов, а во внутреннем состоянии художника, его способности устанавливать контакт с реальностью и позволить воде стать зеркалом его чувств.
Вот так перед нами разворачивалось действо:
И вот результат, рождённый на наших глазах,...
Вот еще несколько экспонатов...
Прелесть таких выставок, что можно не только официально пообщаться в автором, который, кстати, вписан в книгу рекордов Гинесса...
но и записаться на мастер-классы.
Путешествуйте по России с удовольствием! Ведь никогда не знаешь, где поджидают открытия ;)
Читайте также
2 января 2025
41 143
2 января 2025
8 500