Антон Афанасьев
14 июля 2014
9368

Вниз по Керженцу. День первый, часть вторая

Начало путешествия

Важно отметить, что князь Голицын всячески покровительствовал новому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении проблем новой обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 гола строитель иеромонах Герасим во время своего пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с государем императором. Во время беседы с Александром I основатель монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «.. .соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя Николая пять тысяч рублей денег государственными ассигнациями». Впоследствии построенная на эти средства первая в монастыре каменная Никольская церковь была освящена в 1827 году.



В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведен в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита. Свой земной путь архимандрит Герасим закончил 2 февраля 1830 года и был погребен в родной обители, возле алтаря главного Успенского собора Строительство монастыря



Согласно официальным сведениям из Костромской Духовной Консистории, на тот период времени в монастыре насчитывалось до 70 человек насельников: 34 инока и 36 послушников. Здесь было выстроено три храма, настоятельские покои, братские полукаменные и деревянные кельи, трапезная, деревянный корпус больничных келий, гостиные кельи для паломников, а также различные хозяйственные постройки. Вся территория обители была обнесена каменной оградой с угловыми башнями, которая имела четыре входа, а главные величественные Святые врата располагались на западной ее стороне и были обращены к реке Утруса.

В 1816 году завершилось строительство первого каменного зимнего Никольского храма. Спустя три года, в 1819 году, была освящена больничная деревянная церковь.

Главным в монастыре является пятиглавый каменный Успенский собор, на который ориентирован главный въезд на территорию обители. Храм этот был построен в 1834 году и освящен настоятелем архимандритом Зосимой.



На следующий год им был освящен еще один храм с трапезной палатой — во имя трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который впоследствии ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино.



Кроме того, в 1834 году была выстроена и освящена кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия.

Церковь Трех Святителей



Великолепная четырехъярусная колокольня, высота которой составляет 75 метров, также была построена в 1830-е годы, в период строительства основных сооружении монастырского ансамбля. Прежде на ней находилось 11 колоколов, самый большой из которых весил 307 пудов и 5 фунтов, а самый малый — 11 фунтов.



До наших дней сохранились практически все основные сооружения монастырского ансамбля: все три каменных храма, колокольня, каменный корпус настоятеля и один из келейных корпусов.

Святые врата



В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Очевидно, столь малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдали от крупных поселений.После 1917 года

В 1917 году число насельников в Высоковском монастыре было очень незначительным, всего лишь несколько человек. 11 августа 1919 года Костромской епархиальный совет принял постановление о том, чтобы «...временно образовать из жителей деревень Высоково, Починок Семеловскаго, Пичутино и др. приход при Высоковском единоверческом монастыре на началах единоверия с тем, чтобы те из монашествующих, кои пожелают остаться при монастыре, были или включены в состав причта или на других каких основаниях приняты на попечение вновь образуемого прихода, причем община не должна вмешиваться в раздел доходов при всякого рода требоисправлениях, поступающих в пользу священно-церковнослужителей».

Таким образом, в новых условиях богоборческой власти, чтобы сохранить обитель, жители и последние насельники монастыря организовали единоверческую приходскую общину. В таком качестве Высоковский монастырь просуществовал до 1932 года, когда общину ликвидировали и богослужения в храмах официально запретили.

Монастырское хозяйство постепенно было разрушено. Еще в 1918 году у братии отобрали на нужды Красной армии стадо дойных коров и отправили его в райцентр Ковернино.

Ковернино



Затем национализировали на речке Утрус мукомольную мельницу и пасеку. Из монастырской казны были изъяты все средства. Обитель лишили прав на пахотные и лесные угодья, обрекая тем самым оставшихся обитателей на холод и голод.

По милости Божией на Ковернинской земле не нашлось «воинствующих безбожников» и нерадивых руководителей, пожелавших уничтожить полностью монастырские храмы и великолепную колокольню.

Летом 1936 года с колокольни сняли все колокола, а точнее, сбросили их на землю и разбили на куски весом по 5 — 8 пудов. Осколки погрузили на подводы с лошадьми и отправили на железнодорожную станцию «Керженец», а оттуда на переплавку в Нижний Новгород.

Один из последних монахов обители отец Варсонофий (Крошечкин; 70-летний старец скончался в 1931 году) и иеромонах Сергий (Казанский) продолжали жить в монастыре и существовать лишь за счет подаяний и фактически нищенствовали.

В период с 1924 по 1932 год в стенах обители служил иерей Киприян (Коновалов), которого благословил в помощь престарелому отцу Варсонофию викарий Нижегородской епархии единоверческий епископ Керженский Сергий (Волков).

В апреле 1932 года их арестовали вместе с крестьянином Дмитрием Ватросовым по обвинению в том, что они «вели усиленную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партии и советской власти, угрожали расправой колхозникам и коммунистам, для этого собирали нелегально вокруг себя женщин с той целью, чтобы задержать колхозное строительство...». Дальнейшая их судьба на сегодняшний день остается неизвестной.

Впоследствии, после прекращения богослужений, в стенах бывшего монастыря стали размещаться различные хозяйственные и культурные учреждения местного колхоза «Искра». В разные годы здесь находились: правление колхоза, сельский клуб, конюшни, склады, овощные и сенохранилища и т.д. Некоторые помещения были приспособлены под коммунальные квартиры. Эксплуатация монастырских построек колхозом продолжалась до 1985 года.

В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль Высоковского Успенского монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального (общероссийского) значения.

В 90-е годы



Возрождение монашеской жизни в Высоковской обители началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Инициаторами открытия монастыря выступили местные жители, а точнее, руководство Ковернинского района: бывший глава администрации Павел Александрович Клюганов и председатель колхоза «Искра» Анатолий Николаевич Груздев, которые обратились с ходатайством к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову).

В 2000 году первым настоятелем в Высоковскую обитель был определен иеромонах Александр (Матюгов). Именно зимой 2000 года в разрушенный монастырь прибыли первые паломники. Это были участники экспедиционного проекта «От Макария к Макарию», которые проехали на автомобилях от Макарьево-Унженского женского монастыря (Костромской епархии) до Макарьево-Желтоводского (Нижегородской епархии). Организаторы экспедиции привезли в Высоковскую обитель первые колокола, которые были установлены на бревенчатой звоннице. И вновь в Ковернинской округе услыхали колокольный перезвон из Высоковских лесов.

90-е годы



С июля 2002 года по благословению Святейшего Синода настоятелем монастыря является игумен Александр (Лукин). Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня, где, начиная с 1 августа 2003 года братией совершались только молебны и панихиды.В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовый 11 и колье кий храм, в котором 22 марта 2004 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, была отслужена первая Божественная литургия.

Монастырь имеет подворье, которое размещается в городе Балахне при небольшом деревянном храме в честь благоверного великого князя Александра Невского. Нa подворье открыта воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и их родители. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), при поддержке администрации Ковернинского района и с участием благотворителей, а также финансовой помощи Миниггерства культуры РФ, начиная с 2004 года, в обители развернулись большие ремонтно-реставрационные работы. В течение грех лет трудами и заботами настоятеля с братией удалось восстановить внешний облик Никольской церкви и храма в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также отреставрировать единственную сохранившуюся юго-западную башню и монастырскую колокольню.

В стенах Высоковской обители продолжается возрождение монашеской жизни. Содействие и посильную помощь в восстановлении монастыря всегда оказывают местные жители и руководство Ковернинского района. Несмотря на отдален
ость и малочисленность братии, сюда с радостью приезжают паломники, желающие помолиться и полюбоваться великолепной окружающей природой и архитектурным обликом всего монастырского ансамбля.

А вот и моя келья, где мне любезно предложили переночевать. Причем никаких денег с меня никто не попросил. Мало того, меня еще и покормили и вечером, и с утра. Единственным условием было - нужно посещать все службы - утреннюю и вечернюю.



А вот как выглядят другие помещения монастыря.

Большая келья Здесь выпекают просвиры



Здесь делают свечи Отопление все на дровах, причем собрано все игуменом (он инженер)





По монастырю и округе меня сопровождал Александр. Он не монах, но живет и работает в монастыре в силу проблем семейного характера уже больше года, хотя изначально хотел побыть тут пару недель. "Затягивает это место" говорит он. По профессии он - плотник, а точнее конструктор и сборщик элитной мебели. Кстати, он же собственными руками сделал довольно много мебели и в монастыре, например, витрину с товарами (крестиками, литературой...)в одном из храмов - все на самом деле выполнено на высочайшем уровне! Он то мне и рассказывал и показывал, чем живет монастырь.



Сначала мы поднялись на 75-тиметровую колокольню, откуда открывается великолепный вид на окружающую монастырь тайгу и речку Утрус. Когда я сказал, что мне хотелось бы с утра тут поснимать рассвет (если не будет пасмурно), мне просто сказали "Ключи вон на холодильнике, как встанешь - бери и поднимайся". Вот такие тут живут люди!

Высоковский выселок



Утрус. Весной он заливает эти луга



Поле и кладбище



Рядом с монастырем небольшая запруда - ну только Аленушки не хватает!



Утрус



Здесь на Крещение организовывается купель



У выселка



В Высоковском Выселке живет совсем немного людей, буквально пара домов



Дерево, которое за свою форму не любит монастырская братия



Отапливается все дровами, поэтому заготавливают их впрок



Отец Андрей именно этим и занимается. Он тоже не монах, но священник. Он мне тоже много интересного рассказал про монастырь и его посетителей.
Говорит, иногда родители привозят сюда своих детей пожить, не как в летний лагерь конечно, и не простых детишек, а увлекшихся алкоголем или наркотиками.Да и не только дети, и взрослые сюда приезжают одуматься - кого-то игумен оставляет, кого-то нет. По рассказал Александра, пара человек на самом деле избавились от наркозависимости, но у большинства все равно ничего не получается...К сожалению, я не застал настоятеля монастыря, он находился за пределами обители по делам.



Отец Андрей катает собаку



Рядом с постройками есть монастырская пасека



После прогулок обувь насквозь промокла, но отец Андрей выделил мне пачку старых газет и в утру все просохло!



Поздно вечером мы с отцом Андреем ещё сказались посмотреть соседнюю деревню.






И на границу областей - ехать тут всего пару-тройку километров. Кстати, ровно за этим знаком хорошая нижегородская дорога превращается в её отсутствие в Костромской области.



Сюр какой-то.



Продолжение следует!
Комментарии
Юля Филатова
16 июля 2014, в 11:22

Прекрасный репортаж, Антон

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Путешествия это не то, в чем ты разбираешься. Это то, что ты делаешьГейл Форман