Вниз по Керженцу. День первый, часть вторая
Начало путешествия
Важно отметить, что князь Голицын всячески покровительствовал новому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении проблем новой обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 гола строитель иеромонах Герасим во время своего пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с государем императором. Во время беседы с Александром I основатель монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «.. .соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя Николая пять тысяч рублей денег государственными ассигнациями». Впоследствии построенная на эти средства первая в монастыре каменная Никольская церковь была освящена в 1827 году.
В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведен в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита. Свой земной путь архимандрит Герасим закончил 2 февраля 1830 года и был погребен в родной обители, возле алтаря главного Успенского собора Строительство монастыря
Согласно официальным сведениям из Костромской Духовной Консистории, на тот период времени в монастыре насчитывалось до 70 человек насельников: 34 инока и 36 послушников. Здесь было выстроено три храма, настоятельские покои, братские полукаменные и деревянные кельи, трапезная, деревянный корпус больничных келий, гостиные кельи для паломников, а также различные хозяйственные постройки. Вся территория обители была обнесена каменной оградой с угловыми башнями, которая имела четыре входа, а главные величественные Святые врата располагались на западной ее стороне и были обращены к реке Утруса.
В 1816 году завершилось строительство первого каменного зимнего Никольского храма. Спустя три года, в 1819 году, была освящена больничная деревянная церковь.
Главным в монастыре является пятиглавый каменный Успенский собор, на который ориентирован главный въезд на территорию обители. Храм этот был построен в 1834 году и освящен настоятелем архимандритом Зосимой.
На следующий год им был освящен еще один храм с трапезной палатой — во имя трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который впоследствии ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино.
Кроме того, в 1834 году была выстроена и освящена кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия.
Церковь Трех Святителей
Великолепная четырехъярусная колокольня, высота которой составляет 75 метров, также была построена в 1830-е годы, в период строительства основных сооружении монастырского ансамбля. Прежде на ней находилось 11 колоколов, самый большой из которых весил 307 пудов и 5 фунтов, а самый малый — 11 фунтов.
До наших дней сохранились практически все основные сооружения монастырского ансамбля: все три каменных храма, колокольня, каменный корпус настоятеля и один из келейных корпусов.
Святые врата
В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Очевидно, столь малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдали от крупных поселений.После 1917 года
В 1917 году число насельников в Высоковском монастыре было очень незначительным, всего лишь несколько человек. 11 августа 1919 года Костромской епархиальный совет принял постановление о том, чтобы «...временно образовать из жителей деревень Высоково, Починок Семеловскаго, Пичутино и др. приход при Высоковском единоверческом монастыре на началах единоверия с тем, чтобы те из монашествующих, кои пожелают остаться при монастыре, были или включены в состав причта или на других каких основаниях приняты на попечение вновь образуемого прихода, причем община не должна вмешиваться в раздел доходов при всякого рода требоисправлениях, поступающих в пользу священно-церковнослужителей».
Таким образом, в новых условиях богоборческой власти, чтобы сохранить обитель, жители и последние насельники монастыря организовали единоверческую приходскую общину. В таком качестве Высоковский монастырь просуществовал до 1932 года, когда общину ликвидировали и богослужения в храмах официально запретили.
Монастырское хозяйство постепенно было разрушено. Еще в 1918 году у братии отобрали на нужды Красной армии стадо дойных коров и отправили его в райцентр Ковернино.
Ковернино
Затем национализировали на речке Утрус мукомольную мельницу и пасеку. Из монастырской казны были изъяты все средства. Обитель лишили прав на пахотные и лесные угодья, обрекая тем самым оставшихся обитателей на холод и голод.
По милости Божией на Ковернинской земле не нашлось «воинствующих безбожников» и нерадивых руководителей, пожелавших уничтожить полностью монастырские храмы и великолепную колокольню.
Летом 1936 года с колокольни сняли все колокола, а точнее, сбросили их на землю и разбили на куски весом по 5 — 8 пудов. Осколки погрузили на подводы с лошадьми и отправили на железнодорожную станцию «Керженец», а оттуда на переплавку в Нижний Новгород.
Один из последних монахов обители отец Варсонофий (Крошечкин; 70-летний старец скончался в 1931 году) и иеромонах Сергий (Казанский) продолжали жить в монастыре и существовать лишь за счет подаяний и фактически нищенствовали.
В период с 1924 по 1932 год в стенах обители служил иерей Киприян (Коновалов), которого благословил в помощь престарелому отцу Варсонофию викарий Нижегородской епархии единоверческий епископ Керженский Сергий (Волков).
В апреле 1932 года их арестовали вместе с крестьянином Дмитрием Ватросовым по обвинению в том, что они «вели усиленную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партии и советской власти, угрожали расправой колхозникам и коммунистам, для этого собирали нелегально вокруг себя женщин с той целью, чтобы задержать колхозное строительство...». Дальнейшая их судьба на сегодняшний день остается неизвестной.
Впоследствии, после прекращения богослужений, в стенах бывшего монастыря стали размещаться различные хозяйственные и культурные учреждения местного колхоза «Искра». В разные годы здесь находились: правление колхоза, сельский клуб, конюшни, склады, овощные и сенохранилища и т.д. Некоторые помещения были приспособлены под коммунальные квартиры. Эксплуатация монастырских построек колхозом продолжалась до 1985 года.
В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль Высоковского Успенского монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального (общероссийского) значения.
В 90-е годы
Возрождение монашеской жизни в Высоковской обители началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Инициаторами открытия монастыря выступили местные жители, а точнее, руководство Ковернинского района: бывший глава администрации Павел Александрович Клюганов и председатель колхоза «Искра» Анатолий Николаевич Груздев, которые обратились с ходатайством к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову).
В 2000 году первым настоятелем в Высоковскую обитель был определен иеромонах Александр (Матюгов). Именно зимой 2000 года в разрушенный монастырь прибыли первые паломники. Это были участники экспедиционного проекта «От Макария к Макарию», которые проехали на автомобилях от Макарьево-Унженского женского монастыря (Костромской епархии) до Макарьево-Желтоводского (Нижегородской епархии). Организаторы экспедиции привезли в Высоковскую обитель первые колокола, которые были установлены на бревенчатой звоннице. И вновь в Ковернинской округе услыхали колокольный перезвон из Высоковских лесов.
90-е годы
С июля 2002 года по благословению Святейшего Синода настоятелем монастыря является игумен Александр (Лукин). Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня, где, начиная с 1 августа 2003 года братией совершались только молебны и панихиды.В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовый 11 и колье кий храм, в котором 22 марта 2004 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, была отслужена первая Божественная литургия.
Монастырь имеет подворье, которое размещается в городе Балахне при небольшом деревянном храме в честь благоверного великого князя Александра Невского. Нa подворье открыта воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и их родители. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), при поддержке администрации Ковернинского района и с участием благотворителей, а также финансовой помощи Миниггерства культуры РФ, начиная с 2004 года, в обители развернулись большие ремонтно-реставрационные работы. В течение грех лет трудами и заботами настоятеля с братией удалось восстановить внешний облик Никольской церкви и храма в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также отреставрировать единственную сохранившуюся юго-западную башню и монастырскую колокольню.
В стенах Высоковской обители продолжается возрождение монашеской жизни. Содействие и посильную помощь в восстановлении монастыря всегда оказывают местные жители и руководство Ковернинского района. Несмотря на отдален
ость и малочисленность братии, сюда с радостью приезжают паломники, желающие помолиться и полюбоваться великолепной окружающей природой и архитектурным обликом всего монастырского ансамбля.
А вот и моя келья, где мне любезно предложили переночевать. Причем никаких денег с меня никто не попросил. Мало того, меня еще и покормили и вечером, и с утра. Единственным условием было - нужно посещать все службы - утреннюю и вечернюю.
А вот как выглядят другие помещения монастыря.
Большая келья Здесь выпекают просвиры
Здесь делают свечи Отопление все на дровах, причем собрано все игуменом (он инженер)
По монастырю и округе меня сопровождал Александр. Он не монах, но живет и работает в монастыре в силу проблем семейного характера уже больше года, хотя изначально хотел побыть тут пару недель. "Затягивает это место" говорит он. По профессии он - плотник, а точнее конструктор и сборщик элитной мебели. Кстати, он же собственными руками сделал довольно много мебели и в монастыре, например, витрину с товарами (крестиками, литературой...)в одном из храмов - все на самом деле выполнено на высочайшем уровне! Он то мне и рассказывал и показывал, чем живет монастырь.
Сначала мы поднялись на 75-тиметровую колокольню, откуда открывается великолепный вид на окружающую монастырь тайгу и речку Утрус. Когда я сказал, что мне хотелось бы с утра тут поснимать рассвет (если не будет пасмурно), мне просто сказали "Ключи вон на холодильнике, как встанешь - бери и поднимайся". Вот такие тут живут люди!
Высоковский выселок
Утрус. Весной он заливает эти луга
Поле и кладбище
Рядом с монастырем небольшая запруда - ну только Аленушки не хватает!
Утрус
Здесь на Крещение организовывается купель
У выселка
В Высоковском Выселке живет совсем немного людей, буквально пара домов
Дерево, которое за свою форму не любит монастырская братия
Отапливается все дровами, поэтому заготавливают их впрок
Отец Андрей именно этим и занимается. Он тоже не монах, но священник. Он мне тоже много интересного рассказал про монастырь и его посетителей.
Говорит, иногда родители привозят сюда своих детей пожить, не как в летний лагерь конечно, и не простых детишек, а увлекшихся алкоголем или наркотиками.Да и не только дети, и взрослые сюда приезжают одуматься - кого-то игумен оставляет, кого-то нет. По рассказал Александра, пара человек на самом деле избавились от наркозависимости, но у большинства все равно ничего не получается...К сожалению, я не застал настоятеля монастыря, он находился за пределами обители по делам.
Отец Андрей катает собаку
Рядом с постройками есть монастырская пасека
После прогулок обувь насквозь промокла, но отец Андрей выделил мне пачку старых газет и в утру все просохло!
Поздно вечером мы с отцом Андреем ещё сказались посмотреть соседнюю деревню.
И на границу областей - ехать тут всего пару-тройку километров. Кстати, ровно за этим знаком хорошая нижегородская дорога превращается в её отсутствие в Костромской области.
Сюр какой-то.
Продолжение следует!
Важно отметить, что князь Голицын всячески покровительствовал новому монастырю и оказывал различную помощь и содействие в решении проблем новой обители. Так, благодаря содействию обер-прокурора, 14 июля 1823 гола строитель иеромонах Герасим во время своего пребывания в Петербурге был удостоен личной встречи в кабинете Зимнего дворца с государем императором. Во время беседы с Александром I основатель монастыря обратился к нему с ходатайством о помощи в строительстве единоверческой обители. Его Величество «.. .соизволил пожаловать на сооружение в Высоковской, пустыни каменной церкви святителя Николая пять тысяч рублей денег государственными ассигнациями». Впоследствии построенная на эти средства первая в монастыре каменная Никольская церковь была освящена в 1827 году.
В скором времени 6 января 1825 года Преосвященным епископом Самуилом строитель иеромонах Герасим «за хорошее и ревностное управление Высоковской пустынью» был возведен в сан игумена. И в этом же году 29 июня настоятель игумен Герасим «в вознаграждение трудов его в обращении раскольников к православной Греко-Российской Церкви на правах единоверия» в костромской Петропавловской церкви епископом Самуилом был возведен в сан архимандрита. Свой земной путь архимандрит Герасим закончил 2 февраля 1830 года и был погребен в родной обители, возле алтаря главного Успенского собора Строительство монастыря
Согласно официальным сведениям из Костромской Духовной Консистории, на тот период времени в монастыре насчитывалось до 70 человек насельников: 34 инока и 36 послушников. Здесь было выстроено три храма, настоятельские покои, братские полукаменные и деревянные кельи, трапезная, деревянный корпус больничных келий, гостиные кельи для паломников, а также различные хозяйственные постройки. Вся территория обители была обнесена каменной оградой с угловыми башнями, которая имела четыре входа, а главные величественные Святые врата располагались на западной ее стороне и были обращены к реке Утруса.
В 1816 году завершилось строительство первого каменного зимнего Никольского храма. Спустя три года, в 1819 году, была освящена больничная деревянная церковь.
Главным в монастыре является пятиглавый каменный Успенский собор, на который ориентирован главный въезд на территорию обители. Храм этот был построен в 1834 году и освящен настоятелем архимандритом Зосимой.
На следующий год им был освящен еще один храм с трапезной палатой — во имя трех Святителей Вселенских — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В обители особо почитался чудотворный образ Тихвинской иконы Божией Матери, который впоследствии ежегодно с крестным ходом приносили для поклонения в уездный город Ковернино.
Кроме того, в 1834 году была выстроена и освящена кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия.
Церковь Трех Святителей
Великолепная четырехъярусная колокольня, высота которой составляет 75 метров, также была построена в 1830-е годы, в период строительства основных сооружении монастырского ансамбля. Прежде на ней находилось 11 колоколов, самый большой из которых весил 307 пудов и 5 фунтов, а самый малый — 11 фунтов.
До наших дней сохранились практически все основные сооружения монастырского ансамбля: все три каменных храма, колокольня, каменный корпус настоятеля и один из келейных корпусов.
Святые врата
В 1910 году, по официальным данным, в Высоковском монастыре находилось: 3 иеромонаха, 1 иеродьякон, 4 монаха и 14 послушников. Очевидно, столь малочисленное количество насельников было связано с тем, что обитель эта являлась единоверческой и находилась вдали от крупных поселений.После 1917 года
В 1917 году число насельников в Высоковском монастыре было очень незначительным, всего лишь несколько человек. 11 августа 1919 года Костромской епархиальный совет принял постановление о том, чтобы «...временно образовать из жителей деревень Высоково, Починок Семеловскаго, Пичутино и др. приход при Высоковском единоверческом монастыре на началах единоверия с тем, чтобы те из монашествующих, кои пожелают остаться при монастыре, были или включены в состав причта или на других каких основаниях приняты на попечение вновь образуемого прихода, причем община не должна вмешиваться в раздел доходов при всякого рода требоисправлениях, поступающих в пользу священно-церковнослужителей».
Таким образом, в новых условиях богоборческой власти, чтобы сохранить обитель, жители и последние насельники монастыря организовали единоверческую приходскую общину. В таком качестве Высоковский монастырь просуществовал до 1932 года, когда общину ликвидировали и богослужения в храмах официально запретили.
Монастырское хозяйство постепенно было разрушено. Еще в 1918 году у братии отобрали на нужды Красной армии стадо дойных коров и отправили его в райцентр Ковернино.
Ковернино
Затем национализировали на речке Утрус мукомольную мельницу и пасеку. Из монастырской казны были изъяты все средства. Обитель лишили прав на пахотные и лесные угодья, обрекая тем самым оставшихся обитателей на холод и голод.
По милости Божией на Ковернинской земле не нашлось «воинствующих безбожников» и нерадивых руководителей, пожелавших уничтожить полностью монастырские храмы и великолепную колокольню.
Летом 1936 года с колокольни сняли все колокола, а точнее, сбросили их на землю и разбили на куски весом по 5 — 8 пудов. Осколки погрузили на подводы с лошадьми и отправили на железнодорожную станцию «Керженец», а оттуда на переплавку в Нижний Новгород.
Один из последних монахов обители отец Варсонофий (Крошечкин; 70-летний старец скончался в 1931 году) и иеромонах Сергий (Казанский) продолжали жить в монастыре и существовать лишь за счет подаяний и фактически нищенствовали.
В период с 1924 по 1932 год в стенах обители служил иерей Киприян (Коновалов), которого благословил в помощь престарелому отцу Варсонофию викарий Нижегородской епархии единоверческий епископ Керженский Сергий (Волков).
В апреле 1932 года их арестовали вместе с крестьянином Дмитрием Ватросовым по обвинению в том, что они «вели усиленную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых мероприятий партии и советской власти, угрожали расправой колхозникам и коммунистам, для этого собирали нелегально вокруг себя женщин с той целью, чтобы задержать колхозное строительство...». Дальнейшая их судьба на сегодняшний день остается неизвестной.
Впоследствии, после прекращения богослужений, в стенах бывшего монастыря стали размещаться различные хозяйственные и культурные учреждения местного колхоза «Искра». В разные годы здесь находились: правление колхоза, сельский клуб, конюшни, склады, овощные и сенохранилища и т.д. Некоторые помещения были приспособлены под коммунальные квартиры. Эксплуатация монастырских построек колхозом продолжалась до 1985 года.
В 1979 году решением Горьковского облисполкома сохранившийся архитектурный ансамбль Высоковского Успенского монастыря был взят под государственную охрану как памятник архитектуры, а в 1995 году ему был присвоен статус памятника федерального (общероссийского) значения.
В 90-е годы
Возрождение монашеской жизни в Высоковской обители началось в 1999 году, когда сохранившиеся монастырские постройки были переданы Нижегородской епархии. Инициаторами открытия монастыря выступили местные жители, а точнее, руководство Ковернинского района: бывший глава администрации Павел Александрович Клюганов и председатель колхоза «Искра» Анатолий Николаевич Груздев, которые обратились с ходатайством к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Николаю (Кутепову).
В 2000 году первым настоятелем в Высоковскую обитель был определен иеромонах Александр (Матюгов). Именно зимой 2000 года в разрушенный монастырь прибыли первые паломники. Это были участники экспедиционного проекта «От Макария к Макарию», которые проехали на автомобилях от Макарьево-Унженского женского монастыря (Костромской епархии) до Макарьево-Желтоводского (Нижегородской епархии). Организаторы экспедиции привезли в Высоковскую обитель первые колокола, которые были установлены на бревенчатой звоннице. И вновь в Ковернинской округе услыхали колокольный перезвон из Высоковских лесов.
90-е годы
С июля 2002 года по благословению Святейшего Синода настоятелем монастыря является игумен Александр (Лукин). Первоначально в братском корпусе была обустроена часовня, где, начиная с 1 августа 2003 года братией совершались только молебны и панихиды.В дальнейшем эта часовня была переоборудована в домовый 11 и колье кий храм, в котором 22 марта 2004 года, в день памяти сорока Севастийских мучеников, была отслужена первая Божественная литургия.
Монастырь имеет подворье, которое размещается в городе Балахне при небольшом деревянном храме в честь благоверного великого князя Александра Невского. Нa подворье открыта воскресная школа, в которой обучаются как дети, так и их родители. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова), при поддержке администрации Ковернинского района и с участием благотворителей, а также финансовой помощи Миниггерства культуры РФ, начиная с 2004 года, в обители развернулись большие ремонтно-реставрационные работы. В течение грех лет трудами и заботами настоятеля с братией удалось восстановить внешний облик Никольской церкви и храма в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также отреставрировать единственную сохранившуюся юго-западную башню и монастырскую колокольню.
В стенах Высоковской обители продолжается возрождение монашеской жизни. Содействие и посильную помощь в восстановлении монастыря всегда оказывают местные жители и руководство Ковернинского района. Несмотря на отдален
ость и малочисленность братии, сюда с радостью приезжают паломники, желающие помолиться и полюбоваться великолепной окружающей природой и архитектурным обликом всего монастырского ансамбля.
А вот и моя келья, где мне любезно предложили переночевать. Причем никаких денег с меня никто не попросил. Мало того, меня еще и покормили и вечером, и с утра. Единственным условием было - нужно посещать все службы - утреннюю и вечернюю.
А вот как выглядят другие помещения монастыря.
Большая келья Здесь выпекают просвиры
Здесь делают свечи Отопление все на дровах, причем собрано все игуменом (он инженер)
По монастырю и округе меня сопровождал Александр. Он не монах, но живет и работает в монастыре в силу проблем семейного характера уже больше года, хотя изначально хотел побыть тут пару недель. "Затягивает это место" говорит он. По профессии он - плотник, а точнее конструктор и сборщик элитной мебели. Кстати, он же собственными руками сделал довольно много мебели и в монастыре, например, витрину с товарами (крестиками, литературой...)в одном из храмов - все на самом деле выполнено на высочайшем уровне! Он то мне и рассказывал и показывал, чем живет монастырь.
Сначала мы поднялись на 75-тиметровую колокольню, откуда открывается великолепный вид на окружающую монастырь тайгу и речку Утрус. Когда я сказал, что мне хотелось бы с утра тут поснимать рассвет (если не будет пасмурно), мне просто сказали "Ключи вон на холодильнике, как встанешь - бери и поднимайся". Вот такие тут живут люди!
Высоковский выселок
Утрус. Весной он заливает эти луга
Поле и кладбище
Рядом с монастырем небольшая запруда - ну только Аленушки не хватает!
Утрус
Здесь на Крещение организовывается купель
У выселка
В Высоковском Выселке живет совсем немного людей, буквально пара домов
Дерево, которое за свою форму не любит монастырская братия
Отапливается все дровами, поэтому заготавливают их впрок
Отец Андрей именно этим и занимается. Он тоже не монах, но священник. Он мне тоже много интересного рассказал про монастырь и его посетителей.
Говорит, иногда родители привозят сюда своих детей пожить, не как в летний лагерь конечно, и не простых детишек, а увлекшихся алкоголем или наркотиками.Да и не только дети, и взрослые сюда приезжают одуматься - кого-то игумен оставляет, кого-то нет. По рассказал Александра, пара человек на самом деле избавились от наркозависимости, но у большинства все равно ничего не получается...К сожалению, я не застал настоятеля монастыря, он находился за пределами обители по делам.
Отец Андрей катает собаку
Рядом с постройками есть монастырская пасека
После прогулок обувь насквозь промокла, но отец Андрей выделил мне пачку старых газет и в утру все просохло!
Поздно вечером мы с отцом Андреем ещё сказались посмотреть соседнюю деревню.
И на границу областей - ехать тут всего пару-тройку километров. Кстати, ровно за этим знаком хорошая нижегородская дорога превращается в её отсутствие в Костромской области.
Сюр какой-то.
Продолжение следует!
Читайте также
26 декабря 2024
146
25 декабря 2024
418