Вологодская область, Холмогорский (Почтовый) тракт

дорога из Москвы на Север известна еще с  конца 14 века, в то время здесь уже существовало что то похожее на тракт - дорогу. Почти за век до этого, новгородцы появились на берегах Северной Двины, и потихоньку стали осваивать и заселять этот суровый край.

позднее, в 16 веке, по приказу Ивана Грозного, на мысе Пур-Наволок, была основана крепость, ставшая в дальнейшем, городом Архангельском. Появление города, потребовало и установления, хоть насколько-нибудь, регулярного сообщения между центром и отдаленным регионом, и значение дороги, многократно выросло.

 

хотя дорогой это можно было назвать весьма условно - скорее направление. Тяжелый путь, сквозь тайгу, болота, реки, разливающиеся весной и затапливающие все низины... Поэтому, передвижение по Холмогорскому тракту все равно было крайне нерегулярным и сильно зависящим от погодных условий, особенно в распутицу...

но иного варианта, на тот момент, не было. На протяжении 17 века Архангельск был единственным морским портом в распоряжении  русского государства, поэтому необходимость вести торговлю, осуществлять государственное управление, везти почту - заставляла людей передвигаться по этому пути.

естественно, что дорога шла через немногочисленные деревеньки разбросанные в этой глуши

и по берегам рек, например - реки Вага

В 1693 году, Петр Первый, распорядился об устройстве постоянной почтовой гоньбы по Холмогорскому тракту, так, тракт стал почтовым. и это решение, впоследствие, полностью оправдало себя - началась Северная война, шведы прервали рижскую почту, и единственным путем почтового сообщения с Европой, стал Холмогорский тракт, и дальше через Кольский в Европу. Почтовое сообщение стало регулярным - 32 раза в неделю.

Но затем, был основан Санкт-Петербург, и значение Архангельска и Холмогорского тракта резко упало. Упало также и финансирование тракта, а следовательно и содержание. Такое положение дел оставалось, фактически, до 60-х годов 20 века.

в 1961 году, началось глобальное строительство автомобильной дороги Москва-Архангельск, которое ведется, местами, и до сих пор. Большая часть Холмогорского тракта была заасфальтирована, наведены мосты над водными преградами. 

но вместе с тем, новая трасса, частично, изменила и свое местоположение, обходя кусты деревень, оставив, местами, старый тракт немного в стороне.

В наши дни, эти отрезки старого тракта - обычная грунтовка, с крайне небольшим трафиком и сохранившимися природными красотами вокруг

проезжая по этому тракту, как будто отрешаешься от цивилизации...

Кстати, именно по этому тракту, в декабре 1730 года, шел в Москву с рыбным обозом, будущий первый крупный русский ученый - М.В.Ломоносов