Воттоваара. Неизведанное? Загадочное?! Мистическое!
Что же влечет людей в путешествия? Что-то неизведанное? Загадочное? Мистическое? Конечно, не только это, но именно эти вопросы возникли в моей голове, когда я впервые узнал о горе Воттоваара, что в 270 километрах на северо-запад от столицы Карелии Петрозаводска. Каких только эпитетов не удостоилась эта невысокая гора, а скорее даже каменистое плато, затерянное в окружении зелёно-голубого ковра из леса и озёр, от «места силы» до «смерть-горы». От этих эпитетов и кружилось эхом в голове, тем чётче, чем ближе мы подъезжали к нужному нам месту, неизведанное?, загадочное?, мистическое?
Говорят, что гора просто так не пускает, и первое испытание - это почти 100 км по грунтовой дороге до посёлка Суккозеро, места, где мы решили заночевать перед походом на гору и именно там нашли (заранее) проводника, знающего о горе и её тайнах практический всё…
А пока песок, гравий, валуны и упавшие деревья на дороге, старые мосты и маленькие ручейки, которые нужно преодолевать вброд…
Но все справились, и люди, и техника.
И вот уже следующим утром, перегрузившись из комфортного фольксвагена в более уверенный в себе на таких дорогах Соболь, мы вчетвером (проводник, два туриста и собака ) преодолеваем последние 30 км до горы Воттовараа. Чтобы получить наконец-то ответ на вопрос: «так чего же там больше, неизведанного? …загадочного? …мистического?»
Старенький Соболь не столько едет, сколько плывет по невысыхающим даже летом лужам или прыгает по валунам и обнажившимся скалам, которые, словно спины невиданных драконов, вылазят из грунта дороги. А за окном болота, реки, змеи…
И вот мы почти у подножья горы, здесь же будет разбит лагерь и поставлена палатка (на горе ставить палатки запрещено). И отсюда же начинаются последние сотни метров с фотоаппаратом за спиной и предвкушением того, что вот-вот лес расступится, и я увижу то, зачем я сюда ехал. Сейды…Да, те самые северные сейды в окружении причудливо извивающихся сосен…
Но, обо всем по-порядку, а пока последние метры пути…
И вот, последний подъём, сквозь тени хвойного леса мы выходим на плато. А впереди простор…и сбивается дыхание от этой красоты. Всего 417 метров, а ощущение что перед тобой вся Карелия…
Но еще больше дыхание сбивается от понимания того, что вот-вот и я смогу прикоснуться к чему-то до сих пор не познанному нами, людьми XXI века, к чему-то, что нам оставили наши предки и пращуры, то ли в дар, то ли в пользование, то ли в назидание. А в голове, пока идем узкой тропинкой, крутится неизведанное…?, загадочное…?, мистическое…?
Чем ближе подходим к месту с основным скоплением сейдов, тем причудливее становятся деревья…
То, что они сухие, объяснимо. Несколько лет назад на горе случился пожар. Не знаю подробностей, был ли поджог, или это природа сама обновляется, горел ли сам лес или подлесок и мох. Факт в том, что сейчас эти сказочные деревья стоят, раскинув в разные стороны свои руки – ветви, совершенно обнаженные, иногда с остатками обгоревшей и закопченной коры.
А вот как быть с тем, что они похожи скорее на новогодний серпантин, а не на стройные ёлки и сосны? Классическая версия говорит, что дело в очень снежных зимах в этих местах. Снег налипает на деревьях большими шапками причудливых форм. А весной, когда в начале периода роста дерева древесина становится мягкой, а снег, ставший тяжелым от первых оттепелей, еще лежит на ветках, и происходят все эти метаморфозы с деревом. Так ли это, не знаю? Но как по мне, много вопросов возникает, если начинаешь задумываться об этой теории. Почему здесь вьются, а в 200 метрах от горы, нет, почему здесь завиваются, а на других сопках Карелии - нет, почему деревья в возрасте загибает, а молодые - нет…и т.д. и т.п.
Вторая версия, конечно, связана с горой, точнее с мощнейшим потоком энергии, который выходит (вернее выходил, но об этом позже) из неё. Именно поэтому здесь и были поставлены неизвестным народом или цивилизацией сейды, а также в более близкие нам времена святилища Саамов, которые нам также удалось увидеть на горе.
Вот так, шаг за шагом, пробираясь сквозь причудливые деревья, словно через арки, выстроенные неизвестным архитектором, и подошли мы к цели нашей поездки, к сейдам…
Это рукотворные артефакты, которые, в основном, находятся на русском севере, Скандинавии, британских островах. По одной из оценок, древнейшие сейды на территории России датируются шестым тысячелетием до н.э. Это камни, валуны, куски скал, аккуратно поставленные на несколько маленьких камешков-опор.
Первый сейд, который открылся нам на Воттовааре…
И вот, мы идем за нашим проводником и вдруг, и тут и там, нам начинают показываться сейды. На выступающих из-под земли гранитных скалах кем-то заботливо установлены глыбы весом в несколько сотен, а, возможно, и тысяч тонн. Не просто установлены на склонах в не естественных положениях, а аккуратно поставлены на маленькие камешки. Словно гигантские столешницы на изящные ножки-основания. Именно кем-то, потому что совершенно очевидно, что это ручная работа.
Но кто? И в голове все сильнее и отчётливее: неизведанное?, загадочное?, мистическое?
В 600-800х годах до н.э. в эти пустые и дикие места пришли Саамы. Но не они ставили эти сейды, они их нашли здесь на Воттовааре и почему-то именно здесь, вокруг этих камней, организовали свои ритуальные, священные места. А 8 тысяч лет назад в этих местах было сильное землетрясение, факт которого подтверждает современная наука.
Так что же получается, в промежуток между 6000 и 600 годами до н.э. кто-то, как-то, зачем-то поставил эти глыбы на скалы! Кто-то, какими-то приспособлениями или без них!
Почему же они, наши предки, делали эти сооружения? Почему именно здесь? То, что гора совсем не простое место, понимаешь совершенно чётко и ясно, находясь здесь и гуляя между этих древних камней. Сидишь, прислонившись спиной к холодному камню, и чувствуешь…тепло. Рядом с некоторыми меняется настроение, ты стоишь рядом и невольно начинаешь…улыбаться…просто так, без причины. А ещё эти камни поют. Если прислониться ухом и ритмично ударять ладонью по камню, он начинает играть, вибрировать и рождать самую настоящую музыку.
Можно только догадываться, что делали здесь на этой горе люди тысячи лет назад. Что, как и зачем получали они благодаря этим камням, насколько щедро делилась с ними земля силами и энергией.
Но помимо этих вопросов, которые пока без ответов, в голове вихрем кружится другое. Факт. Факт, который нам поведал человек, открывший эту гору, изучающий эти камни уже десятки лет и знающий про них всё (именно он был нашим проводником на горе). Гора разрушается. И разрушает её не природа, а люди. Кто-то наспор качает эти камни, кто-то в пьяном угаре, кто-то из религиозных соображений. Из более чем сотни найденных им здесь сейдов, описанных и нанесённых на карту, остались считанные десятки. Не осталось той геометрической структуры, которую они из себя представляли. То, что люди могут испытать на горе сейчас, это маленькая толика того, что можно было получить здесь больше 30-ти лет назад, когда он открыл эту гору. Ведь явно не для того, чтобы их разрушили, дошли до нас эти каменные послания из тени прошлых веков, но, тем не менее, мы этим занимаемся…разрушаем.
Целый день мы бродили среди этих камней, спускались в лагерь, к стоянке, купались в озерах, варили простую еду на костре и снова поднимались наверх. Там и встретили закат, сочный и тёплый, несмотря на всего лишь +10 в разгар июня. И именно здесь, с последним лучами солнца, я снял те вопросы, с которыми я сюда ехал, и вместо вопросительных знаков там появились восклицательные. Да, однозначно, это место неизведанное!, загадочное!, мистическое! И все это приправлено восторгом и немного грустью от увиденного и услышанного здесь на горе Воттовара.
Вернуться нужно, что-то внутри этого не просто хочет, а требует!
Друзья, я буду счастлив, если этот короткий рассказ побудит вас увидеть это место. Только, пожалуйста, будьте там осторожны и разумны, берегите то, что осталось…
А вот и Саамское святилище. Семь камней выложенные вкруг, вокруг одного центрального камня. Судя по тому, как нарос лишайник на камнях и скале, эти камни не двигали с места многие сотни лет…
Читайте также