Я видел официанта, официант видел меня

<p>Моё знакомство с ресторанным бизнесом началось с итальянской кухни, куда я устроилась официанткой. Вокруг официантов всегда парит какая-то особая аура привлекательности, романтики. Стильный фартук-юбка в пол, белая рубашечка, галстук с триколором «макаронников» - одеты с иголочки и тэдэ, и тэпэ. Перейдем от лирики к реалиям.
Опыта работы – ноль, так что пришла я с необычайно светящимися глазами от энтузиазма и улыбкой девять на двенадцать. Первый месяц адски болят ноги – стоишь и ходишь с 9:30 утра до 2-х ночи, фактически не присаживаясь. Искренне сначала не понимаешь как у поваров, барменов и офиков хватает сил еще после работы ехать тусить в клубы, но иммунитет вырабатывается и кажется потом, что сон для слабаков, а энергии выше крыши и для работы, и для отдыха.
Первое впечатление самое яркое и правдивое. Расскажу в каком свете мы, официанты, видим те или иные ситуации с гостями. Поделюсь секретами, что можно просить у официанта, а чего не стоит делать. И просто дам некоторые советы, которые вам пригодятся.
Кафе приличное и дебоширящих-пьющих среди гостей не было.
1. Во всех уважающих себя заведениях готовят из свежих продуктов, бесполезно закатывать глаза и цыкать если заказ готовится более 20 минут. Не нравится? Ю а вэлком в хот-дожные.
2. Пришли в заведение, а на столиках «бронь»? Спрашивайте администраторов или официантов на самом ли деле они заняты и на какое время, иногда их «берегут» для больших компаний, либо парочек состоятельной наружности.
3. Если у вас будет безналичный расчет, перед тем как раздеться в гардеробе и приняться за изучение меню, лучше поинтересоваться какие в кафе принимают кредитные карты дабы не попасть впросак после аппетитного ужина.
4. От вашего «заказ мне побыстрее принесите, а» быстрее не станет. В общепитовских заведениях повара готовят в порядке живой очереди.
5. Когда делаете заказ называйте наименование блюда, а не цифру или цену. Например, нам, пожалуйста, пиццу «Маргарита» и пасту «Карбонара». А не: нам 5-е и 17-е блюда за –цать рублей.
6. В блюде можно попросить убрать любой ингредиент, но не добавить. Уточнить степень прожарки, варки.
7. Говори: лАтте, гляссЕ, эспрессо (упаси боже сказать эКспрессо, название кофе пошло не от названия скоростного поезда «эКспресс»). Кофе – он, мужской род.
8. Запэйр (пик, приходящих и много заказывающих людей) для официантов обычно начинается с 18:00 до 22:00. Для нас, по ту сторону баррикад, когда вы приходите немаленькой компанией и начинаете делать заказ все в раз в голос – выглядите как пулемёт. Салат «Цезарь»-суп сырный-тирамису-чай «Ройбуш»-картошку «Фри»-кофе-котлеты-без лука…и так далее сто пятьсот раз. Никого не волнует успевает официант писать или нет
9. Сделав заказ, попросите вашего официанта перечислить то, что вы заказали и сверьтесь все ли верно. Стажеры могут напутать, не расслышать или даже опытные официанты что-то упустить. Ни вы, ни мы не хотим переплачивать за лишнее блюдо или ждать его битый час, хотя его даже и не думали забивать в эркипер (компьютер, куда официант забивает заказ «столика», чтобы его приготовили)
10. Зеленые, фруктовые чаи можно и нужно заваривать 2-3 раза, так вкусовой букет раскрывается полнее. Ничего зазорного попросить долить кипятка в чайник. Так же и оставшеюся еду можно сложить с собой в контейнер.
11. Что у нас еще любят вытворять посетители кафе? Например, в моём заведении на каждом столе есть кнопка вызова официанта и вам не нужно надрываясь кричать через весь зал «эй, девушка, подойдите», просто нажмите и вам уделят время. У каждого официанта есть электронные часы и он видит какое «столик», в каком зале зовет. ТОКОМ НАС НЕ БЪЁТ, и не думайте что вы так сострили и всем смешно. Выдадите такое – прослывете Женей Петросяном. Часы у нас вибрируют;)
12. Мужчины любят передавать записочки соседним столикам, где сидят симпатичные и не очень девушки (на вкус и цвет фломастеры разные). Так вот, дорогие котятки, официант не почтовый голубь и бегать не обязан да и откажет в 99% случаев. У него полно других дел: приборы протереть, накрутить, салфетки сделать, пепельницы поменять.
13. Некоторые имеют привычку попросить счет, потом еще заказать одно пиво, попросить снова счет, а потом еще снова что-нибудь заказать и вдруг обнаружить что нашлась скидочная карта. Для официантов и администраторов, на самом деле, это гемор - перебивать счета, отменять чеки, объединять и проч. Просто спросите предварительную сумму счета без чека.
14. В некоторых заведениях общепита действуют скидочные карты. Если вы забыли её дома/нет/собака съела, можете попытать счастья и попросить официанта сделать скидку. Авось повезет.
15. Неожиданно много людей не оставляют чаевые. Чтобы у меня не получить, надо сильно постараться – пообещать кофе и нае*ать, или тупить выше среднего. В чем проблема? Люди сделали тебе вкусно, принесли посуду, следили за тем, чтобы тебе было хорошо. Ты им в ответ жалеешь 50 рублей. Когда открываешь папку с чеком, а там ноль – груснеешь. Это как спорт и эмоциональная подпитка. Монетки оставлять тоже не айс: работал у нас гордый официант, обслужил по высшему разряду влюбленную пару, рассчитывает; гость ему говорит «без сдачи», тот: «хорошо, спасибо». Через несколько минут офк возвращается к еще не успевшим уйти людям и вручает чаевые «без сдачи» в количестве 15 рублей со словами «оставьте себе на проезд»… Как в Европе, так и в России официанты фактически живут зачет чаевых. Принято оставлять 10% от суммы вашего заказа.
16. Наконец, обслуживающий персонал всегда настроен позитивно, вы дорогой гость в заведении, мы рады с вами пошутить, посоветовать что-нибудь вкусное и необычное из меню, готовы выполнить любую просьбу в рамках разумного (даже сфотографировать на память (аватарку)).

Есть шанс поработать в точке обслуживания? Посмотрите какая жизнь на самом деле, поработайте. Полезно, характер закалит, сервировке стола научитесь тут головой думать надо и биться в творческих муках некогда. Главное – уважать гостей и не тормозить, остальному научат, за вами присмотрят. Фартук дадут, опять же. Честно, советы пригодились?;))</p>
Будет интересно