За что любят Финляндию



Недавно мне посчастливилось вновь побывать в любимой мною Финляндии. Каждый раз я восхищаюсь этой «страной тысячи озёр». На самом деле в Финляндии насчитывается около 190 тыс. озер, занимающих 9% её площади.
У финнов нет нефти и газа, и потому они не эксплуатируют природу как мы, а приспосабливаются к ней – они ощущают себя у природы в гостях.
Финляндия занимает первое место в Европе по количеству зелёных насаждений на человека.
Финны заботятся о природе, строят подземные лабиринты для продвижения лягушек в брачный период. Вообще, мне кажется, финны относятся к диким зверям лучше, чем у нас относятся к людям.

Надо признать, в Финляндии и снег белее, и воздух свежее.
Воду можно пить из-под крана, она минерализованная.

Финны живут неспеша.
Да, в финнах нет пассионарности. Но и зачем им она?
Финны живут затем, чтобы жить. А мы – … ?

Туристические фирмы предлагают поездки в Финляндию прежде всего за покупками. Но надо признать, что магазины у нас теперь не хуже, чем за границей. Поэтому советую ездить в Финляндию для знакомства с жизнью и бытом финнов, у которых много чему есть поучиться.

Всё, что продаётся в Суоми, благодаря «челнокам», можно купить и в Петербурге. Правда, говорят, качество иное. Но, несмотря на упорно циркулирующие слухи, я не могу представить, что на честных финских фирмах Валио, Ингман и т.п. могут быть особые линии по производству второго сорта для России.

В Финляндии 87% населения придерживаются лютеранского вероисповедания. Главной отличительной особенностью лютеранства является то, что человек оправдывается перед Богом своей ВЕРОЙ. Именно вера характеризует человека перед Богом. И потому доверие является отличительной чертой менталитета финнов.

Менталитет формирует социальные нормы поведения в обществе, которые, в свою очередь, проистекают из религиозных представлений и верований. Смею предположить, что русское взаимное недоверие обусловлено характером нашей веры. У нас человека оценивают не по вере, как лютеране, и даже не по делам, как у католиков, а по намерениям: когда важно не то, что человек сделал или не сделал, а что хотел сделать.

Протестантизм так же естественен для суровой и нежной Финляндии, как для русских смешение язычества с православием.
В каждом финском городе, где я бываю, я обязательно посещаю храм – либо православный, либо лютеранский. Недавно в Лаппеенранте посетил лютеранский храм. В храме есть несколько туалетов, много скамеек для сидения, зал для воскресной школы. И никакой торговли! Свечи можно взять бесплатно. А ещё в подарок я получил текст Библии и видеофильм об Иисусе Христе. У нас такого отношения не встретишь.

Первое, что встречает при входе в православную церковь, это торговля свечами и прочими церковными атрибутами, в том числе и Священным писанием. За каждую услугу предлагают заплатить. Стоит только по незнанию повести себя несколько иначе, тебе сразу недовольно укажут на неправильность поведения. В лютеранских храмах позолоты почти нет, зато всё для людей: и скамейки, и туалеты. Для многих отстоять два часа службы в православных храмах это нешуточное испытание, и не все на это способны.

Первое, что бросается в глаза в Финляндии, это чистота и почти полное отсутствие охранников.
Финляндию можно назвать обществом взаимного доверия! Видимо, протестантизм сделал своё дело. В Хельсинки в пиццерии зал на сто человек обслуживают две девушки: одна готовит пиццу, другая на кассе. И никаких вышибал, никаких видеокамер наблюдения. В огромном универсаме можно свободно потрогать любой товар, и на выходе никто не потребует предъявить чек, показать содержимое сумки. У нас же охранников встретишь чуть ли не в каждой аптеке.

Чем определяется величие страны? Если социальным комфортом и продолжительностью жизни граждан, то Финляндия – великая держава. В маленькой Финляндии уровень жизни один из самых высоких в мире!
Средняя продолжительность жизни в Финляндии для мужчин составляет 78 лет, а у женщин – 82 года.

Кто может объяснить, почему уровень жизни в той же Финляндии выше, чем в России? Только не говорите, что русские не любят работать. Просто «там» выгоднее работать честно, а обманывать себе же в убыток. У нас воруют не из-за нищеты, а потому что не выгодно быть честным.

На мой взгляд, в Финляндии более справедливая социальная система. Благодаря налоговой системе, уровень жизни основной массы населения примерно одинаков. Граждане Финляндии платят самые высокие в мире налоги. Причём богатые люди платят бОльшие налоги, а в случае нарушения правил дорожного движения, несравнимо бОльшие штрафы.
В Финляндии один из самых низкий в мире коэффициента Джинни – различие в доходах между самыми богатыми и самыми бедными. Наверное, поэтому и преступность в Финляндии сравнительно невелика.

В Финляндии насчитывается больше мобильных телефонов на душу населения, чем в любой другой стране мира. Финляндия лидирует также по развитию системы Интернет. Каждый гражданин имеет гарантированное право на обеспечение широкополосным доступом в мировую паутину.

Цены в Европе везде примерно одинаковые. Различается только уровень зарплат и пособий. Безработный в Финляндии получает минимальное пособие в 400 евро. У нас такое «пособие» не получают даже прилично работающие люди.

В России сегодня сумма денежных компенсаций за причинённый вред выросла до 1 млн. рублей (25 тысяч евро). При тех же условиях западные страховые компании в Финляндии выплатят 150 тысяч евро! Это означает, что цена человеческой жизни в России ниже, чем в Европе в 6 раз!

В Финляндии 18 экспертных комиссии по качеству продуктов, у нас всего 4. Если у нас срок годности продуктов Valio в среднем 4 месяца (и пишут, что продукт без консервантов), то в Финляндии – 14 дней. В финских школах детям йогурты раздают бесплатно, и срок годности йогурта до 10 дней.

Каждое лето я приезжаю отдыхать на Карельский перешеек. Там до сих пор стоят гранитные фундаменты финских домов, напоминая о своих прежних хозяевах. Однажды мне довелось наблюдать, как приехали финны, до «неизвестной войны» 1939 года жившие здесь. Они установили памятный камень. Старушки и старики финны плакали, целовали камни, брали землю с собой в мешочки. У меня сердце дрогнуло, глядя на них.

Когда я путешествую по Вуоксе, мне горестно видеть, как всего за полвека так изуродовали уникальный край. Озёра, столетиями сохраняемые финнами в первозданной чистоте, стыдно сказать, сейчас испачкали до предела. А ведь раньше Карельский перешеек был житницей для всей Финляндии, и к тому же самым южным курортом. Говорят, боровики росли прямо у дома.

У финнов есть чему поучиться. И прежде всего рачительности и аккуратности. «Лежачий полицейский» – изобретение финнов, как и раздельная дорожка для пешеходов и велосипедистов. Финская сауна стала такой же частью нашей культуры, как и продукты фирмы «Валио».

Для петербуржцев отдых в Финляндии, до которой из Петербурга три часа езды на автомобиле, стал уже привычным. Благодаря финской мультивизе я путешествую по шенгенской Европе и часто провожу выходные в приграничных финских городах.

Говорят, финны больше всех в мире потребляют кофе. Кофемания для многих финнов такое же пристрастие, как и алкоголизм. Да, финны могут пить много, но пьют совсем не так, как русские. Одно время я как социолог и специалист по отклоняющемуся поведению наблюдал в загородном лагере на Карельском перешейке лечащихся финских и русских алкоголиков. Разница, я вам скажу, огромная. Думаю, что культуре пития и социальной справедливости нам не стыдно поучиться у северных соседей.

Разумеется, финны заслуживают уважения. Хотя и нам есть чем гордиться.
И чем же?

Путешествуя по миру, я заметил, что чувство патриотизма меняется в зависимости от ПМЖ (постоянного места жительства). Любовь к Родине сохраняется, но отношение к ней меняется. В одних странах я испытываю чувство гордости за Россию, а в других странах мне за Россию стыдно.

Как-то я был приглашён участвовать в вечере молодой финской поэзии «Царство заблудших», проводившемся в Генеральном консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге. Спасибо консулу Leena Liski за приглашение и организацию вечера, благодаря чему я открыл для себя молодую поэзию Финляндии. Мне очень понравились стихи выступавших молодых поэтов Финляндии, которые были глубоки, мелодичны и метафизичны, и в целом я бы назвал их – медитация, обращённая вовне.

Когда я пригласил одну свою знакомую в поездку по Финляндии, она отказалась, объяснив свой отказ тем, что боится навсегда остаться в этой замечательной стране.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –
Будет интересно