Загадочные узоры «святых кораблей» Тотьмы

Тёплый весенний день. Лучи полуденного солнца отражаются в куполах и больших окнах стремящейся в небо бело-розовой, с зелёными крышами, церкви. На её стенах выпирают каменные узоры. Местные жители называют их карту́шами.

Я около 10 минут ходила и прикасалась взглядом к стенам церкви Рождества Христова. Вспомнилось, как в пятом классе я была увлечена школьной дисциплиной «Основы православной культуры». Тогда, по совету учительницы я прочла «Житие Феодосия Тотемского».

«А ведь это его мощи больше 22 лет пролежали здесь и творили чудеса: вылечивали людей от слепоты, изгоняли злых духов…», - подумала я.

Церковь Рождества Христова. Тотьма

 Множество неразгаданных загадок и неотвеченных вопросов хранят тотемские храмы, но самая любопытная из них, самая неизученная мной – возникновение картушей.

Хочется наматывать круги вокруг святынь, изучать, зайти внутрь, поговорить с прихожанами, узнать о секретах наших церквей. Но сейчас нельзя. И поэтому я обратилась к рассказам исследователей тотемских храмов, опубликованных в Интернете.

Большинство сохранившихся церквей маленького старинного города Тотьмы построены в стиле «Тотемского барокко». Его отличие в использовании картушей. Они напоминают белоснежные узорчатые облака, летающие по стенам храма и придающие ему величественность, небесность и возвышенность. Внутри картушей, покрывающих стены, нарисованы кресты, цветы, раковины, звёзды… Иногда они чистые внутри, но минимализм им также «к лицу», как и пышность. Секрет каменных узоров в том, что их не прессуют отдельно и не вырезают из бетона, как это делают с лепниной. Картуши являются неотделимой частью стены и выступают на полкирпича.

Картуши на Входоиерусалимской церкви

Описать их в подробностях, во всех деталях, во всех изгибах и трещинках – невозможно. Их нужно видеть вживую, разглядывать, изучать. В картушах – двухсотлетняя история, сохранившая истории судеб тотемских мореходов, купцов, святых, солдат и простых людей. Они – наша память.

Издалека, на въезде в Тотьму, гости и жители города могут заметить монументальный «корабль» - Входоиерусалимскую церковь.

«Жемчужина тотемской архитектуры», - так говорят о ней экскурсоводы.

Тотемские храмы называют парусниками из-за их оригинального строения: форма святынь напоминает корабли, которые устремлены в небо и на которых путешествовали наши Тотемские землепроходцы, в том числе Иван Кусков. Церковь Входа Господня в Иерусалим имеет самое большое количество картушей в сравнении с другими тотемскими храмами. Каждый из каменных узоров на ней - уникален, сделан не по штампу.

Входоиерусалимская церковь

Входоиерусалимская церковь

Станислав Зайцев, автор книги «Тайна тотемских кратушей», писал: «Картуши являются своеобразной визитной карточкой тотемской архитектуры и, вероятно, своей «нерусскостью» повинны в том, что открывавшие Русский Север как сокровищницу русской культуры ученые и художники прошли мимо».

Кто создал «формулу» тотемских картушей? Откуда они взялись?

Ещё в 1971 году В. Хромов в статье «Тотемские картуши» предвещал, что тайну происхождения тотемских церквей и картушей еще предстоит открыть и сделать это сможет «пока не существующий «идеальный воспринимающий», психофизиологические механизмы которого способны прочесть всю содержащуюся в произведениях информацию» и который «должен суммировать и интегрировать огромное количество констатации и описаний».

«Идеальный воспринимающий» ещё где-то идёт к нам или ещё не родился, или, может, нам не дано разгадать загадку каменных узоров святых тотемских «кораблей». Остаются предположения, что картуши – результат русско-американской компании, что они созданы совместными силами тотемских и американских архитекторов, что их создателями были жители Великого Устюга и Вологды…Но это всё догадки. Пока туристы и тотьмичи наслаждаются красотой возвышающихся храмов, гордятся их уникальностью и верят в появление того особенного человека, который раскроет тайну картушей.

Вид из центра Тотьмы