Антарктида: 200 лет со дня открытия

28 января 1820 года русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыли самый южный континент. Публикуем отрывки из книги «Русская Антарктика. История в иллюстрациях» издательства «Паулсен».

Гипотезу о существовании терра австралис инкогнита («Неведомой Южной земли») выдвинули еще географы Древнего мира, ее поддерживали и средневековые ученые. Начиная с XVI века эту землю помещали на картах в районе Южного полюса, а поиски ее безуспешно вели мореплаватели в XV–XVIII веках. Знаменитый путешественник Джеймс Кук утверждал после своего кругосветного плавания 1772–1775 годов, что он «неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания».

Открытие шестого материка произошло во время кругосветного плавания капитана 2-го ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Петровича Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1819–1821 годах.

Плавание продолжалось 751 день, из них под парусами шлюпы находились 527 дней, а на якоре — 224 дня. В Южном полушарии русские корабли пробыли 535 дней, южнее 60° ю. ш. — 122 дня, среди льдов — 100 дней. Всего «Восток» и «Мирный» прошли 49 860 миль.

Еще в начале XX века ряд государств (прежде всего Великобритания) выдвинули предложения о разделе Антарктиды на национальные сектора. В середине столетия Советский Союз активно включился в данный процесс, опираясь на факт открытия Антарктиды именно русскими моряками. В этот период со стороны Англии и США стали высказываться предположения о том, что первыми шестой континент увидели британские или американские мореплаватели. Так, в декабре 1819-го — апреле 1820 года экспедиция во главе с лейтенантом британского флота Брансфилдом на судне «Уильямс», зафрахтованном представителем английского флота в Вальпараисо капитаном Шорифом, плавала в районе Южных Шетландских островов (открытых капитаном В. Смитом в 1819 году, но не описанных и нанесенных на карту лишь приблизительно). Путь судна проходил вдоль северных, а затем — южных берегов нынешнего пролива Брансфилда, в том числе вдоль кромки льда. 30 января 1820 года Брансфилд увидел и приблизительно нанес на карту землю Тринити (нынешний полуостров Тринити, северную оконечность Антарктического полуострова).

Еще одним претендентом на открытие берегов Антарктического полуострова является американский моряк и зверобой Н. Палмер, промышлявший морского зверя на Южных Шетландских островах. Антарктическим летом, то есть в ноябре 1820-го — январе 1821 года, он увидел сушу, лежащую к югу от острова Десепшен (Тейль), и совершил к ней плавание.

Изображения (правда, совершенно фантастические) этой «земли» появились на картах уже в 1821–1822 годах. 

24 января 1821 года русские моряки встретились с Палмером на острове Десепшен, где базировались английские и американские промысловики. Он побывал на шлюпе «Восток», но ни словом не обмолвился о каких-либо открытиях, а лишь поделился общей информацией о промыслах и количестве морских котиков.

Плавания Брансфилда и Палмера так бы и остались лишь эпизодами раннего этапа исследования Антарктики, но в борьбе за приоритет в открытии Антарктиды в середине XX века их «подняли на щит» уже в чисто политических целях.

Загрузка...