Погоня за дзереном
Что вы знаете о дзеренах? Небольшой опрос, проведенный нами в социальных сетях, показал: одни считают, что дзерен — это музыкальный инструмент, другие назвали его блюдом бурятской кухни. И лишь немногие знают, что дзерен — это животное, которое не стоит путать с созвучным по названию джейраном.
Дзерен (или монгольский дзерен, или зобастая антилопа, Procapra gutturosa) — копытное животное рода дзеренов семейства полорогих. На территории России можно увидеть всего двух представителей этого семейства — сайгаков в Калмыкии и монгольских дзеренов в Забайкалье.
Даурский заповедник — единственное в России место, где живут дзерены. Сюда мы и направились.
Операция «Найди антилопу»
Как оказалось, найти в степи животных не так просто. Инспекторы сказали, в каких квадратах они видели стадо пару дней назад. Так началась операция «Найди иголку в стоге сена». Антилопы не стоят на одном месте. Как мне показалось, эти животные вообще не способны долго стоять: они все время или идут, или бегут, или очень быстро бегут. Дзерены без труда могут передвигаться со скоростью до 60 км/ч, а в случае необходимости разогнаться и до 70–80 км/ч. Конкуренцию им могут составить, пожалуй, только гепарды, но, к счастью, в этих краях гепарды не живут, так что на своей территории дзерены — чемпионы по бегу. И это часто позволяет им спасаться от хищников.
Первых дзеренов мы увидели издалека. Бежавшие куда-то по своим дзереньим делам, они, словно маленькие рыжие молнии, мелькали среди травы и исчезали где-то за горизонтом быстрее, чем камеры успевали поймать их в фокус.
Эти животные вообще не способны долго стоять: они все время или идут, или бегут, или очень быстро бегут
Через несколько часов мы уже совсем отчаялись найти большое стадо, как вдруг на дальнем холме увидели то, что так долго искали. Осталось самое сложное — приблизиться так, чтобы не спугнуть красавцев. Сергей, инспектор заповедника, сидевший за рулем заповедниковской «буханки», предложил объехать стадо по соседним холмам, чуть обогнав его.
У дзеренов прекрасное зрение и отличное обоняние, а значит, нам нужно было подойти максимально незаметно (кто знает, где купить шапку-невидимку?) и так, чтобы ветер дул от стада на нас, а не наоборот. Самой сложной задачей оказалось по-пластунски проползти по каким-то камням и колючкам, чтобы спрятаться за большими валунами и успеть поснимать мирно пасущихся дзеренов, пока они нас не обнаружили.
Какое-то время нам везло. Сильный ветер относил в сторону все запахи, а общаться между собой мы быстро научились взглядами и минимальными жестами. От стада отделяло каких-то 50–70 м, но подобраться ближе возможности уже не было — дзерены очень осторожны, и любое постороннее движение мгновенно бы их спугнуло.
Увлеченно жующие сочную траву антилопы, казалось, нас не замечали — камни и ветер помогали трем фотографам некоторое время оставаться невидимыми. Внезапно часть животных насторожилась. Мы замерли и, кажется, даже перестали дышать. Увы, не помогло. Словно по чьей-то незримой команде дзерены подняли головы и умчались куда-то за горизонт. В этот момент стало понятно, почему дзеренов нет ни в одном зоопарке. В ограниченном пространстве они просто не выживут, так как вряд ли смогут привыкнуть к толпам людей и соседству с другими животными, а попытка спастись бегством может закончиться трагически.
Немного истории
«Зерены… Зрение их удивительно, слух тонок, быстрота бега большая, а легкость и свобода в движениях достойны замечания» (Черкасов А. А. «Записки охотника Восточной Сибири»).
Впервые дзеренов в 1777 году описал знаменитый ученый и естествоиспытатель Паллас. В мире существует три вида дзеренов: дзерен Пржевальского, тибетский и монгольский. Два первых вида живут в Китае, и численность их катастрофически мала. Основное поголовье монгольских дзеренов живет именно в Монголии, на сегодня там насчитывают более миллиона голов. В монгольском языке животное называется «цагаан зээр» и переводится как «белая антилопа». Видимо, потому, что зимой рыжие дзерены «переодеваются» в светлую пушистую шубу, чтобы перенести вся тяготы степной зимы с ветрами и морозами до –40 °С.
Жили когда-то дзерены и в степях Забайкалья, однако, проиграв борьбу за пастбища стадам домашнего скота (добавим сюда браконьерскую охоту), в 70-х годах прошлого века в регионе полностью исчезли.
После многолетнего перерыва эти симпатичные антилопы вернулись в Забайкалье, благодаря созданию заповедника «Даурский». В 1992 году первые десять особей перешли монгольско-российскую границу и остались в степях российской Даурии, почувствовав себя в безопасности и дав здесь же потомство.
Чуть позже, в 2008 году, когда весной в степях Монголии случилась засуха, огромные стада дзеренов пришли в Россию. Осенью большая часть животных вернулась обратно, однако около 2000 антилоп, включая молодняк, родившийся уже у нас, остались зимовать. Так в российской Даурии стало формироваться свое поголовье дзеренов, для которых эти места стали родным домом.
Коротко о дзеренах и человеке
Дзерены — животные стадные, живут группами от нескольких десятков до нескольких тысяч особей. Отличительная особенность — сезонные миграции. В отличие от птиц, они не перемещаются в Африку или Австралию, но каждый год, в конце лета — начале осени, большие стада покидают летние пастбища и по своим многолетним тропам уходят на пастбища зимние, а весной постепенно возвращаются обратно. Во время такого кочевания дзерены могут уйти на 200–300 км, однако есть и те, кто живет оседло, не меняя место выпаса.
Для жизни дзерены выбирают открытые пространства — степи с невысокой растительностью. Питаются они травой, листьями и веточками кустарников, предпочитая разные виды лука, лапчатку, полынь.
В декабре у дзеренов начинается гон, и наиболее сильные самцы в это время формируют свой гарем, в котором может быть от одной до шести самок.
Когда дзерены снова появились на территории Забайкалья, главным врагом для них стал человек. Скрыться от охотников на мотоциклах им было не под силу
Для отела беременные самки собираются на одной территории, вдали от водопоев. Места для «роддомов» не меняются на протяжении многих лет. Повинуясь инстинктам, дзерены возвращаются туда, где родились сами, видимо, воспринимая эту территорию как свою родину.
Детеныши появляются на свет в конце июня — начале июля, обычно в помете они у мам единственные. Первые несколько дней юные дзерены лежат в траве, а матери периодически приходят их покормить.
В природе у дзеренов много врагов. Мясом новорожденных телят не прочь полакомиться манулы, лисы, степные орлы и беркуты. Погибшие детеныши дзеренов — любимая еда грифов.
Для взрослых животных главный враг — волк. Летом волки редко нападают на стадо, поскольку угнаться за дзеренами им не под силу, но зимой и осенью устраивают засады возле немногочисленных степных водопоев. А ранней весной жертвами хищников становятся ослабленные после гона самцы.
Тем не менее, когда дзерены снова появились на территории Забайкалья, главной угрозой для них стал человек. Скрыться от охотников на мотоциклах им было не под силу. Над животными снова нависла угроза исчезновения.
Для охраны дзеренов и защиты их от браконьеров в 2011 году был создан заказник «Долина дзерена», вошедший в состав Даурского заповедника. Сейчас на его территории и в охранной зоне живут уже более 6000 антилоп.
Несмотря на то что на планете дзерены не относятся к видам, которым грозит гибель, в России они включены в Красную книгу как исчезающий вид. Очень хочется верить, что в обозримом будущем эти маленькие монгольские антилопы будут вычеркнуты из Красной книги как вид, которому ничего не угрожает.
Как увидеть дзеренов: приезжайте в заповедник «Даурский» и пройдите по экомаршруту «Заповедный Торей». Степи вокруг Торейских озер — единственное место в России, где обитает и размножается антилопа дзерен, вольные стада которой видят гости маршрута.
Доехать до визит-центра заповедника в Нижнем Цасучее можно от Читы на автобусе или маршрутном такси.