Казахстан. Дорога к затопленному лесу озера Каинды
Яблоневая столица
Алматы: 43.236406, 76.945741
Казахстан — огромная страна в самом центре Евразии, занимает площадь, равную всей Западной Европе. А с Россией имеет длиннейшую в мире непрерывную сухопутную границу — почти 7000 километров. Контраст температур резко континентального климата поражает — в течение года он может достигать 100°C, от +52°C до -51. Казахская степь, соленые озера и Тянь-Шанские горы признаны достоянием ЮНЕСКО.
Свое путешествие ведущий проекта «Вне зоны доступа» Миша Ронкаинен начинает не из официальной столицы Астаны, а из самого крупного города Казахстана — Алматы, признанного города яблонь. Южная столица и самый крупный мегаполис Казахстана действительно утопает в яблоневых садах, яблони растут здесь везде, как у нас тополя и березки. Кстати, Алматы с казахского языка и переводится как яблоневый. В Советские годы название города принято было писать «Алма-Ата» и называли город «отец яблок», но этот перевод неточен. Правильно «Алматы» — просто «яблоневый».
Первое русское название Алматы — город Верный, он возник после присоединения Казахстана к Российской империи в 50-х годах XIX века.
Маршрут начинается с канатной дороги, ведущей к одной из вершин самого яблоневого города мира. Как и любой южный базар, рынок Алматы поражает воображение, и конечно, больше всего здесь продают яблок самых разных сортов. Но особая гордость местных яблоневодов — знаменитый на весь мир алматинский сорт апорт, выведенный в советские годы на основе местных диких предгорных видов. Поговаривают, что Казахстан — вообще прародина всех яблок на земле.
Зеленый базар — это квинтэссенция всех казахстанских рынков. Уйти отсюда голодным и с пустыми руками просто невозможно. Ну как не попробовать казы — традиционную колбасу из конины, сливочный курт из верблюжьего молока и вкуснейшие орехи и сухофрукты? Эти продукты когда-то были набором древних кочевников. На их примере, закупив все необходимое, ведущий «Вне зоны доступа» отправился по Великому Шелковому Пути, чтобы потом свернуть в горы и увидеть нечто удивительное в глубинах высокогорного озера Каинды.
Из Алматы, от подножия «пестрых гор» — так переводится название тянь-шанского хребта Заилийский Алатау — древним караванным путем движемся на восток к популярному у туристов Чарынскому каньону. И далее по отрогам хребта Кунгей-Алатау — к заповедным Кольсайским озерам. Самое интересное из этих водоемов появилось вследствие январского землетрясения 1911 года. Оползень перекрыл горную реку и она залила вековые тянь-шанские ели. За целый век затопленный лес превратился в подводную сказку. 16 лет назад руководство Национального парка запретило погружение в воды озера Каинды, но Михаил попытается получить разрешение на подводную съемку. А пока...
Гостеприимство по-казахски
Байсеит: 43.573791, 78.345643
От Алматы до ближайшего поселка Байсеит на машине всего 120 километров. В Байсеите и окрестностях живут в основном уйгуры — древний народ, исконно населявший территории между Тянь-Шанем и Тибетом. Люди здесь гостеприимные, даже ворота никогда не закрывают. Местное население верит, что с каждым гостем в дом входит ангел. Здесь всегда можно найти кров и подкрепиться.
Михаил попал на мусульманский праздник «суннат той», то есть «малая свадьба» — символ приобщения к вере путем обрезания мальчиков. Это важнейшее событие в жизни каждого казахского юноши, празднуют его с размахом. По традиции виновник торжества выходит в сопровождении родных, а под ноги им бросают деньги. По сути этот обряд-инициация — этап взросления и посвящение в своеобразный «мужской клуб». В мусульманском мире это и про статус, и про ответственность.
Раньше процедуру проводили на дому потомственные специалисты. Теперь — в условиях клиники и под наркозом. Так что мальчик запомнит только сам праздник и кучу подарков.
По соседству праздник отмечают старшие родственники и аксакалы уйгурской общины вместе с избранным общим сходом старейшиной — джигит-беши, без разрешения которого не проводится ни один обряд. Он же улаживает семейные скандалы, уговаривает драчунов помириться. Да так, что даже до полиции эти происшествия не доходят.
Застолье начинается с обилия выпечки, на смену которой приходит главное блюдо — уйгурский лагман, который здесь принято есть палочками. Это блюдо есть здесь на столе каждой семьи не менее трех раз в неделю.
Еще одна особенность Байсеита — свой тандыр есть чуть ли не в каждом дворе.
Тандыр — это самолепная печь, внутри которой разводят огонь. Хлеб выпекают, прилепляя лепешки прямо на внутренние стенки в самое пекло, а для золотистого колера поливают молоком. Причем существует не меньше десятка видов национальной уйгурской выпечки: чон-нан, тогач, гош-нан, самса, самбоса… все за пару дней и не перепробовать.
Местный хлеб сытный, очень вкусный, с хрустящей корочкой. Его макают в атканчай — напиток из крепкого черного чая, каймака, соли и сливочного масла.
Чарынский каньон
Чарынский каньон: 43.35712, 79.079432
Это место, находясь в котором сложно поверить, что ты все еще на Земле — пейзажи открываются взору нереальные, какие-то инопланетные. 25 миллионов лет назад река прорезала плоскогорье, затем вода ушла и оставила после себя 154-метровый каньон, высота стен которого достигает 300 метров.
Удивительно, но найти среди гор и степи этот затерянный мир непросто. Хотя экскурсий сюда водят множество. А гиды будто соревнуются в интригующих названиях локаций — «долина замков», «чертово ущелье», «урочище ведьм»... По местным традициям молодожены приезжают сюда, чтобы сделать потрясающие фотографии на память о событии.
Путешественнику нужно помнить, что утро и вечер в степи, особенно в предгорных районах — как и в горах, собственно — прохладное, поэтому надо утепляться. А, учитывая перепады температуры, в такой поездке всегда надо иметь четыре слоя одежды.
Соленое озеро Тузколь
Тузколь: 43.008336, 79.986372
Приезжаем в Карасаз. Отсюда до границы с Китаем всего 40 километров. Какие здесь виды! Множество фотоохотников пытаются поймать в кадр гору Хан-Тенгри — в переводе с тюркского языка «повелителя неба».
Хан-Тенгри, что символично, принадлежит сразу трем странам — Казахстану, Киргизии и Китаю. В XIX веке русский географ Петр Семенов-Тян-Шанский ошибочно решил, что эта пирамида и есть высочайшая точка массива — гора из легенд о божестве Тенгри. Он тогда еще не знал об истинном Хане — горе, которую позже назовут Пик Победы. Географическая путаница и породила многолетние споры о прохождении границы в этом районе.
Это очень высокая гора, уходящая в облака на 7000 метров, и приходиться выслеживать редкие моменты, когда ее пик открывается глазу и отражается от водной глади озера. Увидеть это, а тем более запечатлеть на камеру — большая удача. Лучшие кадры заснеженных вершин здесь ловят на рассвете при первых лучах просыпающегося Солнца.
Само озеро Тузколь мелкое и невероятно живописное. Концентрация соли в нем порой повышается до уровня Мертвого моря в Израиле и Большого Соленого озера в США.
Поселок Саты
Саты: 43.070592, 78.408774
До 2007 года доступ к озеру Каинды был разрешен всем, но потом был принят указ о создании национального парка «Кольсайские озера», к территории которого относится и озеро Каинды.
Разрешение на погружение и подводную съемку получить практически нереально, но у нашего ведущего получилось. И это первая съемка за последние 16 лет. Строгие правила связаны не только с беспокойством за само чудо природы, но и за оператора — подводный мир Каинды как хрупок, так и опасен.
Разрешение подписали на утро следующего дня. В поисках ночлега путешественники наткнулись на кокпар — состязание кочевников, которое в Казахстане даже популярное футбола. Игроки на конях носятся по полю и отбирают друг у друга… тушу козла. Играют на деньги и на вкусный ужин, который готовят в конце турнира из того же рогатого бедолаги, которым и играли.
Ночь придется переночевать этнически колоритно — в юрте. Причем на выбор, почти каждый дом — мини-отель для туристов, едущих на Кольсайские озера. Михаил остановился в доме Сенсейбая Баймрза — пасечника и дедушки 20 внуков. И снова сытный ужин, местное гостеприимство, сладкий сон в уютной юрте.
Озеро Каинды
Каинды: 42.984631, 78.465648
Итак, мы почти у цели нашего увлекательного путешествия. 12 километров на старой «буханке», два километра верхом на лошадях и вот оно чарующей затопленный лес озера Каинды.
Температура воздуха здесь в два раза ниже, чем в Алматы, а воды и вовсе всего +6°C. Но основная сложность не в холоде, а угрозе декомпрессионной болезни. Ведь Каинды расположено на высоте 1700 метров над уровнем моря.
Кеминское пятиминутное землетрясение 4 января 1911 года стало крупнейшим в истории Средней Азии, сила его достигла 8,2 баллов по шкале Рихтера, что спровоцировало обвалы и оползни в горах и крупные расщелины в ущелье Кунгей Алатау со смещениями до восьми метров. Образовалась плотина, а углубление со временем заполнилось водами родников и горной речки.
Изначально озеро было глубже и обширнее, но в конце 1980 годов его размеры уменьшил селевый поток. Сейчас гладь водоема протянулась на 400 метров при ширине 100, а максимальная глубина доходит 30 метров.
Погружение с аквалангом в его воды — серьезное испытание даже для опытных дайверов. При большом опыте погружений в горные озера, Баренцево море и затопленные пещеры, ведущий программы «Вне зоны доступа» долго пробыть под водой не смог.
— При всем моем опыте тут паника на ровном месте, воздуха не хватает. Может я задел какую-то веточку и озеро мне отомстило? Вот уж не думал, что самым опасным путешествием в моей жизни окажется поездка на озеро Каинды. В общем, озеро пускает не всякого. Но вид снизу впечатляюще красивый. Это того стоило. Но повторять мой опыт не советую, опасно. Смотрите на озеро сверху, оно потрясающее, — Михаил Ронкаинен.
В статье использованы материалы программы «Вне зоны Доступа» телеканала «Моя Планета»