Мир в лицах: красавицы России. Часть 3
Хакасы. Свадьба волос
Еще в XIX веке ни одна хакасская юрта не обходилась без хомыса, двухструнного щипкового музыкального инструмента. Именно его мы видим в руках у девушки с фотографии. Правда, уже к началу XX века хомыс из употребления практически пропал, но сейчас снова в моде и изучается в музыкальных школах.
Музыка для хакасов очень много значит, потому что издавна они выражали себя не в танцах, как некоторые другие народы, а в пении. Сказители, перебирая струны, напевно повествовали о свершениях богов, подвигах богатырей и исторических событиях. Сейчас хомыс звучит на концертах и праздниках.
Обратите внимание на прическу девушки. В традиции хакасов она очень много значит. По множеству косичек легко можно опознать незамужнюю девушку, но, когда она соберется замуж, с косичками ей придется расстаться. Причем прежде, чем красавица воссоединится со своим супругом, произойдет свадьба волос — «сос той». Девичьи косички «сурмес» расплетут и заплетут в две косы, в одну из которых вплетут по традиции локон волос будущего мужа.
Эвены. Еще один год
«Сээдъэ, суруйа, санди, сунду, сигу, бисэн! — выкликает смуглолицый старейшина в ровдужьем кафтане с вышивкой, передвигаясь от жилища к жилищу. — Скорее все собирайтесь на танец!» Весна! Все деревня выходит из своих чумов. Матери держат на руках младенцев, народившихся за эту долгую полярную зиму, тут же стоят старики, опираясь на палки, жмурятся от ярких лучей божественного светила.
Это деревня эвенов собирается воздать богам благодарность за то, что прошел еще один год, снова наступила весна и жизнь продолжается. Тот, кто не появился в этот день из чума, уже общается с богами в ином мире.
По тому, сколько человек вышло на традиционный танец сээдъэ, старейшина определял численность рода.
Сейчас эвенов в России около 20 000.
Ненцы. Природа рядом
Ненцы — один из немногих коренных народов Севера, который продолжает и сейчас жить по традициям предков: пасет оленей, ловит рыбу, добывает пушнину. Зимой кочует в тундру, летом — к побережью. Ненецкие дети по-прежнему играют клювами птиц. Оказывается, нет лучше материала для изготовления кукол! Из утиного клюва получаются куклы-девочки, из гусиного — мальчики. А знали бы вы, какие отличные «упряжки» выходят из оленьих рогов!
Отправляясь в гости в стойбище, не забудьте обойти по очереди все чумы. Везде вам будут рады, везде угостят чаем с молоком. Подливать будут до тех пор, пока не перевернете чашку вверх дном. Спать положат на почетном месте, у очага. А будете уезжать, обязательно одарят чем-нибудь: колокольчиком, резной поделкой, кусочком вышитой ткани («мядонзэй»).
Напоследок несколько фактов о самом важном (после оленей) в жизни ненца — чуме («мя»). Ставят его всегда женщины. Внутри он делится на две половины: женскую и мужскую. Стучаться при входе не принято. Чум — мерило многих природных явлений. Тучи — «чум комаров», сугроб — «чум куропаток», одежда — «чум на одного».
На территории своего расселения ненцы имеют собственные национально-территориальные образования: Ненецкий АО (окружной центр — город Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкий АО (Салехард) и Таймырский Долгано-Ненецкий район (Дудинка). Сейчас ненцев около 40 000 человек.
Нанайцы. Двойной Новый год
Кажется, тут не нужно много слов. Просто посмотрите на девушку с фотографии. Это представительница народа нани, они же нанайцы, коренного народа Приамурья. Считается, что в переводе название означает «люди земли», хотя живут нанайцы больше рекой и ее дарами.
В отличие от северных народов, нанайцы не кочевали, предпочитали жить оседло. Ловили рыбу, выращивали ездовых собак, занимались ремеслом — особенно славились кузнечным делом. Женщины традиционно шили и украшали одежду, вкладывая в каждый орнамент сакральный смысл. Исследователи считают, что через орнаментальный период в творчестве прошли все народы мира, но лишь у немногих он стал преобладающим. Нанайцы — из последних.
Сейчас представители этого народа живут в Хабаровском крае РФ (12 000 человек) и в Китае (5000 человек). Поскольку еще в середине XIX века территории нанайцев были полностью подчинены Поднебесной, не удивительно, что в их традициях наблюдается смешение нескольких культур. Например, российские нани встречают Новый год два раза: вместе со всей страной с 31 декабря на 1 января, а также Новый год по восточному календарю.
Буряты. Имя как оберег
Предки бурят начали осваивать территорию по обе стороны от Байкала начиная с VI века. Роды делились на кочевые и полукочевые. Большинство занималось скотоводством, также в ходу было ремесленничество и охота.
Браки совершали нередко по сговору: наша девушка — в вашу семью, ваша девушка — в нашу семью. При этом пол ребенка для родителей большого значения не имел, рады были и сыновьям, и дочерям. Люди, не имевшие родных детей, по возможности их усыновляли. Имена детям давали не родители, а почетные родственники, и, чтобы не накликать на голову младенца беду, нередко они звучали неблагозвучно. Назовешь ребенка Кривой — глядишь, наоборот, зорко видеть будет. Назовешь Волком — побоится злой дух к нему подкрасться.
Природа всегда была рядом с людьми, и буряты верили, что у любого явления или места есть свой дух, который их охраняет. Путешествуя по Забайкалью, вы будете тут и там встречать деревянные столбики, украшенные разноцветными лентами. Каждая из них — это просьба человека к небу. Когда ветер дует, ленты развеваются и просьбы людей о счастье, здоровье, достатке исполняются.
Народные традиции продолжают жить в фольклоре и традиционном костюме. Девушки до сих пор заплетают десяток косичек, украшая их монетками. Их одежда яркая, красочная, как сама природа Байкала, где солнечных дней даже больше, чем в южных регионах России!
В настоящее время на территории РФ проживают 460 000 бурят.
Нивхи. Два солнца
Жили-были нивх и его жена-нерпа, которую он поймал в море. Тогда приняла она человечье обличье, но настала пора возвращаться обратно — там, в глубинах, умерла ее мать-нерпа.
Безутешно горевал о супруге нивх и отправился за советом к духам. А те сказали взять птичку-чирка и попросить ее выпить море.
Выпил чирок море, и стали все нерпы, киты и рыбы по дну расползаться. А жены нивха все не было. Наутро взошло над бывшим морем два солнца. И явился к рыбаку морской бог, и сказал, что нехорошо, если из-за одной женщины все морские обитатели погибнут, а без них и человеку не прожить. Тогда нивх принес чирка, и тот вернул море обратно. А к нему из моря вернулась его жена.
Устное творчество нивхов, коренного народа Сахалина, весьма богато на сюжеты: об устройстве Вселенной, вражде между родами, кровной мести, несчастной любви. Рассказывали легенды ночью или поздно вечером. Существовали среди них и такие, которые не положено было слушать женщинам и неженатым мужчинам. Подробнее ознакомиться с некоторыми можно в соответствующих литературных изданиях.
Сейчас в мире осталось около 4500 нивхов: 2200 на севере Сахалина, примерно столько же в Хабаровском крае — и несколько семей в Японии.
Негидальцы. Девочка-луна
Если собрать вместе всех негидальцев России, они легко разместятся в стандартной хрущевской пятиэтажке. Негидальцы — самый малочисленный этнос Приамурья. Сейчас их 520 человек, живущих в разных деревнях и поселениях Хабаровского края. Скромные цифры отчасти связаны с тем, что, проживая в суровых природных условиях, жители Приамурья не противились, а даже приветствовали появление переселенцев, и браки случались смешанные, что затрудняло для детей определение национальной идентичности. Ученые считают, что формирование этноса негидальцев как самостоятельной ветви произошло не так давно — к концу XIX века.
До наших дней дошли элементы декоративно-прикладного искусства, в том числе потрясающей красоты орнаменты, вышивка, аппликация, а также техника выделки и шитья звериных и рыбьих кож, образцы негидальского фольклора: сказки, предания, песни, приметы и табу-запреты. Когда-то почти в каждой негидальской деревне был свой сказочник. На охоте и рыбалке вечерами рассказывали истории о животных и духах. Традицией была и коротенькая сказка детям — на сон грядущий. О небесном охотнике Мани, водяном, духе покинутого жилища... Не раз в фольклоре повторяется сюжет о девочке-луне. Если внимательно присмотреться, на спутнике Земли можно увидеть силуэт девочки с берестяными ведерками. Посмотрите сами в ближайшее полнолуние! Интересно, что хорошо всем нам известная лиса у негидальцев такая же пройдоха и хитруля.
Уильта. Опасность в тайге
Уильта — коренной народ Сахалина вместе с айнами и нивхами. В настоящее время их насчитывается всего 300 человек. И сейчас они, как и их предки, занимаются оленеводством.
В 2008 году был издан первый букварь уильтинского языка, а в 2020 году увидела свет книга уильтинских сказаний, записанных собирателем фольклора Еленой Бибиковой. Как отмечает автор, самой главной бедой для родителей-уильтинцев была потеря ребенка в тайге, поэтому сказания изобиловали страшилками: не ходи туда, там опасно, не делай этого, от этого можно погибнуть. Главной Бабой-ягой у народа уильта был онгена — злой дух. Он мог унести дитя в свое жилище, и спастись оттуда было очень непросто.
Мир уильта, как и у других народов, живущих в природе и зависящих от нее, был населен духами. Сейчас мы все имеем возможность с ним познакомиться.
Удэгейцы. Русская Амазонка
Тайгу Бикина называют Русской Амазонкой неслучайно. Места здесь насколько богатейшие, настолько и дикие. В деревню Красный Яр, одну из трех, где сейчас живут удэгейцы, нет-нет да и наведается уссурийский тигр. В лесу то след медведя встретится, то соболь на дереве мелькнет. В реке плещется хариус, в горах растет целебный женьшень, дарующий здоровье и молодость. Девственные здешние леса сопоставимы с доледниковыми широколиственными лесами Евразии.
Долгий путь прошли здешние жители против лесорубов и золотоискателей, и в 2018 году Бикинская тайга была официально объявлена Всемирным наследием ЮНЕСКО. К слову, национальный парк Бикин является на данный момент первым и пока единственным в России, задачей которого ставится не только охрана природы, но и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Удэгейцев в мире осталось очень мало — всего 1500 человек.
Сойоты. Горный народ
Новейшей истории этой национальности всего 18 лет. Согласно переписи 2002 года, к сойотам себя сейчас причисляют 3600 человек. Между тем национальным, культурным, бытовым традициям сойотов уже не один век. Сойоты — потомки саянидов, населявших Саяно-Алтайское нагорье с древнейших времен. Но долгое время их причисляли к бурятам.
По одной из версий, «сойот» означает «кряж», «горный отрог». Окинский район Бурятии, место жительства современных сойотов, представляет собой плоскогорье, окруженное со всех сторон цепями гор-трехтысячников. Поэтому поклонение горам — важная часть сойотской культуры. Люди жили в этих красивейших и труднодоступных местах, промышляли пушным зверем, разводили оленей и яков на пастбищах, богатых мхом и ягелем. По мере истощения пастбища вся семья снималась с места и передвигалась за стадом. Без спроса хозяина гор сойоты ничего не делали. Для удачной охоты кормили духа молоком. Два главных праздника народа связаны с горой Мунко-Сардык, высочайшей вершиной Саян (3491 м). Сейчас ее еще называют Саянской Фудзиямой. Нахождение в этом сакральном месте регламентируется. Так, женщинам подниматься сюда нельзя, а мужчинам следует спрашивать разрешение у духов.
Северные селькупы. В царстве снега
Разрешите представить Снежану Куболеву. Имя Снежана означает «снежная». Снежана живет в поселке Толька, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. В ее деревню можно добраться только по воздуху. Раз в неделю сюда прилетает небольшой самолет из столицы региона Салехарда, полет занимает 3,5 часа. Дорог сюда нет. Толька — одно из трех селений, в которых проживают северные селькупы. Села связаны между собой только вертолетом.
Народность селькупов разделена на две группы: северную, к которой принадлежит Снежана, и южную. Исторически сложилось, что сейчас они проживают в разных районах Сибири, расположенных в тысячах километров друг от друга. Всего селькупов сейчас насчитывается около 3500 человек.
Селькупы — охотники и рыбаки. Южные селькупы для передвижения использовали лошадей и собачьи упряжки, северные — оленей (оленеводство было позаимствовано селькупами у ненцев и эвенков). В то время как южные селькупы для шитья одежды используют в основном ткани, зимняя одежда северных селькупов шьется из оленьих шкур. На этом фото девушка одета в парку (пальто) и пимы (высокие сапоги с мехом внутри и снаружи).
Раньше мех играл роль валюты, им же платили налоги в казну. В XIX веке одной обменной единицей служила связка из десяти беличьих шкур, шкурка росомахи или рыжей лисицы приравнивалась к одной такой единице, песца или соболя — к трем. Селькупы менялись с русскими мехами, рыбой, ягодами и орехами на металлические инструменты, оружие и ткани. В древности у селькупов было развито керамическое производство: из глины делали не только разнообразную посуду, но и курительные трубки, грузила для сетей, формы для литья, детские игрушки, культовые скульптуры. С XVII века керамика полностью исчезла. В то же время под влиянием торговли пришло в упадок и местное ткачество. Ремесленные изделия селькупов не могли конкурировать с более массовыми изделиями российского производства. До недавнего времени северные селькупы сохранили кузнечное дело и славились своим ремесленным мастерством среди коренных народов. В настоящее время среди северных селькупов самыми известными являются ремесленники, изготовляющие долбленые лодки и меховую одежду.
Юпик (сибирские эскимосы). Бусинка в дорогу
Сибирские эскимосы — так называют небольшую этническую группу примерно в 1000 человек, населяющую прибрежные районы Чукотского полуострова. Это часть одного большого народа юпик, который жил на Дальнем Востоке и Аляске с незапамятных времен. Хотите попасть в гости к юпик — отправляйтесь в поселок Провидения. Поскольку дорог на Чукотке нет, придется плыть через Берингово море или лететь — на самолете «Чукотавиа» от Анадыря. Вокруг райцентра расположено три национальных эскимосских села.
Когда-то юпик жили за счет промысла морских животных, а также оленеводства. Их существование зависело от природы, и они всегда возвращали ей то, что забрали. Если морю отдать часть добычи, то дальнейшая охота будет славная, а тюлень, морж или кит возродится снова. Эта вера в реинкарнацию прослеживалась и в имянаречении. Детей эскимосы всегда называли в честь умершего члена семьи. И сейчас у современных юпик есть два имени: светское, официальное, и семейное, которым могут назвать в кругу семьи. С годами ушли в прошлое национальные наречия и традиционные промыслы; вместо общих яранг у эскимосов Чукотки — обычные дома; традиционные мясные ямы, хранилища годового запаса мяса, заменены холодильниками. Этнический бэкграунд сейчас поддерживается в основном за счет сохранения некоторых ритуалов и искусства: танца, резьбы по кости, изготовления сувениров. Один из сакральных символов сибирских эскимосов — бусинка. Это и охранный амулет, и способ «покормить духов». Бусинка связывает мир ушедших и мир живых. Обратите внимание на шар в руках у девушки и его орнамент. Если юпик отправляется в поездку, обязательно возьмет с собой домой бусинку.
Чуванцы. Оленеводы и рыбаки
Село Чуванское, из которого родом девушка с фотографии, основано в 1951 году. Живут здесь, как можно понять из названия, чуванцы — одна из коренных народностей Чукотки. Село небольшое, в 2018 году насчитывало 175 жителей. Магазин, почта, фельдшерский пункт, дом культуры, начальная школа, детский сад — вот весь нехитрый северный быт. Есть интернет и сотовая связь. Жители занимаются в основном оленеводством, рыболовством и разведением ездовых собак, как и их пращуры.
Есть еще два села, где живут чуванцы, но больше всего их в столице региона — Анадыре. Впрочем, численность чуванцев России все равно едва превышает 1000 человек, это пять вагонов столичного метро в час-пик. До конца 1980-х народность в переписях не учитывалась, ее представителей причисляли к русским или чукчам.
Язык чуванцев, близкий к юкагирскому, сейчас утрачен. Кочевые чуванцы-оленеводы говорят на чукотском языке. Оседлые, их еще называют анадырцами, марковцами, — это потомки русских казаков и их жен, представительниц сибирских народов, — на «марковском» диалекте русского языка. Фольклор сохранился, он совмещает в себе реальные и фантастические сюжеты из жизни охотников. Образ жизни раньше и сейчас сильно зависит от того, к какой группе принадлежит чуванец. Оседлые очень русифицированы, кочевые больше сохранили традиции предков: одежду (зимой это меховая кухлянка и штаны, летом — ровдужья камлейка с капюшоном), образ жизни, питание, религию — анимистический пантеизм.
Ительмены. Дети ворона
Камчатку создал ворон. Имя ему — Кутх. Увидел Кутх как-то косяк рыбы, вытащил одну и попросил, чтобы она стала землей. Так появился мир, где поселились ительмены, коренной народ Камчатки.
Кутх — существо вовсе не страшное, а где-то даже и симпатичное. Мало у какого народа найдется столько смешных, забавных и даже пародийных историй про верховное божество. Ительмены своего бога не боялись, гораздо страшнее был дух моря. Он и байдарки переворачивал, и рыбаков за борт мог утащить. А если человек попадал в воду, спасать его никто не спешил: теперь он — добыча духа. Смерти же ительмены не боялись, потому что мир вечен, а душа бессмертна. Шаманами у ительменов чаще всего были женщины.
Сейчас ительменов в России насчитывается около 3000 человек. Это оседлый народ, который во все времена жил за счет рыбного промысла, сбора дикоросов и птичьих яиц. Только в наше время традиционные промыслы оказались под угрозой из-за глобального потепления. Рыбу ительмены традиционно сушат, вялят, солят, коптят и квасят, закладывая в специальные ямы, заваливая травами и землей. Это деликатес.
Живут в поселках, а раньше зиму проводили в больших полуземлянках, собираясь по шесть-десять семей. Летом разделялись по травяным шалашам, которые ставили по берегам рек. По заснеженной тундре передвигались на ездовых собаках, а по рекам — на лодках-долбленках. Во время охоты использовали лыжи и снегоступы, подбитые камусом (шкурой с голени оленя), рыбу ловили сетями из волокон крапивы. Гостей встречали натопленным жилищем, горами еды и веселящей настойкой мухомора. Сейчас здесь так же рады гостям, хотя мухомором не угощают и сети у ительменов уже современные.
Нымыланы (береговые коряки). Дом под снегом
Зимы на Камчатке снежные, ветра суровые. Если бы вы собрались к береговым корякам в гости лет 120 назад, пришлось бы спускаться по дымоходу, как Санта-Клаусу.
Из-за снеговых наносов зимние дома коряков выглядели как полуземлянка с перевернутой воронкой из веток сверху. С одной стороны к воронке приставляли бревно с насечками-ступеньками. Вход в дом действительно осуществлялся через отверстие дымохода. Такое же бревно было и внутри. Летние дома-амбары береговых коряков тоже были необычными — их строили на сваях, чтобы никакой зверь не забрался внутрь и не своровал припасы.
Мужская, женская и детская одежда и обувь были одинаковы по покрою, делилась на зимнюю и летнюю в зависимости от материала, из которого ее шили. Мех зимой, ровдуга (замша) летом. Одежду богато украшали орнаментом и подвесками. Интересен способ переноски детей: женщины помещали их в мешки-переноски из кожи или стеблей крапивы за спину, цепляя широкой лентой-лямкой за лоб.
Коряки были когда-то одним народом, но со временем разделились на две группы: нымыланов, оседлых, или «сидящих» по берегам, и чавчувенов, кочевых, путешествующих со своими стадами и переносными жилищами по внутренней территории полуострова. Первые занимались ловлей рыбы и охотой на морского зверя (тюленей, моржей, китов), пушным промыслом, а также собирательством. Вторые пасли оленей. Образ жизни, традиции и даже язык со временем их все больше отдаляли друг от друга. Нымыланы были близки по традициям к другому камчатскому народу — ительменам. Сейчас коряков в общей сложности в России живет примерно 8000 человек.