Натуралист Александр Хабургаев рассказал, как нужно снимать животных

Существуют ли в съемках про животных сценарии. И как вообще «договориться» с необычным актером?
Очень сложно снимать животных, ведь скорость их реакции превышает человеческую. Много ли у вас фотографий домашнего кота, если только он не спит?
 
Диких животных снимать еще сложнее — они не доверяют человеку и не подпускают его к себе. Как же тогда создатели передач о природе создают то впечатляющее ощущение реалистичности происходящего, когда кажется, что птица или зверь буквально врывается в кадр? 
 
Не только в способностях оптики дело. 
 
Спросили об этом натуралиста и ведущего телеканала «Живая Планета» Александра Хабургаева.
 
Вот несколько правил: 
  • Человек и животное должны быть одного «роста».
  • Лучше не пытаться взаимодействовать с животным глаза в глаза.
  • Животное нужно уметь фиксировать.
«Например, если я сижу на корточках рядом с животным, то оно не такое пугливое. Если я встану, то животное тут же убежит. Если я смотрю на животное, то оно уже настороже, и это вообще проявление агрессии — взгляд глаза в глаза. Если ты в руках держишь животное, надо уметь его фиксировать. Бывает так, что и кусают, и царапают. Ну никуда не денешься», — говорит ведущий.
 

Какие еще тонкости съемок бывают? Бывают ли в съемках животных сценарии?

Александр Хабургаев: «Сценарий пишется потом. И очень часто многие вещи приходится переписывать. Потому что вдруг сняли то, что и не мечтали снять. А то, что хотели снять, наоборот, не получилось. Вот даже самый первый фильм про гадюк Никольского, который мы делали на канале «Живой Планеты». Когда мы поехали в Воронежский заповедник, нас сразу предупредили, что можем эту черную гадюку не найти. Ну Олег (Олег Шумаков — ведущий канала и постоянный консультант 51 прим.Ред.) заранее отловил обычную черную гадюку. Она как две капли воды на нее похожа, там даже специалист не отличит. Везем с собой — на тот случай, если мы нужную не поймаем, будет у нас играть гадюку Никольского. А потом нам повезло, и мы смогли отловить сразу трех настоящих гадюк Никольского. Вот, пожалуйста. Или бывало так, что неожиданно находили какое-то животное, которое и не мечтали встретить. Поэтому все по-разному. 

Крупные компании, как BBC, National Geographic и так далее, каждый фильм снимают год, если не больше. То есть приезжает съемочная группа, она живет рядом с этими обезьянами или колонией птиц, год их снимает, а потом приезжает какой-нибудь ведущий типа сэра Дэвида Аттенборо, говорит свои подводки и улетает куда-нибудь в Антарктиду, где уже работает другая группа. 

Мы снимаем свои фильмы за несколько дней, мы по бюджету не можем год гоняться за каким-то животным по всему лесу. Но нас хорошие, дружеские отношения связываются со многими заповедниками. Они нас терпят и любят, поскольку знают лично и знают, что мы с животными умеем работать. Вот их мы предупреждаем о своем приезде, говорим, какие животные нам нужны для съемки. Дальше нам уже их подготавливают, и мы с ними работаем»