Ученые выяснили, зачем первобытные дети участвовали в ритуалах пещерной живописи

В доисторических культурах детям могли приписывать особую духовную силу.

Новое исследование ученых из Тель-Авивского университета предлагает свежий взгляд на загадку, волновавшую археологов десятилетиями: зачем древние люди уводили маленьких детей глубоко в темные и опасные пещеры, чтобы создавать наскальные рисунки?

Согласно гипотезе, опубликованной в журнале Arts, дети могли играть ключевую ритуальную роль в доисторических обществах. Исследователи предполагают, что их воспринимали как «пограничных существ», способных общаться с потусторонними силами. Это основано на следах, обнаруженных рядом с пещерным искусством — отпечатках детских рук, следах ног и даже рисунках, сделанных пальцами детей в возрасте от 2 до 12 лет.

Фото: Marco Romano – Romano et al. 2019
Следы детей из пещеры Басура, 14 000 лет назад

Одна из таких пещер — Руффиньяк во Франции — датируется 14 000–20 000 лет назад. Там сохранились линии и узоры, нарисованные детскими пальцами, что подтверждает их участие в создании искусства.12

Ранее считалось, что участие детей объясняется желанием взрослых передавать знания и традиции. Однако, по словам профессора Рана Баркая, в доисторических культурах детям могли приписывать особую духовную силу:

«Многие из этих обществ считали пещеры вратами в подземный мир... В этом контексте маленькие дети воспринимались как пограничные существа, принадлежащие как к сфере, которую они покинули совсем недавно (до рождения), так и к миру, в котором они сейчас живут».

Команда, в состав которой вошли доктор Элла Ассаф, доктор Яфит Кедар и профессор Баркай, отмечает, что дети могли восприниматься как «агенты», обладающие особыми связями с природой и духами. В культурах коренных народов по всему миру (и в прошлом, и в настоящем) дети часто играли уникальные роли в религиозных и духовных практиках. Исследователи считают, что аналогичный взгляд мог существовать и у доисторических охотников-собирателей.

«Мир детства отличается от мира взрослых. У детей иное восприятие, мышление и поведение. Это могло делать их идеальными участниками ритуалов, направленных на взаимодействие с потусторонними сущностями», — объясняет доктор Ассаф.

Путешествия вглубь пещер — иногда длиной в сотни метров — были опасными: узкие проходы, ограниченный кислород, крутые скалы. Но находки подтверждают, что даже двухлетние дети участвовали в этих экспедициях, оставляя отпечатки и следы в самых глубоких и тёмных залах.

Этот подход позволяет по-новому взглянуть на пещерное искусство. Вместо того чтобы видеть в нем исключительно взрослое творчество, исследователи подчеркивают, что дети могли быть полноправными участниками ритуалов и творцами искусства, играя значимую роль в космологии древних сообществ.