Археологи прочитали надпись на надгробии из Большого Гнездниковского переулка в Москве

Белокаменная плита над могилой юной девушки незаметно рассказывает о больших исторических сдвигах.

В последние дни апреля в Большом Гнездниковском переулке во время работ по прокладке инженерных коммуникаций было обнаружено белокаменное надгробие: почти квадратная массивная плита, рассчитанная на установку в стену храма. Надпись в центре плиты окружает пышная резная рама. Этот изобразительный мотив активно использовали в архитектурном декоре эпохи раннего нарышкинского стиля с последней трети XVII века.

Прямоугольное поле плиты заполняет длинная надпись в десять строк. Надпись выполнена рельефно, сообщает Институт археологии РАН.

Ученые ИА РАН прочитали надпись: в ней говорится о смерти 18-летней Марии Плещеевой из старомосковского служилого рода, которая была похоронена на некрополе церкви Николая Чудотворца в Гнездниках в ноябре 1702 года.

Фото: Институт археологии РАН

"В лѢто от Сотворения мира 7211го году // а от Рождества Христова 1702го но//еврия 20 (..) числу во 2 четверти 6го ча//са нощи на память иже во святых // отца нашего Павла архиепископа // Константина града исповедника // преставися раба Божия ближнего стольни//ка Семеона Феодоровича ПлещѢева дщерь // девица Мария Симоновна // от рождества свое(го) в 19(е) лѢто".

«Мастер использовал вязь – особый вид письма, при котором знаки причудливым образом соединяются друг с другом: срастаются, вписываются, ставятся друг под другом, сокращаются, а также выносятся над строкой. Такое письмо требует большого искусства и в исполнении, и (отчасти) в прочтении. Но дело не только в красоте. Очень интересен текст», сказал заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН, доктор исторических наук Леонид Беляев.

Надписи надгробий XVI-XVII веков оформлялись по одной-единственной четкой формуле. Причем в качестве года смерти указывалась дата «от сотворения мира», такое исчисление было принято в допетровской России.

Оформление найденной плиты показывает на период упрочения связей России с Европой. Характерный признак переходного периода: год смерти указан сначала от Сотворения мира, а затем и от Рождества Христова (как было принято в западном христианстве). «Традиции пока перевешивают новшества: в обоих случаях год написан не арабскими цифрами, а буквенной цифирью», объяснил Леонид Беляев.

Фото: Институт археологии РАН

Находка плиты неожиданно помогла внести уточнения в историю России начала XVIII века. Дело в том, что оказалась она в переулке не случайно: ее нашли недалеко от того места, где с XVII века стояла приходская церковь Гнездниковской слободы во имя святого Николая. В церкви хоронили и других Плещеевых: в частности, в их числе был и отец Марии, Семен Федорович (+1683), и его брат, Федор Федорович (+1702). Об этом известно из описания надгробных плит, которые были сделаны в конце XIX века. Федор был близок к Петру I, умер молодым, в 30 лет, от горячки, и царь даже распорядился сделать его восковую маску. Любопытно, что он умер в тоже время, что и его племянница Мария, в начале 20-х чисел ноября 1702 года. Возможно, безвременная кончина дяди и племянницы была связана с заразной болезнью.

Род Плещеевых — один из старомосковских служилых родов. Он восходит к XIV веку и внесен в Бархатную книгу — родословную книгу наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России.

«К сожалению, мы не можем познакомиться с другими материалами Никольской церкви и ее некрополя: в 1930 году храм был разрушен. И находка в переулке случайно уцелевший, но ценный фрагмент нашего прошлого», сказал Леонид Беляев.

Находки, обнаруженные благодаря непогоде

Москва VS Питер: и в XIX веке тоже