Археологи воссоздали бронзовый таран, которым римляне топили корабли

Римские корабли с бронзовыми таранами потопили десятки карфагенских судов. Теперь мы знаем, как изготавливались эти тараны.

Древнегреческие и римские военные корабли были оснащены бронзовыми таранами, чтобы разбивать и топить вражеские суда. Группа археологов недавно воссоздала такой таран. Они планируют испытать это оружие на репликах кораблей, чтобы оценить его эффективность в морских битвах.

«Это исследование поможет нам понять эволюцию крупных военных кораблей — от флотов преемников Александра Македонского до судов, обеспечивших господство Рима на море», — говорит морской археолог Стивен ДеКазиен из Даляньского технологического университета в Китае.

Бронзовые тараны были неотъемлемой частью античного морского боя. Дайверы и подводные археологи обнаружили 32 таких тарана, на некоторых из них сохранились повреждения от лобовых столкновений.

Большинство этих таранов найдены у западного побережья Сицилии среди обломков битвы при Эгатских островах — решающего сражения между Римом и Карфагеном в 241 году до н. э. во время Первой Пунической войны, объясняет ДеКазиен.

«Эта коллекция дает уникальное представление о морских битвах [древности], раскрывая детали строительства кораблей, тактики боя и производства таранов», — добавляет он.

Тараны Пунической эпохи были относительно небольшими, весом около 160 кг. Поздние тараны могли весить до 2000 кг, судя по памятнику, воздвигнутому первым римским императором Октавианом Августом в честь его победы над Марком Антонием и Клеопатрой в битве при Акциуме в 31 году до н. э. Сами тараны утеряны, но их крепления явно указывают на огромные размеры.

Археологи точно не знают, как изготавливались древние морские тараны, но ДеКазиен и его коллеги из Техасского университета A&M уверены, что разгадали эту загадку. О воссозданной технологии они рассказали на страницах Journal of Archaeological Science.

Построив деревянную копию носа римского корабля, экспериментаторы покрыли его поверхность пчелиным воском и вылепили форму тарана. Затем восковую модель извлекли и, используя древний метод литья по выплавляемым моделям, отлили из бронзы. Готовый таран можно надеть на нос корабля, как наперсток на палец.

В результате получилась точная реконструкция, соответствующая таранам, найденным у берегов Сицилии. «Каждый таран создавался индивидуально для конкретного корабля, — говорит ДеКазиен. — Мастера добивались этого, вручную вылепливая восковые модели прямо на деревянных элементах судна».

При достаточном количестве материалов римляне могли производить такие тараны каждые два–четыре дня, используя труд 3–4 квалифицированных работников, объясняет ДеКазиен.

Чтобы сделать хотя бы 100 таранов, нужна почти тонна воска, усомнился Майкл Тейлор с исторического факультета Университета штата Нью-Йорк в Олбани. «Римляне построили почти 1000 военных кораблей во время Первой Пунической войны, — напомнил он. — Трудно представить, сколько тысяч ульев и миллионов пчел понадобилось, чтобы оснастить флот для войны с Карфагеном».

Помимо испытаний тарана в действии, ДеКазиен надеется воссоздать гигантские тараны, которые когда-то украшали памятник Августа.