Инженерное чудо: 2200-летнюю дорогу назвали первой в мире супермагистралью

На некоторых участках она расширялась до 60 метров — этого хватило бы для четырех полос современного движения.

Китайские археологи обнаружили хорошо сохранившийся участок древней императорской дороги, построенной более 2200 лет назад. Эту впечатляющую находку уже называют чудом инженерной мысли и предшественником современных скоростных трасс, пишет Arkeonews. Ранее мы рассказывали, как облик 2000-летнего города воссоздали по древним табличкам. 

дорога
Фото: Official Website of Shaanxi Province
участок древней дороги

Недавно найденный 13-километровый отрезок является частью легендарной Императорской дороги Цинь. Когда-то этот транспортный коридор протянулся почти на 900 километров по северному Китаю. Полевые работы в провинции Шэньси провел  Институт охраны культурного наследия Юлинь.

Инженерное чудо 

Раскопки показали удивительно передовые для той эпохи методы строительства. Археологи нашли траншеи с прямыми стенками, укрепления из утрамбованной земли, плотное дорожное полотно и овраги, которые засыпали, чтобы сохранить прямой маршрут. В среднем дорога достигала 40 метров в ширину, а на некоторых участках расширялась до 60 метров — этого хватило бы для четырех полос современного движения.

Древние записи рассказывают, как инженеры династии Цинь «заполняли долины и прорубали горы», чтобы создать прямую артерию. Она соединяла Сяньян — столицу Цинь (недалеко от современного Сианя) — с Цзююанем (нынешний Баотоу во Внутренней Монголии). Этот путь позволял императорской армии быстро перебрасывать войска для отражения набегов кочевников, постоянно угрожавших северным границам.

Приказ первого императора

Строительство дороги историки связывают с Цинь Шихуанди — первым императором Китая, правившим с 221 по 210 год до нашей эры. Удивительно, но на реализацию грандиозного проекта ушло всего пять лет. Это невероятный срок, учитывая масштабы, сложный рельеф и технологии того времени. Знаменитый историк Сыма Цянь, автор «Исторических записок», лично путешествовал по этой дороге и описывал ее строительство. Работы начались в 212 году до н. э. и были завершены в 207 году до н. э. уже при преемнике императора.

Рядом с дорогой археологи также обнаружили небольшое поселение, которое, вероятно, служило почтовой станцией во времена династий Цинь и Хань. Найденные фрагменты керамики помогли установить возраст постройки и подтвердить, что дорога использовалась не только для военных нужд, но и для связи, управления и торговли.

Издание China Cultural Heritage News назвало Императорский тракт Цинь вторым по значимости оборонительным сооружением Древнего Китая после Великой Китайской стены. Если стена была статичным барьером, то тракт стал динамичной линией жизни, позволявшей оперативно перемещать войска, доставлять припасы и укреплять контроль над отдаленными территориями.

Космические технологии

Хотя отдельные участки Императорской дороги Цинь находили еще в 1974 году, большая часть ее маршрута оставалась загадкой. Сейчас археологи использовали спутниковые снимки и технологии дистанционного зондирования, чтобы отследить едва заметные линии на покрытых лесом участках пустыни. На земле они нашли прямые сегменты траншей, уплотненные слои почвы, затвердевшие поверхности и заполненные долины — явные доказательства, описанные в древних текстах.

Это открытие подтверждает, что доиндустриальный Китай создал одну из первых в мире сетей для перевозок на дальние расстояния. Династия Цинь, хоть и просуществовала недолго (221–207 гг. до н. э.), оставила огромное наследие. Помимо дорог и стены, она стандартизировала меры веса и длины, чеканку монет, ширину осей и даже письменность, заложив основы для китайской цивилизации на столетия вперед.

Читайте «Мою Планету» в Telegram