Плавающие у морских берегов бревна оказались не безобидны

Новое исследование оценило вред дрейфующих бревен прибрежным экосистемам.

На пляжах Ванкувера и островов Хайда-Гуай (Королевы Шарлотты) часто можно увидеть бревна. Обычно их воспринимают положительно: ими можно укрепить берег, использовать как дрова или в качестве импровизированных скамеек для отдыхающих. Однако бревна эти вовсе не так безобидны, как кажутся.

В Университете Виктории оценили ущерб, который дрейфующие бревна наносят литоральным (прибрежным) экосистемам Западной Канады. Результаты исследования вышли в журнале Marine Ecology.

«Мы рассмотрели как экологическое воздействие плавающих бревен, так и их количество и перемещение с течением времени. Результаты обеих частей исследования вызывают тревогу», — говорит профессор Том Раймхен, один из авторов.

На первый взгляд может показаться, что бревна по большей части неподвижны, но на деле свыше 90% из них ежегодно перемещаются. Во время штормов бревна приходят в особенно интенсивное движение и преодолевают значительные расстояния. Это движение разрушает экологическую среду в литоральной зоне — участке берега между максимальным уровнем воды во время прилива и минимальным во время отлива.

Раймхен обнаружил, что популяции усоногих — основной литоральной группы ракообразных — на поверхностях, подверженных воздействию бревен, на 20–80% ниже, чем в защищенных расщелинах. Пространства между раковинами, в которых обитает множество мелких беспозвоночных, также страдают. Хотя новые усоногие оседают здесь каждый год, они регулярно уничтожаются из-за сезонного перемещения бревен.

Многие виды куликов — бурунный, черный кулик-сорока, берингийский песочник, черная камнешарка — зависят от каменистых литоральных зон как от источника пищи. Исследователи полагают, что потеря колоний усоногих раков и беспозвоночных в результате истирающего воздействия коряг, вероятно, способствовала сокращению популяций куликов. С 1970 года численность некоторых из этих птиц уменьшилась на 50%.

«Плавающие бревна наносят постоянный и циклический ущерб литоральной среде на побережье Британской Колумбии. И за последнее столетие проблема только усугубилась, поскольку количество плавающих бревен неуклонно растет», — встревожен Раймхен.

Вместе со своими студентами он изучил спутниковые снимки и архивные фотографии, чтобы подсчитать количество бревен во внутренних проливах, на открытых западных берегах и на западном побережье островов Хайда-Гуай. Анализ показал увеличение числа плавающих бревен на 520% с конца XIX века. На самых удаленных берегах их скопилось столько же, сколько и в более освоенных районах. Основной вклад в этот рост внесла лесная промышленность: более 60% проанализированных бревен несут на себе следы человеческого вмешательства. Даже те бревна, что были классифицированы как «естественные», могли оказаться в воде по антропогенным причинам, например, в результате оползней, связанных с вырубкой леса.

«Нам необходимо признать, что плавающие бревна представляют собой значительное экологическое нарушение, сравнимое с воздействием льда или аномальной жарой. Крайне важно, чтобы мы начали сокращать количество бревен, попадающих в морскую среду, и разработали природоохранные меры для защиты организмов в прибрежной зоне», — заключил профессор.

Читайте «Мою Планету» в Telegram