3 дня по горной Башкирии
Каждую осень хочется насладиться яркими цветами природы, желтыми и красными листьями. А если красиво расцвеченные деревья растут на красивых горах - то это вдвойне интересно. Поэтому поставили себе задачу - короткий выезд в горную часть Башкирии, доступный для обычного легкового автомобиля. Нитка маршрута: Екатеринбург - Карабаш - Миасс - Учалы - Белорецк - Узян - Верхний Авзян - Макарово - Стерлитамак - Уфа (не заезжая) - Белорецк и обратно в Екатеринбург. В основном асфальт, на участке Белорецк - Стерлитамак около 100 км грунтовой дороги. Итого: 3 дня движения и наблюдения, небольшие пешеходные отходы. Пройдено около 1500 км, потрачено около 90 литров бензина. Главное требование к автомобилю - клиренс не менее 165 мм (такой клиренс у всех Лад, Рено Логан, у большинства кроссоверов больше). Впечатлений - много. Вот о них - по порядку.
1 День. Подъезд.
Утром выезжаем из Екатеринбурга. Залили полный бак, 50 литров, залили ещё 20-литровую канистру и вперёд. Сначала едем по трассе на Челябинск, в Тюбуке сворачиваем на Касли - Кыштым - Миасс. Дорога живописна, особенно в районе Каслей. Вокруг - озёра. Вот, например, вид на озеро "Киреты".
Дорога идёт по перемычке, с другой стороны - озеро "Большие Касли". Чуток размяли ноги - и дальше - мимо Кыштыма, Карабаша. В Карабаше дорога идёт мимо старых отстойников медеплавильного завода. Зрелище, надо сказать, удручающее. А запах от завода добавляет отрицательных впечатлений.
Быстро уезжаем с этого места, и уже где-то через полчаса подъезжаем к Миассу. Нам предстоит его проехать полностью - город расположен в долине реки. Занимает это почти час. Наконец мы вырываемся на простор, пересекаем трассу М5 и едем к Учалам. Красивые поля, холмы, вдали видны горы.
Выезжаем из Челябинской области и въезжаем в Башкирию. Дорога идет параллельно железной и пересекает её несколько раз.
Ближе к Учалам местность становится более холмистой. Дорога проходит через деревни, где часто встречается всякая живность. Но живность здесь грамотная и по дороге ходит организованными группами.
Учалы проезжаются с краю. Несколько заинтриговало выездное кольцо - знаки направлений там расставлены своеобразно. Но подумав, можно выбрать правильное направление. Едем дальше, к Белорецку. Кругом холмы, перелески, речки. Рядом с небольшой речкой останавливаемся на обед. Кипятим на газу чай, хорошо перекусываем - и вперед. Переезжаем через реку Урал и оказываемся в Европе! На берегах реки стоят две памятные стелы - "Европа" и "Азия".
Ну а нам - дальше, Белорецк уже близок. Как правильно проехать через Белорецк, пришлось спрашивать местных жителей: указателей здесь мало. Пересекаем реку Белая и едем дальше - на Узян. Справа должно было быть видно горы Яман-тау и Иремель, но видимость плохая - потихоньку накрапывает дождик, и горы видно временами и то очень плохо.
Километров через 20 после Белорецка въезжаем в долину реки Белая и какое-то время будем ехать по ней. Где-то между Азнагулово и Узяном останавливаемся на ночлег, разбиваем палатку. Недалеко Белая, но к реке подъезжать неохота - вдруг застрянем на мокрой глинистой полевой дороге. Готовим покушать - и спать! Завтра - неспешная часть, так как мы уже находимся в горной части Башкирии.
2 День. Медленно, но верно.
Утром поднимаемся, заливаем взятый в канистре бензин - и снова у нас почти полный бак. Не спеша едем по асфальту. Дорога прихотливо извивается вверх-вниз, по долине Белой.
Много деревень, которые расположены на притоках Белой. Жизнь в них кипит.
Рядом поля, на которых пасутся коровы, лошади.
К сожалению, пасмурная погода не даёт насладится ярким разноцветьем, цвета приглаженные. Проехали Узян, и через несколько километров увидели ведущую вверх, на гору, грунтовку. Ориентиром нам послужила башня сотовой связи, стоящая на верху горы, дорога подходит к асфальту приблизительно через 2 километра после неё. Свернули на неё и осторожно заехали на гребень. Немного проехали по гребню назад, по направлению к вышке, нашли место для разворота и решили дальше идти пешком.
Пройдя около полутора километров, рядом с дорогой увидели скалы.
Естественно, если есть скалы, то на них надо взобраться. Начал накрапывать небольшой дождь и испортил всё впечатление от прекрасного (если бы была видимость) вида. Но и такой хмурый вид впечатляет.
Вернулись обратно, поехали дальше, к пос. Кага, по живописной дороге.
Перед самым посёлком дорога проходит рядом со скальным выходом.
Напротив него рядом с дорогой расположен православный миссионерский центр "Сажелка" со святым источником. Предусмотрена возможность омовения, на листе вывешена рекомендация для желающих.
Посёлок красиво расположен на берегу пруда,
Набрав воды из источника, двигаемся дальше, на Верхний Авзян. Вот тут уже кончается асфальт и начинается грунтовка. Ну что сказать про грунтовку - что это грунтовка. Скорость автоматически снижается до 10 - 20 км в час, что позволяет ещё лучше рассмотреть окрестные красоты. Верхний Авзян запомнился большим храмом на вершине небольшой горки и крутым подъемом при выезде из села.
В дальнейшем нам попадались не только крутые подъемы, но и крутые спуски, так что основной приём экономии бензина - торможение двигателем - применяли вынужденно.
Особенно запомнился крутой спуск к селу Кулгунино. Дорога по селу идет рядом с рекой, мы случайно поехали не по той улице и обнаружили, что то, что мы считали крутыми спусками - это ещё не самое впечатляющее. Но раз люди ездят - то осторожно проехали и мы по крутому спуску к правильной дороге. Перевалив через очередной хребет, въехали в хорошую погоду. Появилось солнышко. Правда, дорога спряталась от солнца в глубокое ущелье реки Кукраук.
Перед впадением реки Кукраук в реку Сикася расположен водопад. Его можно заметить по табличке рядом с дорогой и уширению на дороге, где можно поставить несколько автомобилей. Обычно автомобили там стоят - приезжают экскурсанты с расположенной в нескольких километрах далее турбазы. К сожалению, вечерний свет на даёт возможности сделать хорошие фотографии. Темнеет.
В долине реки Сикася (кстати, эта река исчезает, уходит под землю, а затем появляется снова) много красивых скал, а на другом берегу - поляны. На одной из них мы остановились на ночлег, разбили палатку и под постепенно затягиваемым тучами небом наблюдали, как скалы постепенно скрываются во мгле.
3 день. После того, что увидели во второй день, захотелось ещё!
Утро началось жизнеутверждающе - солнце. Правда, потом немного захмурилось. Скалы вдоль реки - голова кружится.
Проедешь сто метров по дороге - и видно другую скалу, ещё краше.
А в скалах - есть и пещеры. Можно туда и забраться, но времени на всё не хватит. К тому же нам говорили, что внутри - грязно, надо брать с собой специальную грязную одежду. Но всему приходит конец - пришёл конец и грунтовке. В деревне Макарово снова начинается асфальт, а на асфальте - местная живность. Конечно, на камнях лежать неохота, а на ровном - приятно.
Дорога опять идёт по более ровной местности, и горы уходят. Но не все - иногда посреди "долины ровныя" торчат "шиханы", очень заметные среди полей.
Проезжаем отворот на Красноусольск. По рассказам, там тоже очень красиво, к тому же источники минеральной воды, целебные источники и озера. Но нельзя объять необъятное - хотя имело бы смысл проехать через Красноусольск, а не ехать через Стерлитамак. В следующий раз будем умней.
Из Стерлитамака по хорошему шоссе с сельскохозяйственными видами доехали почти до Уфы, когда увидели указатель на Белорецк. Хотя первоначально планировали ехать обратно по М5, тут сработал инстинкт "ХОЧУ ЕЩЁ", и повернули снова на Белорецк.
Асфальт до самого Белорецка, прекрасные виды!
Сначала - опять крутые береговые скалы, вдалеке.
Затем - горы! Но тут уже - пролетом, почти без остановок.
И вот снова Белорецк, от него - на Учалы.
Знакомая дорога под солнцем выглядит гораздо живописней и радостней.
Да и вид намного лучше, видно дальше.
Погода нас на обратном пути побаловала! Солнце, дождик, радуга! И уже около 24 часов, ночью, добрались до Екатеринбурга. Ура!
Читайте также
1 декабря 2024
86
Будет интересно