Антон Афанасьев
27 февраля 2015
5278

Армения 2014: Ехегис

В IX-XI вв. Ехегис был резиденцией династии князей Сюника. В период правления турок-сельджуков был разрушен и потерял свою роль и политическое значение. В XIII-XV вв., в период правления князей Орбелянов, был восстановлен и стал административным центром. В Ехегисе и его окрестностях был построен ряд ценных историко-архитектурных памятников, которые я и старался найти и посмотреть.

В селе находятся также развалины небольшой сводчатой церкви Катохике (IX в.), которую я так и не нашел. Значимыми памятниками Ехегиса являются также усыпальница князей Орбелян (XIII-XIV вв.) с богато орнаментированными хачкарами и надгробными плитами, а также несколько хачкаров, замурованных в стену.

В Ехегисе сохранилосьи еврейское кладбище XIII-XIV веков, включающее в себя примерно 60 могильных плит, на которых сохранились надписи на иврите и арамейском языке, единственное в Армении. Откуда оно здесь взялось - так и не понятно.

Ну и главная достопримечательность - двор, сконструированный из старых шестерок!


Вид на село из крепости Смбатаберд, которая была построена на этапе наивысшего развития этого места и являлась с ним одним целым.



На въезде в Ехегис



Княжеское кладбище Орбелянов



Вообще, само село очень приятное. Все оно засажено дубами и кленами, которыек этому времени уже сбросили листву, и местные жители жгли её до такой степени, что к вечеру дым заволакивал всю округу.



Село видно что живет, народ со скотиной, везде собаки, заготовлено сено на зиму, куры с утками то и дело швыряют под ногами...



Видимо, семейное кладбище



Расположившаяся на южном конце села небольшая купольная церковь Сурб Ншан (Св. Карапета) была построена в XIII веке. Реставрировалась в 1976 году.



Церковь Зорац (Церковь Воинства) заслуживает подробностей, так как это уникальная в своем роде постройка. Она расположена на холме, возвышающемся над рекой Ехегис. Перед церковью находятся несколько изящно орнаментированных хачкаров, которые датируются X-XIII, а часть расположенных здесь же надгробий - XV-XVII веками.

Церковь построена в 1324-1331 годах епископом Степаносом Тарсаичем - внуком Сюникского князя Тарсаича Орбеляна, имевшего дворец в Арени. В этот период Армения находилась под игом монголов (примерно 1242-1344 гг.), и по их требованию армянские князья должны были воевать против мамлюков и тюркских племен, соперничающих за богатые земли царства.

Среди архитектурных памятников Армении церковь Зорац отличается своей уникальной композицией. Других подобных строений в Армении не сохранилось. Церковь не имеет закрытого зала со сводчатым или купольным покрытием, она вообще не имеет зала: под крышей располагается только восточная апсида и примыкающие к ней две ризницы, из которых выход ведет во двор - открытую просторную площадку с западной стороны. Церковь уникальна и тем, что ее алтарь расположен выше обычного.<p> Согласно легенде, церковь Зорац предназначалась для войска, уходящего на войну, чтобы воины получали благословение и святое причастие от отцов церкви. Хотя данный ритуал считался общепринятым, однако в Армении другой церкви, построенной для таких целей, нет. Необычна сама идея открытой молельной площадки, предназначенной для вооруженных всадников.

Церковь была реконструирована в XX веке. Археологические раскопки в окрестностях церкви Зорац продолжаются до настоящего времени. Во время последних изысканий были обнаружены основания строений, датируемых XV-XVI веками, а также хорошо сохранившиеся стены и оконные перемычки. Среди выявленных во время последних раскопок строений выделяется библиотека-хранилище рукописей.



Видите, какая она "узкая"



Ещё одна церковь с двускатной крышей, название её я так и не нашел, так что буду благодарен, если скажете как она называется и немного про её историю.



Вход



В стены местами вмурованы надгробные камни и хачкары.



Еврейское кладбище

Каких-либо зафиксированных исторических фактов о существовании еврейской общины в Ехегисе, а также других еврейских общин в Армении, нет. Однако на кладбище сохранилось около 40 надгробий, еще 30 обнаружено на ближайшей территории. На 10 надгробиях надписи сделаны на иврите и арамейском языке.

В эпитафиях присутствуют языковые обороты, используемые во время традиционного еврейского погребения, стихи этнического религиозного содержания, на библейские темы, а также изречения, позаимствованные из Талмуда. Имена некоторых из усопших были широко распространены среди евреев, населявших Иран, что, вполне вероятно, может свидетельствовать об иранском происхождении жившей в Ехегисе еврейской общины.

Самая старая система отсчета времени, которой пользовались еврейские общины Востока, начинается с 331 нашей эры.

На территории имеются надгробия, не имеющие датировки. Самое старое захоронение датировано 1266 годом, а самое последнее - 1337 г. Таким образом, кладбище было действующим, по крайней мере, на протяжении 80 лет. Насколько загадочным является происхождение евреев Ехегиса, настолько загадочны и причины исчезновения этой общины.

По инициативе предводителя Сюникской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Абрама Мкртчяна и при поддержке Министерства культуры Армении, в 2000-2003 годах армяно-израильская экспедиция, возглавляемая профессором Майклом И. Стоуном и доктором Давидом Амитом, провела на территории кладбища археологические раскопки.



Эпитафии на вытесанных из базальта надгробиях сделаны на иврите, а иногда на арамейском языке, и дают возможность составить представление о еврейской общине, проживавшей в окрестностях цветущего города Ехегис с середины XIII века и до середины XIV века. Эти надписи дают возможность получить представление о людях, преданных здесь земле. На надгробиях приведены цитаты из Библии, а также указаны еврейские имена.

Одна из надписей гласит: "Баба, сын Давида, скончался в месяце Тамуз 1600 года". Она посвящается памяти одного из членов общины. Дата на надгробии указывается в соответствии с принятым у восточных евреев летоисчислением (евреи Йемена пользуются им по сей день) и соответствует 1289 году нашего календаря. Надпись на арамейском желает усопшему "сладких воспоминаний и утешения души"

В другой эпитафии, отец, скорбящий о безвременно скончавшемся сыне, приводит отрывки из пророчеств Исайи и выражает свою веру в бессмертность души - о воскрешении усопших. На третьем надгробном камне упомянут на превосходном иврите служитель храма Аарон.

Одна из самых красивых надписей датируется 18-м Днем месяца Тишрей 1266 года, и посвящена памяти "непорочной девы, обрученной Эстер, дочери Михаэля: "Пусть ей посчастливится быть рядом с нашей праматерью Сар[ой].". На другой стороне написано: "Миловидность обманчива и красота суетна" (Святое Писание, Книг? Притчей (31:30)

Несколько надгробий было использовано в качеств строительного материала для ближайшего моста мельницы...



Я рядом с еврейским кладбищем расположено бывшее азербайджанское кладбище... На нем есть пара-тройка целых надгробий, но большинство из них примерно вот в таком состоянии...

Читайте также
Комментарии
сергей комолов
27 февраля 2015, в 22:28

спасибо .очень понравилось фотография двор из старых шестерок.

Hasmik Khachatryan
11 марта 2015, в 01:59

Ещё одна церковь с двускатной крышей, название её я так и не нашел, так что буду благодарен, если скажете как она называется и немного про её историю.  **************************************************************     Трехнефная базилика Св.Богоматери (Церковь Аствацацин) была реконструирована в 1703 году с использованием каменных блоков раннего периода. Оконный проем на западной стене выполнен в форме четырехлинейной арки, обрамляющей старый хачкар. По обе стороны сводчатого входа – изображения двух сирен с коронами. Сирены были популярными образами в средние века, а коронованные фигуры, вероятнее всего, символизировали членов царской семьи. Позади каждой фигуры раскинулись ветви символа Древа Жизни.

Hasmik Khachatryan
11 марта 2015, в 02:05

Ехегис
Средневековый Ехегис был одним из самых богатых городов Армении и в XIII-XIV веках – престольным градом династии Орбелянов (Прошьянов). Орбеляны и их родственники правили большей частью Зангезура (нынешние районы Вайоц Дзор, Сюник, Гегаркуник, Арарат и Котайк), но к XV столетию мощь властителей иссякла в борьбе с Тимурленгом (Тамерлан, Хромой Тимур), тюрками и персами. К тому же, разрушенный землетрясениями город был оставлен армянами, вынужденными переселиться в Персию, а его новые поселенцы переименовали место в Алаяз. В 1988 году деревню Ехегис заселили беженцы из азербайджанского Сумгаита(http://sumgait.info/sumgait/the-sumgait-tragedy/sumgait-tragedy-introduction.htm) и вернули поселению его первоначальное историческое название.

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
10:25
Страшно. Интересно. Алтай
11:20
Планета на двоих. Занзибар
12:05
Кавказский пленник. Ингушетия. Башни Эрзи
10:10
Природоведение. На разделе сред
10:40
Спасение детёнышей шимпанзе. Переломный момент
11:40
Звериный репортёр
Ничто так не развивает ум, как путешествиеЭмиль Золя